Читать ветер, ходить галсом — наш корреспондент постигала основы яхтинга

«Это просто фантастика!»

Вид парусников на озерах Беларуси уже давно не удивляет. Кипенно‑белые яхты, рассекающие гладь родных акваторий, становятся такими же атрибутами лета, как привычные байдарки. Напросились к опытным гомельским яхтсменам, чтобы узнать, каково это — читать ветер, вязать морские узлы и ходить под парусом.

При чем тут закон Бернулли

Яхты на Обкомовском озере в Гомеле, устремленные мачтами в небо, как магнит. Увидишь — не останешься равнодушным. Именно здесь находится тренировочная база секции парусного спорта СДЮШОР «Омега» Федерации профсоюзов. Великая удача, что моими проводниками в спорт стали детские тренеры, умеющие рассказывать просто о сложном.

Впрочем, с простотой таки возникла напряженка. Это издалека парусники кажутся «белыми и пушистыми», легкими в управлении и приходящими в движение благодаря некоей волшебной силе. Что в реале? Тренер‑преподаватель Иван Короткевич с ходу погружает в правду жизни:

— Обуздание природной стихии — вот что значит парусный спорт. Здесь идет взаимодействие с водой, ветром... Обучаешься сложному, но одновременно очень интересному делу. Лодка движется по воде не с помощью физической силы человека, а вездесущего ветра. Сама по себе против ветра она не идет. Задача яхтсмена почувствовать этот самый ветер, поставить парус под правильным углом и управлять им так, чтобы он наполнился. Вспоминаем физику, закон Бернулли. Если по‑простому: когда скорость увеличивается, давление падает, а когда замедляется, давление растет…


Под нужным углом

Свежий ветер, брызги в лицо, белый парус — все это я ожидала. Но не физику! Осторожненько спрашиваю, чтобы меня не отправили с базы несолоно хлебавши:

— А можно без Бернулли? Уже на практике буду осваивать.

— Значит так, до практики знакомимся с правилами безопасности, устройством лодки, вязанием морских узлов, — наставник делает лишь легкое послаб­ление, потому что по‑другому с «чайниками» нельзя.


Правила поведения на яхте — многостраничны. Но святая святых: без спасательного жилета на борт ни ногой, даже если ты чемпион мира по плаванию. Устройство яхты постигаю на примере швертбота «Оптимист» — лодки для самых юных спортсменов. Мачта мне знакома. Нос, корма — и раньше слышала. Но пяртнерс, мидель‑шпангоут, степс, шпринт. Такое, извините, не то что запомнить с ходу, а и выговорить с первого раза не получится. Подсознательно хватаюсь хоть за что‑то родное в череде непроизносимого. О, «колдунчики»! И что это за милота такая? Короткевич терпеливо объясняет:

— Тонкие ленты на парусе, помогающие определять поток и направление ветра… Запомните главное: против ветра яхта не идет. Она идет под углом. Ветер наше все. Его нужно научиться читать, чувствовать, чтобы использовать эту силу для движения.


— Лизнуть палец! С какой холодит, с той и ветер? — вспоминаю, как делали в детстве.

— При помощи лица, кожи и наблюдений за водной рябью, — поправляет Короткевич. — Где гладь озера темнее, там сильнее порывы ветра, а значит, скорость будет выше. Спортсмены все это знают. Ну, покрутите лицом. Услышите равномерный шум в ушах, значит, вы стоите ровненько против ветра.

Что у нас от моря?

Покрутила. Есть контакт! Кажется, я начинаю ощущать в себе робкие ростки яхтсмена. Но тренер пока не отпускает:

— Вы спрашивали, что у нас тут от моря? Морские узлы. На самом деле их огромное количество. Но освоим три основных: прямой, восьмерка и беседочный. Каждый решает свою задачу. Прямой, например, используется для крепления паруса к мачте, а восьмерка в ситуациях, когда веревку нужно зафиксировать. Главное преимущество морских узлов в том, что в отличие от бытовых их быстро и легко можно распустить в любой момент.


Честно скажу, дались не сразу. Исключительно под руководством наставника. Первые два еще ничего. Но беседочный. Короче, обещала преподавателю тренироваться вязать узлы дома летними знойными вечерами.

Все — можно в лодку! Но только вместе с другим тренером секции — Денисом Гуриным. Зато все по‑взрослому. Серьезная яхта класса «Финн», к слову, бывший олимпийский вид гоночных парусников. Перво‑наперво ее надо спустить с берега на воду, и мне это дело доверяют. Усилие, еще усилие. Поддается с огромным трудом. Доверяют сопроводить и парусник вдоль причала, удерживая за мачту. Вот только «Финн» все время норовит утянуть меня в воду. На помощь спешно приходит тренер. Наконец добираюсь до паруса. Разворачиваю это мощное необъятное полотнище. Прям чувствую себя морским волком. Но Денис Гурин возвращает к науке:

— В нашем случае органы управления — руль и шкот. Руль отвечает за направление яхты во время движения. Шкот управляет положением паруса в яхте. Как вы помните, яхта против ветра не ходит, поэтому мы идем галсом, то есть лесенкой, подстраиваясь под направление ветра и его силу. Обязательно обратите внимание на гик — горизонтальную алюминиевую трубу, к которой крепится нижняя кромка паруса. При крене и поворотах гик перемещается, поэтому нужно пригнуться, чтобы не ударило по голове. Готовы управлять?


К удару гиком я точно не готова. Да и вместо привычного штурвала вижу устройство, похожее на V‑образное «коленце». Тренер успокаивает: «Не волнуйтесь, у нас детвора осваивает эту науку на раз‑два». Мертвой хваткой цепляюсь за руль. Гурин руководит: «На себя, от себя».  

Постепенно включаюсь в процесс. До конца не понимаю, как мне это удалось, но парус заполнился! Яхта ожила. Ветер в лицо, скорость по нарастающей. Только вот впереди причал, с которым надо бы разминуться. Тренер берет управление на себя: «Осторожно, гик! Пригибаемся».

Как‑то само собой получилось правильно скукожиться. И так несколько раз на сравнительно коротком водном маршруте. Но через время это неудобство уже казалось сущим пустяком. Ибо когда шли верным курсом — это же была просто фантастика! В Гомеле по озеру на яхте с ветром. Как на популярных яхтенных курортах. Спасибо терпеливым наставникам «Омеги». Без них не сойти мне с этого берега и не пройти галсом под белым парусом.

ВЕРНЫЙ КУРС

Яхтинг становится все популярнее в Беларуси как вариант водного отдыха. Такие услуги особенно активно развиваются в Минске.

Именно здесь можно обучиться основам управления парусником, что является самым верным вариантом при освоении навыков яхтинга. Цена базового курса для взрослых стартует от 300 рублей. В Минске есть выбор при аренде яхт — от 200 рублей в час. При овладении навыками управления можно стать участником регаты среди любителей, которые организуются на Минском море и крупных белорусских озерах.

Яхтинг с историей

В Беларуси парусный спорт начал развиваться во второй половине 60-х


Первый чемпионат республики прошел в 1967 году. Год спустя при Минском дворце пионеров был открыт кружок парусного спорта. Постепенно такие же секции появились в областных центрах. В настоящее время детский и юношеский парусный спорт культивируется в Минске, Гродно и Гомеле. Например, в секции Гомельской СДЮШОР «Омега» Федерации профсоюзов в настоящее время совершенно бесплатно занимается около 70 ребят от 8 лет и старше.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter