Выпускники совместной российско-белорусской магистерской программы МГУ и БГУ «История белорусской диаспоры» ценятся сегодня на вес золота.
В целом появление учебного пособия стало одним из результатов многолетнего сотрудничества ведущих исторических академических и университетских центров России и Беларуси. В частности, исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, Института истории НАН Беларуси, исторического факультета Белорусского государственного университета, Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Федеральной национально-культурной автономии Белорусов России при поддержке Федерального агентства России по делам национальностей.
Перед учеными — авторами учебника — стояла непростая задача: систематизировав базовые исторические факты, сформировать общие для российских и белорусских историков методологические принципы, исторические подходы, наполнить уточненным содержанием исторические понятия, термины...
Почему же выход столь необходимого вузовского учебника стал возможен только сейчас, хотя острая необходимость в нем возникла далеко не вчера? Об этом мы спросили Сергея Кандыбовича, одного из авторов учебника, председателя Федеральной национально-культурной автономии Белорусов России, академика РАН.
— Мы многие годы слышали, мол, Союзное государство вроде есть, а воз и ныне там. Может быть, то, что тема российско-белорусской интеграции не была в числе важнейших новостей и главных пунктов внутренней повестки каждой из наших двух стран, было следствием планов и действий тех, кто не предполагал своей деятельностью способствовать усилению ни России, ни Беларуси, — предположил Сергей Львович. — Но время все расставляет по своим местам.
И сейчас, когда процессы разворачиваются в другую сторону, тогда и стал наконец-то возможен выход нашего учебного пособия. Только сейчас, хотя о готовности его создания мы, наш российско-белорусский коллектив, в первый раз заявили еще 15 лет назад. И заявляли после этого не единожды. Поддержки только не находили...
По мнению ученого, система образования всех уровней — важнейшая часть сохранения национальных государственных интересов.— Никакая третья сила не может оказывать ни малейшего влияния на то, что формирует умы маленьких и молодых граждан своего Отечества. Времена, когда содержанием школьных учебников рулили иностранные фонды, ушли в России и Беларуси в прошлое, надеюсь, навсегда, — подчеркнул Сергей Кандыбович. — Но расслабляться нельзя. Молодежь в зоне особого риска: только отвернемся, очередной крысолов с дудочкой уведет всех наших детей из города, как в старой сказке, предоставив им преференции за участие в противоправных действиях против собственного Отечества, лишит корней, Родины, языка, друзей, родных, силы и будущего...
Так что учебники — это очень серьезно. А данное учебное пособие — это наш вклад в общее дело, которое значительно больше одной книги. Но это тот камешек, который очень нужен в общем движении...
Высоко оценивает значимость нового учебника и Вадим Лакиза, директор Института истории НАН Беларуси.
— Быстрое было решение, но очень взвешенное, по подготовке рукописи коллективного учебного пособия, отвечающее государственным задачам и запросам общества, — подчеркнул ученый. — Сформировался сбалансированный, целенаправленный коллектив авторов, в том числе и молодых ученых двух стран, заряженный на выполнение задачи. Мы понимали и видели, какой огромный объем материалов и информации есть, с какой скоростью он прирастает, какие просто необъятные темы появляются постоянно в рамках развития и укрепления Союзного государства...
Мы поинтересовались у Вадима Леонидовича, насколько сложно историкам работать над темой, которая находится в постоянном развитии. К примеру, одна из глав учебника посвящена Форумам регионов Беларуси и России, и повествование о них заканчивается на седьмом по счету форуме. А в ведь в июне 2024 года пройдет XI Форум регионов!
— У нас есть четкое понимание того, что еще многие нераскрытые страницы истории Союзного государства будут отражены в новом дополненном издании учебного пособия, — объяснил Вадим Лакиза. — Да и если говорить объективно, то, думаю, только развитию гуманитарного сотрудничества в рамках Союзного государства нужно посвящать отдельные книжные издания. Значительны активизация и прирост совместных исследований и практико-ориентированных мероприятий за последние годы. К тому же оценку роли личностей в этом вопросе тоже было бы правильно сделать! Историю ведь творят люди!
Сегодня я вижу, как отдельные слова, главы нашего издания и всех наших уже опубликованных и новых задуманных совместных трудов соединяются в длинную крепкую цепочку плодотворных взаимоотношений белорусских и российских историков и всех гуманитариев, направленных на сохранение исторической памяти, отстаивание наших национальных интересов, укрепление гуманитарной безопасности стран в рамках Союзного государства...
К слову, появлению российско-белорусского учебника для высшей школы «История Союзного государства» предшествовал выход летом 2023 года также совместного уникального по фактуре учебного пособия «История белорусских земель и белорусского государства. Краткий очерк. Материалы к лекционному курсу» («СОЮЗ. Беларусь — Россия» писал о нем 21 июня 2023 года. — Прим. ред.). В работе над ним принимал участие тот же авторский коллектив ученых. А сам учебник, по сути, является концепцией преподавания белорусской истории, разработанной российскими и белорусскими историками как единое видение.
Оба учебных пособия успешно проходят апробацию в вузах России и Беларуси.В частности, в МГУ имени М. В. Ломоносова они включены в список обязательной литературы по курсу «История стран ближнего зарубежья», который читается для всего потока исторического факультета. Их используют в рамках спецкурса «История Союзного государства Беларуси и России» и спецкурса на иностранном языке «Основные этапы формирования Союзного государства Беларуси и России с 1996 года (на белорусском языке)» как обязательную литературу. Эти учебные пособия рекомендованы слушателям Межфакультетского учебного курса МГУ им. М. В. Ломоносова «История, проблемы и перспективы Союзного государства Беларуси и России», который по выбору могут посещать все учащиеся Московского университета.
В Белорусском государственном университете учебные пособия рекомендованы при освоении курсов «Власть и общество в Беларуси в новое и новейшее время», «Модернизационные процессы в Беларуси». А также используются в преподавании в рамках первой Международной российско-белорусской магистерской программы МГУ имени М. В. Ломоносова и Белорусского государственного университета «История белорусской диаспоры».
Работа над такими масштабными учебными проектами — это реальный вклад ученых-историков обеих стран в формирование единого образовательного пространства России и Беларуси. Так считает Оксана Солопова, один из редакторов изданий, руководитель лаборатории истории диаспор и миграций исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
— Можно сказать, что это рутинный процесс учебно-методического обеспечения учебного процесса. Можно сказать, что это ближайшие и долгосрочные наши планы в рамках сложившегося многолетнего российско-белорусского партнерства. А можно сказать, что сегодня это та часть сотрудничества историков двух стран, которая неостановима, как сам исторический процесс, который, и при нашем скромном участии тоже, формирует единое социогуманитарное пространство Союзного государства, — подчеркнула историк.
Важная деталь — учебное пособие «История белорусских земель и белорусского государства» используется на уроках истории уже и в средних школах тоже! Например, в качестве дополнительной литературы в рамках семинарских занятий-уроков в профильных историко-филологических и социально-экономических 10‑х и 11‑х классах Университетской гимназии МГУ имени М. В. Ломоносова.
— Могу сказать, что мы активно работаем над самым широким внедрением наших учебных пособий в обеспечение методического процесса, — уточнила Оксана Вячеславовна. — Так, с нового учебного года оба наши российско-белорусские пособия будут включены в список рекомендованной литературы для подготовки к олимпиадам школьников «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы!» по истории и смежным дисциплинам. Запланировано и включение данных изданий в список рекомендованной литературы для подготовки к дополнительному вступительному испытанию по истории для поступающих в Московский университет на программы бакалавриата и магистратуры.
По мнению Оксаны Солоповой, все усилия авторского коллектива, какими бы благими начинаниями они не были продиктованы, ничтожны, если учебник не начал работать, если по нему не ведется преподавание... «А по нашим и студенты, и школьники уже учатся, и это главное», — констатировала историк.
Ольга Герасименко
gerasimenko@rg.ru
Фото Романа Щербенкова