По словам Людмилы Кузнецовой, начальника отдела госнадзора инспекции Госстандарта по Минской области и городу Минску, продавцы и изготовители преподносят экокожу как особенный материал, обладающий уникальными свойствами:
— И обычно потребители воспринимают его как продукт, который, по сути, не выделяет вредных веществ, не имеет токсичного запаха, при производстве которого применяют экокрасители. В этом году провели более 20 проверок и мониторингов в столице и области, и ни один субъект хозяйствования не смог подтвердить, что применяет экокожу. Термин был только на словах и этикетке.
Материалы для обивки мебели попадают под действие техрегламента Таможенного союза на продукцию легкой промышленности ТР ТС 017/2011. В нем есть прямое требование: не допускается указание пометок «экологически чистая», «ортопедическая» и других видов вроде экокожи без соответствующих подтверждений. Это вводит покупателя в заблуждение. Маркетинговый ход, чтобы продать искусственный материал подороже.
— Какие документы можно спросить у продавца экокожи?
— Сертификат или декларацию соответствия, протоколы испытаний. Но в целом в законодательстве еще не дано определения этому термину и ни в одном техрегламенте он не закреплен. Инициатива обычно идет от изготовителей: произведен новый вид товара и утверждается стандарт, который взят за образец и на который равняются остальные. В будущем, не исключаю, мы к этому придем.
— На какие товары чаще всего вешают ярлык «экокожа»?
— Обувь, одежда, перчатки, сумки, ремни и мебель. Еще встречаются варианты — веганская кожа, прессованная.
— А что грозит продавцам, которые обманывают клиентов?
— Если это проверка, мы такую продукцию запрещаем к реализации. Кроме этого, предполагается ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Если мониторинг, то запрещаем к продаже, а также предписываем, чтобы продавец подкорректировал информацию на этикетке или сайте или получил подтверждающие документы.
ostapchuk@sb.by