Останки солдат, поднятые в ходе экспедиции, перезахоронены в Шкловском районе и переданы на родину в Россию

Если их ждут — они возвращаются

Весной в ходе экспедиции «Днепровский рубеж — 2023» поисковики подняли останки 34 советских воинов, установили личности пятнадцати из них

На черной гранитной плите —  надпись «Вечная слава героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины». Ниже три имени: Халим Батыршин, Яков Егоров, Виталий Костров. И строка, гласящая, что кроме них в братской могиле у деревни Большое Черное Шкловского района упокоились останки еще 18 неизвестных воинов 53-й Саратовской стрелковой дивизии.   


— В районе деревни Апполоновка, где в начале июля 1941-го шли ожесточенные бои подразделений 53-й Саратовской стрелковой дивизии Красной армии и немецкой дивизии СС «Рейх», весной подняли останки 34 советских воинов, установили личности пятнадцати из них, — уточняет руководитель Могилевского областного историко-патрио­тического поискового клуба «Виккру» Николай Борисенко.
– Когда поисковик из клуба «Виккру» по телефону сообщил мне, что под Шкловом, в поле, отыскали безымянную могилу моего деда Павла Андреева, по солдатскому медальону идентифицировали его личность, я плакал часа полтора, 
— не скрывает эмоций внук рядового Василий Скитев из Саратова. — И вот я здесь. Событие и скорбное, ведь хороним однополчан моего деда, и радостное, потому что он наконец вернется домой. Мы ждали этого больше 80 лет. Ждали его жена, дочь — моя мать, которая, даже выйдя замуж, не поменяла фамилию. Павел Иванович ушел на фронт в первые дни войны, а уже в сентябре пришла весточка: пропал без вести. Всю Великую Отечественную моя бабушка продолжала верить, что он жив. В мирное время не раз приезжала в Беларусь, пытаясь отыскать хоть какие-то сведения. Но и она, и мама ушли, так и не узнав, где сложил голову 27-летний рядовой Андреев. Теперь похороню его на родной земле, на могилу смогут приезжать мои внуки. Очень благодарен поисковикам, братскому народу Беларуси за работу, которую проводят по увековечению памяти защитников Отечества. Это бесценный труд. На полях сражений еще много солдат, которые хотят вернуться. Точно подметил виккровец Алексей Мироненко: «Если их ждут — они возвращаются».


Мироненко присоединился к «Виккру» 23 года назад шестнадцатилетним парнем. Для электрослесаря Могилевских электрических сетей, как и для других виккровцев, поиск безымянных героев стал смыслом жизни:

— Тесно сотрудничаем с российскими коллегами. В этот раз найти родственников рядовых, которые полегли на шкловской земле, через архивы помогли Анастасия Карагодина из Москвы и Алена Маньшина из Тольятти.

Павел Андреев, Георгий Мишин, Иван Куликов, Иван Носов, Дмитрий Учувадов, Павел Злобин, Дмитрий Федотов, Сергей Иванов, Иван Крючков, Иван Попов, Виктор Кузнецов… В Саратовскую область из Беларуси отправлены останки 11 солдат. Останки Ивана Кручинина чуть позже передадут для последующего перезахоронения в Ульяновскую область, Ивана Чунаева — во Владимирскую.


— 53-я стрелковая дивизия уходила на фронт из Саратова, несколько ее полков попали сюда, под Шклов. С 1971 года в поисковом движении, от бойцов, которые здесь воевали, знаю, что на родину вернулись единицы. И еще тогда мы поставили перед собой задачу — узнать, где лежат их безымянные товарищи, помочь им подняться, — говорит председатель правления Саратовской областной общественной организации «Союз поисковых отрядов «Искатель» Галина Гарибян. С клубом «Виккру» знакомы давно, вместе участвовали в Вахте Памяти в Быховском районе. Россия и Беларусь тесно связаны исторически, в начале Великой Отечественной на саратовскую землю шли эшелоны с эвакуированными белорусами, военными. У меня армянская фамилия от мужа, в девичестве я Котова, уроженка Витебской области. Это земля моих предков, и мы здесь, чтобы вернуть домой тех, кого и спустя столько лет ждут с фронта. Незадолго до отъезда мне позвонила 82-летняя землячка. Отец ее, солдат, пропал без вести в годы войны. И вот чудо…


Удивительное случилось и во время перезахоронения. Алексей Мироненко, когда могила уже была зарыта, обнаружил, что обронил туда свою медаль «75 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков», которой удостоен за большой вклад в патриотическое движение.
— В этом и символичность, и справедливость. Бойцы погибли в начале войны, не успев завоевать наград, но они были героями, ведь отдали жизни за Отечество. Вот награда сама их и нашла, 
рассуждает Алексей.

А Галина Гарибян, пообещавшая в следующем году приехать в Шкловский район на Вахту Памяти, на прощанье прочла свои стихи:

Взрыв грянул, отступила мгла,

Лишь на мгновенье боль пронзила,

А дома сына мать ждала

И Бога за него просила.

Молила мать спасти сынка,

В избе лампаду не гасила,

Не знала бедная пока,

Что сына смерть уже скосила.

В чужом краю, под бугорком,

К сырой земле прижавшись тесно,

Лежал солдат, что был сынком,

Ждала в селе его невеста.

Они прождали всю войну,

Не веря страшной похоронке,

Уж мир спустился на страну,

А он застыл в чужой сторонке…

И мать ушла, покинут дом,

Полвека боль ее хранивший,

Закрыты плотно ставни в нем,

Стоит он, сгорбленный, застывший.

А в доме на стене портрет:

Нам улыбается с картонки

Солдат из тех далеких лет,

Чье имя в страшной похоронке.



kislyak@sb.by

Фото Светланы БОРИСЕНКО

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter