Как улучшить закрепление специалистов в сельском хозяйстве?

Если не привлекает даже высокая зарплата, хороший соцпакет и благоустроенное жилье...

Участники круглого стола дискутировали по кадровым проблемам в АПК

♦ Забирает ли город сельские кадры?

♦ Почему не срабатывают материальные стимулы?

♦ Как найти стабильный выходной день?

♦ Квартира в райцентре: польза или вред?

♦ Какой резон в агроклассах и целевом наборе? 

Александр Лукашенко на Республиканском педсовете накануне начала учебного года обратил внимание на недобор в аграрные вузы. В нынешнем году из четырех таких учебных заведений контрольные цифры приема в полном объеме выполнены только Белорусским государственным аграрным техническим университетом. Это лишь одна из проблем, связанных с подготовкой и работой кадров в АПК. В чем их причины и можно ли преодолеть трудности? Эти и другие вопросы обсуждались на заседании круглого стола в издательском доме «Беларусь сегодня» на тему «Престиж профессии хлебороба», посвященного вопросам закрепления кадров на селе. В дискуссии участвовали председатель Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Национального собрания Иван Маркевич, заместитель начальника главного управления образования, науки и кадровой политики Министерства сельского хозяйства и продовольствия Татьяна Богатова, первый проректор Белорусского государственного аграрного технического университета Алексей Миранович, ведущий научный сотрудник сектора трудовых и социальных отношений государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси» Виктория Лёвкина, директор ОАО «Агрокомбинат «Юбилейный» Оршанского района Александр Фирсин.

СГ: Насколько серьезна проблема нехватки кадров в сельском хозяйстве и каковы ее причины?

Иван МАРКЕВИЧ.
И. Маркевич: Кадровые проблемы в сельском хозяйстве начали появляться с распадом Советского Союза. После того как 30 лет назад Президентом Беларуси был избран Александр Лукашенко, их удалось минимизировать. Этому способствовала проводимая Главой государства политика, направленная на развитие сельского хозяйства, создание агрогородков с условиями, приближенными к городским. Но тем не менее некоторые сложности остаются.

Т. Богатова: Проблемы в этой сфере есть, но они некритичные. С 2007 года обеспеченность кадрами в сельском хозяйстве в среднем на уровне 94—96 процентов. Вместе с тем в последние 5—7 лет в большей степени ощущается нехватка специалистов зооветеринарного профиля. Причинами оттока остаются сложные условия труда: ненормированный рабочий день, значительные сезонные нагрузки и в то же время относительно других отраслей в ряде хозяйств невысокая заработная плата. Кроме того, в городах растет количество частных ветеринарных клиник по лечению домашних животных. Туда в том числе уходят специалисты.

А. Миранович: Сельское хозяйство порой ощущает нехватку инженерных кадров из-за того, что их привлекают городские организации. Появляются новые транспортные компании, дилерские центры заводов-изготовителей, специализированные технические и логистические центры, предприятия перерабатывающей промышленности, растет количество ремонтных и сервисных организаций в этой сфере, куда охотно принимают инженеров, получивших аграрное образование. 

В. Лёвкина: Надо понимать, что человек уходит от работы на селе не потому, что появляются какие-то соблазны. Чаще всего его не устраивают условия труда и быта. У нас достаточно много сельхозорганизаций, где можно комфортно работать и жить. Там нет кадровой проблемы. Но надо учитывать, что потребности людей, особенно молодых, растут. А в некоторых районах недостаточно развита транспортная сеть, нет возможности быстро съездить в город. 

Александр ФИРСИН.
А. Фирсин: Кадровая проблема ощущается не только в экономически слабых хозяйствах, но и в таких сильных, как наше. Не хватает зоотехников, а также инженеров на свиноводческом комплексе. Их не привлекает даже высокая заработная плата и хороший соцпакет, благоустроенное жилье. В поселке Бабиничи есть магазины, школа, детсад, физкультурно-оздоровительный комплекс и многое другое. От райцентра всего лишь семь километров. Так что созданием хороших условий среды полностью проблему не решишь.

СГ: Может, надо посмотреть на другие аспекты?

И. Маркевич: Сначала позвольте не согласиться насчет транспорта. У многих молодых людей теперь есть автомобили. Они могут свободно приехать в райцентр и с пользой провести свободное время. А вот если приходится постоянно работать больше восьми часов и с минимальным числом выходных, то это действительно отталкивает от работы на селе.

В. Лёвкина: Мы проводили опросы молодых специалистов и определили два фактора, которые наиболее болезненно ими воспринимаются. Это заработная плата и график труда. Именно ненормированный рабочий день вышел на первое место.

А. Фирсин: Полностью нормировать рабочий день и необходимое количество выходных работникам инженерной и агрономической служб в горячую пору полевых работ у нас не получается. А вот зоотехникам и ветеринарам есть возможность дать восьмичасовой рабочий день и два выходных в неделю по скользящему графику.

Также считаю, что для молодых специалистов имеет значение обустройство рабочих мест, их программное обеспечение. Ветврачам обязательно должны быть предоставлены необходимые материальные ресурсы, препараты. Бывает, что специалист приходит в хозяйство, ему говорят: надо лечить животных. А как это делать, если ветпрепаратов не хватает, корма плохие? В таком случае он не в силах поправить ситуацию и после отработки покидает хозяйство. Поэтому необходимо обязательно создавать такие условия, чтобы сотрудник мог реализовать себя. Тогда будет эффект для производства и предпосылки для закрепления кадров.

СГ: Сейчас для молодых специалистов хозяйства порой снимают жилье в городе, обеспечивая тем самым комфортные условия. Это хорошо или, наоборот, создает соблазн после отработки сменить работу на городскую?

Алексей МИРАНОВИЧ.
А. Миранович: Я ничего в этом плохого не вижу. Если организация способна предоставить возможность человеку, как хорошо зарекомендовавшему себя в процессе работы и крайне необходимому для хозяйства квалифицированному специалисту, жить в районном центре, то почему бы нет. Полагаю, что это не может стать одним из соблазном. 

И. Маркевич: Есть и хозяйства, которые не просто снимают, а покупают или строят жилье для своих специалистов в городе и обеспечивают подвоз на работу. Им это выгодно.

В. Лёвкина: Во всем мире существует такое понятие, как маятниковая миграция, когда люди не только из пригорода ездят на работу в город, но и наоборот. Это нормальное явление, которое характерно и для других стран. Думаю, не надо бояться, что город перетянет себе кадры, если человека устраивают условия труда и заработка.

И. Маркевич: Городу не так-то и просто перетянуть сегодня кадры, потому что в райцентрах обычно всего лишь несколько предприятий, где зарплата, как правило, ниже, чем в хозяйствах.

А. Фирсин: Хотя Орша — крупный по районным меркам город, он не оттягивает у нас рабочую силу. Более того, он служит ее источником. Потому что мы способны платить больше, чем многие городские предприятия. Возим людей к себе на работу. А райцентр — это место, где наш работник, живущий в городе или агрогородке, может в выходной день разнообразить свой досуг или сделать необходимые покупки.

При крайней необходимости мы готовы временно компенсировать стоимость жилья в городе, которое снимает специалист до того момента, пока не обеспечим его жильем, строящимся в большом количестве в поселке Бабиничи. В принципе, я сторонник того, чтобы люди, работающие на селе, там и проживали. Чтобы возводилось жилье в агрогородках, они благоустраивались, там оставались люди, любящие землю и желающие на ней работать.

Татьяна БОГАТОВА.
Т. Богатова: Уже есть негативный опыт, когда многодетным сельским семьям строят льготное жилье в райцентрах. В результате отец и мать еще могут ездить на работу в деревню, а их дети теряют связь с землей и не идут в сельское хозяйство. Такое может быть и с молодыми специалистами, которые создадут семьи в городе.

СГ: Мы говорим преимущественно о лучших хозяйствах, где хорошие условия труда и быта, высокая зарплата. Но ведь немало и сельхозпредприятий со скромными доходами, а молодым специалистам, как говорится, некуда пойти. Как правило, именно там наибольшая нехватка кадров. Как помочь таким хозяйствам в закреплении специалистов? 

Т. Богатова: На этот вопрос ответить очень сложно. Могу только высказать пожелания руководителям таких хозяйств думать о том, кто у них будет работать завтра.

И. Маркевич: Надо идти по пути дальнейшего укрупнения сельхозпредприятий. В этом случае, поверьте, лет через пять таких хозяйств, о которых вы говорите, практически не останется. Ведь в наше время присоединять можно не только близлежащие, но и, как показывает опыт, организации, находящиеся на большом расстоянии. Вот смотрите: у агрокомбината «Дзержинский» уже более 100 тысяч гектаров в различных районах.

А. Миранович: Думаю, что направлениями для решения этой проблемы могут быть как поиск инвесторов для таких хозяйств, так и применение инвесторами в процессе производства инновационной техники, ресурсосберегающих технологий и технологий точного земледелия.

А. Фирсин: Укрупнение должно быть продуманным. Если соединить десять убыточных хозяйств и не дать им нормальных рычагов стать на ноги, то эффекта не будет. А при правильных подходах это один из способов решения кадровой проблемы. Когда у предприятия хорошая материальная база и эффективная система управления, то расстояние не помеха. Думаю, что надо в большей степени привлекать частных инвесторов. Это ведь разрешено соответствующими нормативными документами.

СГ: Одним из путей решения кадровой проблемы на селе стало создание в школах классов аграрной направленности. Как можно оценить их работу?

Т. Богатова: Такие классы работают с 2018-го. Два года мы апробировали программу, адаптировали к тому, что хотели бы увидеть на выходе. Ведь недостаточно классы просто назвать аграрными. Надо отобрать детей, которые захотят в них учиться, и поймут, что, окончив агрокласс, они будут иметь преимущества при поступлении в аграрные вузы, желание работать на селе. C 2020 года выпускниками таких классов стали 5883 учащихся, из них на обучение по сельскохозяйственным специальностям зачислены в вузы и колледжи 1064 человека — 18 процентов. В этом году зачислили еще 433 выпускника агроклассов. Это значит, что уже более 21 процента. Конечно, цифры пока невысокие, но надо обратить внимание, что это осознанный выбор. Свыше тысячи молодых граждан, понимая специфику будущей работы, предпочли сельскохозяйственные специальности. А это уже мотивированные для работы в отрасли будущие специалисты.

И. Маркевич: Хорошо, конечно, что мы вовремя внедрили систему агроклассов. Но считаю, что начинать надо не с десятого класса, а значительно раньше. Возможно, уже с пятого готовить детей к работе в сельском хозяйстве.

А. Фирсин: О значении аграрных классов, на мой взгляд, говорить рано. Нужно увидеть эффективность этой работы. А просчитать ее пока очень сложно.

Виктория ЛЁВКИНА.
В. Лёвкина: Для реализации любых проектов требуется время. Сегодня ставку следует делать не только на количество агроклассов и учащихся, поступивших в сельхозвузы, хотя и это немаловажно. Надо в первую очередь менять негативные стереотипы по отношению к сельскому хозяйству. Показывать детям значимость этой отрасли для общества.

А. Миранович: У меня претензий по взаимодействию с учебными заведениями, где есть агроклассы, нет. Хочу отметить, что мы также работаем и с агрогруппами. Нашим университетом налажено тесное сотрудничество с заказчиками кадров. Так, с начала каждого учебного года проводим профориентационную работу совместно с коллегами из кадровых служб управлений и комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию, руководителями и работниками учебных заведений и хозяйств районов республики по отбору молодежи для поступления в университет на условиях целевой подготовки. Проводим совместные совещания, родительские собрания, дни открытых дверей университета и факультетов, участвуем во многих других мероприятиях профориентационной направленности (круглые столы, интерактивные площадки, мастер-классы, викторины и квесты). Также работаем непосредственно как с учителями и самими детьми учебных заведений, так и с их родителями — предлагаем совместно посетить передовые хозяйства, посмотреть, как там люди работают и живут. После этого многие начинают совсем по-другому относиться к сельскохозяйственному производству.

СГ: Улучшить ситуацию с подготовкой и закреплением кадров призван целевой набор. Как он проводится, какую пользу приносит, есть ли проблемы в этой сфере?

Т. Богатова: Сегодня законодательством на сельскохозяйственные специальности по целевому набору предоставлена возможность набирать 70 процентов от контрольных цифр приема на обучение за счет бюджета. До 2023 года на специальности «механизация», «энергетика», «ветеринария» и «зоотехния» мы доводили этот показатель. Затем ушли от него, работаем под заказчиков кадров. В принципе, система хорошая: хозяйства подбирают выпускников из своей местности, заключают с ними договор, доплачивают за учебу с расчетом, что специалист вернется в родную среду и закрепится. Но бывает и так, что хозяйства не ищут будущие кадры для себя, а их представители приезжают во время вступительной кампании в вуз и предлагают чуть ли не первому встречному заключить целевой договор. В результате такого формального подхода желаемого закрепления кадров нет.

А. Миранович: Да, к сожалению, в отдельных случаях такая практика существует, и по не зависящим от руководства университета причинам затрагивает и наше учебное заведение, когда часть договоров на целевое обучение заключается заказчиками кадров без поиска на системной основе мотивированных абитуриентов.

В. Лёвкина: Подобный подход приводит к тому, что даже после пяти лет отработки, положенной по целевому договору, молодые специалисты часто не остаются в хозяйстве. Они сюда приехали не по большому желанию. Поэтому необходимо сконцентрировать усилия в направлении проработки и поиска новых эффективных мер.

А. Фирсин: На целевое обучение изначально не следует смотреть как на палочку-выручалочку. Мы за год подготавливаем в колледже по такому принципу десять трактористов, а через некоторое время в хозяйстве из них остаются три-четыре. То же самое с абитуриентами по целевому направлению для средних специальных учебных заведений и вузов. Здесь также все зависит от человека. Можем его учить, платить деньги, он к нам пойдет работать, но не закрепится. 

СГ: На государственном уровне постоянно принимаются меры, направленные на повышение престижа сельского труда, мотивации и условий проживания в сельской местности. Благодарим участников дискуссии за интересные суждения и предложения, надеемся, что они помогут усовершенствовать действующую систему и поспособствуют закреплению специалистов в хозяйствах.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter