Для того чтобы отснять сериал «Ермоловы», съемочной группе пришлось побывать в нескольких странах.
Локомотив родом из детства
По сюжету Василий Ермолов (Дмитрий Попов) отправляется на поезде в Таджикистан на практику и во время поездки знакомится с Еленой (Наталья Юнникова). Действие происходит в 1940-е годы, и соответствующих этому историческому периоду локомотивов в России практически не осталось.
– Те, что стоят в музеях, давно не на ходу, – рассказывает второй режиссер Светлана Константинова. – Единственный состав, который мог хотя бы немного передвигаться в кадре, мы обнаружили в Беларуси. К сожалению, бюджет сериала не предусматривал перегон старого поезда. И я вспомнила, что в Феодосии, где мы в тот момент снимали, а я в детстве проводила каждое лето, был отстойник, в который отгоняли старые вагоны. Как ни удивительно, вагоны оказались на месте. Отстойник давно превратился в свалку, и составы зарастали травой. На то, чтобы привести их в порядок, реквизиторам потребовалось несколько дней.
А вот локомотив найти так и не удалось – видимость движения паровоза в кадре создали художники по реквизиту с помощью пиротехники и клубов дыма. Когда сцены снимали в купе, снаружи вагон по команде режиссера раскачивали дюжие рабочие.
Полироль для Джульетты
В одной из серий Паоло Маливерни (Станислав Любшин) гуляет с дочерью Марусей (Наталья Костенева) по Италии и устраивает ей целую экскурсию. Сцену эту снимали в живописной Вероне, где функционируют два музея: Casa di Rome – «Дом Ромео» и Casa di Giulietta – «Дом Джульетты». Съемочная группа сняла знаменитый балкон, с которого Джульетта посылала поцелуи своему возлюбленному, а также статую юной красавицы.
– Местные жители нам сказали, что тому, кто дотронется до левой груди Джульетты, повезет в любви, – рассказывает Светлана Константинова. – Режиссер включил эту забавную примету в сценарий.
С дворцов по нитке
Для того чтобы отснять сцены в кабаре «Шутки богов», в котором в 1920-е годы танцует Ася, героиня Анны Миклош, съемочной группе пришлось уехать в Ярославль. Там нашлось заведение с залом в стиле ретро. Чтобы дополнить интерьер посудой и картинами тех лет, художники по реквизиту обзвонили не один десяток коллекционеров. Кое-что удалось найти на блошиных рынках, а мебель взяли в аренду на складе Мосфильма.
Итальянскую виллу, на которой живет Паоло, сын Анастасии (Анна Миклош), снимали в двух крымских дворцах, а также на настоящей частной вилле под Падуей.
В Воронцовском дворце-музее киношникам приглянулась гостиная, обставленная красивой старинной мебелью, в Массандровском нашли столовую, а в Италии на вилле XVII века отсняли остальные интерьеры.
Художник по реквизиту Владислав Травинский сам написал маслом портрет Аси, который отлично выглядел среди картин старинных мастеров.
В Падуе отсняли также сцены, когда хоронят Маливерни. Правда, представители местной власти попросили режиссера Сергея Виноградова, чтобы надгробия попадали в кадр по минимуму – чтобы не оскорблять память умерших. Поэтому в сериале видны в основном проходы между могилами.
– Мы поставили технику и уже хотели начинать съемку, как вдруг увидели… огромного зайца! – вспоминает Светлана Константинова. – Оказалось, в Италии это в порядке вещей – там на кладбищах живут не кошки или собаки, как у нас, а зайцы!
Киношники решили поймать косого в кадр, но ни одна попытка не увенчалась успехом.
Анна ГОРДИК, ООО «Теленеделя», Москва (специально для «ЗН»)