Фото носит иллюстративный характер.
— Он не брал разрешения на установку системы ни в ЖЭУ, ни у меня, — пишет N, проживающая на Логойском тракте. — Я категорически против, чтобы кто-то вторгался в мою личную жизнь! Теперь она похожа на жизнь аквариумных рыбок: сосед знает, во сколько и с кем я пришла, ушла, во что одета и т.д.
Минчанка Z с проспекта Машерова также уверена, что ее сосед — «видеопират»:
— Он не согласовал установку камеры ни с коммунальщиками, ни с пожарными, ни с гигиенистами, ни со мной! Я это расцениваю как средство незаконного мониторинга передвижений и вторжение в частную жизнь моей семьи.
ИНТЕРЕСНО
В настоящее время в мире наблюдается ошеломляющий рост установок систем видеонаблюдения. К примеру, в Лондоне на начало 2020 года их насчитывалось более 600 000 единиц. По прогнозам, к 2025 году в столице Туманного Альбиона число камер перевалит за миллион. Это означает, что любой, кто будет заниматься своими делами в Лондоне, сотни раз в сутки попадет в объективы.
Кина не будет?
Но вернемся в столицу Синеокой, где соседи поссорились из-за видеокамер. Одна сторона требует прекратить съемку, вторая — категорически не согласна и настаивает на том, что видеонаблюдение обеспечивает безопасность.В милиции, куда с жалобой обратилась N, посочувствовали и сообщили, что вопрос не в их компетенции. Следующая жалоба была адресована коммунальщикам, но и они развели руками. Вторая минчанка Z свой гнев и письменные доводы выплеснула на председателя товарищества собственников. Приведем фрагменты полученного ответа, который председатель адресовал обеим спорящим сторонам:
«Несмотря на то что законодательство не определяет четко порядок согласования установки видеонаблюдения, необходимо было соблюсти некоторые нюансы:
♦ Как минимум получить согласование товарищества на установку системы видеонаблюдения. Согласование не получено.
♦ Важен мотив. Если для обеспечения собственной безопасности, без намерения собирать сведения о жизни соседей, то это не нарушение. Если же камера установлена для того, чтобы подсматривать за соседями, то можно говорить и о вмешательстве в их личную жизнь».
В завершение пространного ответа председатель правления предложил соседям согласовать разрешение на установку либо переоборудовать систему так, чтобы она не затрагивала ничьих интересов. В противном случае система будет демонтирована.
Z так и не поняла, что дальше. Будет ли сосед просить у нее разрешение на видеосъемку или нет? Кто определит мотив установки, неясно.
Каким образом понудить другую сторону повернуть объектив камеры, трудно представить. И действительно ли систему видеонаблюдения, если сосед пойдет в отказ, можно будет демонтировать?
Попробуем разобраться в перипетиях этого дела с точки зрения юридических норм. Вот как отвечает адвокат Минской городской коллегии адвокатов Татьяна Шимуль:
«В нормах действующего законодательства не урегулирован порядок установки видеонаблюдения в местах общего пользования многоквартирного жилого дома.
В то же время отсутствует и запрет на такие действия, равно как отсутствует указание о необходимости предварительного/последующего согласования с администрацией района, коммунальными службами, органами управления ЖСПК, соседями смежных квартир, иными органами/лицами. Таким образом, сам факт установки камер видеонаблюдения в общем тамбуре без согласования с соседями не свидетельствует о нарушении чьих-либо прав».
Личное и публичное
А что по поводу вмешательства в личную жизнь? Вот что говорит Т. Шимуль:«Действительно, статья 28 Конституции Республики Беларусь гарантирует право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь. Кроме того, защиту частной жизни лица обеспечивает Закон «Об информации, информатизации и защите информации». В то же время имеется правовой дефект, обусловленный отсутствием в гражданском законодательстве надлежащего правового механизма использования и охраны изображения гражданина. Учитывая положения решения Конституционного Суда от 30.10.2018 г., следует полагать, что в ближайшее время указанная правовая неопределенность будет устранена путем внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс, и тогда, возможно, и вопросы самовольной установки видеонаблюдения, последующего использования и хранения данных получат надлежащую регламентацию».
В любом случае определить, не переступил ли сосед черту, за которой проходит чужая личная жизнь, может только суд, который при рассмотрении дела будет учитывать все обстоятельства.
Например, каков угол и направление обзора камеры, имеется ли возможность фиксации камерой иных лиц, кроме лица, обратившегося за судебной защитой. Каковы мотивы, побудившие к установке камер? Преследовалась ли цель сбора, хранения и использования информации о частной жизни жильцов смежных квартир либо целью являлось повышение безопасности жильцов?
Адвокат Татьяна Шимуль добавляет, что гражданский процесс, кроме прочего, строится на принципах состязательности и равенства сторон. И истцам, если, конечно, авторы писем в редакцию захотят ими стать, придется доказать факты, на которые они будут ссылаться. Здесь надо понимать, что издержки лягут на сторону, которая будет менее убедительна.
* * *
Прогнозируется, что в ближайшие годы камеры наблюдения с нейросетями и облачными технологиями станут не только фиксировать события, но и принимать решения, что делать дальше: отправить уведомление администратору, вызвать помощь или сохранять пассивное наблюдение.Но это в будущем, а сейчас и N, и Z должны решить, что делать дальше: продолжать изнурительную войну и довести дело до суда либо договариваться с соседями.
usachev@sb.by