Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Уже всем понятно, эпоха доминирования доллара завершается. Будущее за торговыми блоками, расчеты в которых будут производиться в национальных валютах. Беларусь и Россия уже ушли в основных расчетах от доллара. Важно, чтобы и другие партнеры активно подключились к этому процессу.
Из выступления на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Бишкеке, 9 декабря 2022 года.
— Уже всем понятно, эпоха доминирования доллара завершается. Будущее за торговыми блоками, расчеты в которых будут производиться в национальных валютах. Беларусь и Россия уже ушли в основных расчетах от доллара. Важно, чтобы и другие партнеры активно подключились к этому процессу.
Из выступления на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Бишкеке, 9 декабря 2022 года.
С привкусом токсичности
Будем откровенными: у доллара было одно неотразимое преимущество — он давал доступ к платежной системе США, которая де-факто являлась практически мировой и работала во всех странах по единым стандартам. А платой за вход в эту инфраструктуру и являлась американская валюта. Именно это и делало ее привлекательной. Когда против нашей страны стали вводить санкции, доллар и евро потеряли свое конкурентное преимущество. Зато появилось много рисков, что средства в долларах или евро могут быть заморожены по тем или иным причинам. Западные валюты приобрели статус «токсичных» и стали терять свою привлекательность для субъектов хозяйствования.Напомним, что рестрикции коснулись не только финансового сектора. Вообще сотрудничество с той же Европой у Беларуси свелось к мизеру. И до мирового политического кризиса Россия являлась нашим стратегическим внешнеэкономическим партнером. И ее значение только усилилось. Динамично развиваются отношения и с Китаем.
В результате, как отмечал еще осенью прошлого года начальник управления финансовой стабильности Национального банка Игорь Могилевич, если до санкций 2022 года доля доллара во внешних платежах составляла 25 процентов, то сейчас она менее 10 процентов. Доля евро снизилась более чем в два раза: с 30 процентов до менее 15.Внешнеторговый оборот преимущественно обслуживается российским рублем — около двух третей по объему транзакций. До 10 процентов выросла доля платежей в юанях и до 3 процентов — в белорусских рублях.
Риски чужбины
Дрейф в сторону валют дружественных государств во внешней торговле отразился и на внутреннем валютном рынке. В январе заместитель Председателя Правления Национального банка Дмитрий Калечиц отметил: если в первом полугодии прошлого года больше половины операций на внутреннем валютном рынке совершалось в долларах и евро, то с июля преимущество перешло к российскому рублю и юаню. В декабре их доля составила уже более 58 процентов с тенденцией к увеличению.Охлаждается в своих чувствах к доллару и население. Третий год подряд физические лица выступают чистыми продавцами валюты. В прошлом году белорусы на 300 миллионов долларов продали больше, чем купили.Этому способствовала как внутренняя конъюнктура, так и политика Национального банка, направленная на формирование привлекательности сбережений в национальной валюте. Она принесла свои результаты. Доля вкладов в белорусских рублях увеличилась в 2023‑м почти на 6 процентных пунктов. Валютные сбережения снижались. Причем за счет доллара и евро, российские рубли демонстрировали положительную динамику.
Как отметил Дмитрий Калечиц, в прошлом году корпоративный сектор активно сокращал задолженности, номинированные в валютах недружественных стран, но рос спрос на кредиты в национальной валюте.
Устойчивая управляемость
Дедолларизация — важный фактор повышения устойчивости финансовой системы. Импортные денежные единицы живут по правилам, которые устанавливают зарубежные регуляторы. Например, от тех же учетных ставок, которые устанавливает американский ФРС и Европейский центральный банк. И на эти решения не может никто в мире повлиять, кроме чиновников в Вашингтоне и Брюсселе. Остается только подстраиваться, если на внутреннем рынке обращается много иностранной валюты.Снижение давления доллара и других валют, ориентация на собственные денежные единицы повышают эффективность инструментов Национального банка. Например, влияние ставки рефинансирования на уровень инфляции. При высокой дедолларизации так называемый процентный канал не может работать в полную силу.
В этом году, видимо, окончательно будет решена и другая проблема: номинирование внутренних договоров исключительно в национальной валюте. К сожалению, еще с 1990‑х слишком укоренилась практика, когда контракты «привязывались» к иностранной валюте. Расчеты-то производились в белорусских рублях, но сумма платежа прописывалась, например, в долларах и пересчитывалась в национальные денежные единицы исходя из курса Национального банка. В результате таким несколько искусственным путем формировались необоснованные курсовые риски, которые оказывали инфляционное давление.
Скажем, была долгая практика, когда арендные платежи устанавливались в долларах. Хотя все издержки девелоперов являлись рублевыми. Но так было удобнее владельцам объектов недвижимости: все риски перекладывались на арендатора, а через него уже докатывались и до рядового потребителя. Правда, до недавнего времени на строительство зданий было принято брать валютные кредиты. Справедливости ради надо отметить: банки тоже предпочитали одалживать в долларах и евро, так как привлекали субсидированные и другие заемные средства на Западе. Будем откровенны: складывалась порочная практика, от которой было не так-то просто отказаться. Слишком много бенефициаров накопилось у номинирования внутренних договоренностей в валюте.
Санкции сделали свое дело и заставили пересмотреть подходы, трансформировали коммерческие интересы. Интерес к валютным кредитам у финансистов минимальный. Да, запрет на «привязку» к доллару арендной платы не понравился девелоперам. Но они привыкнут. Тем более что валютная кредитная составляющая из их издержек либо исчезла, либо ее можно исключить, ориентируясь на рублевые кредиты.Однозначно дедолларизация снижает риски в экономике и способствует развитию бизнеса.
ЮАНЬ ИДЕТ ВВЕРХ
По итогам 2023 года, по данным SWIFT, доля евро в международных расчетах через межбанковскую систему снизилась почти в два раза: с 36,34 процента в январе 2023‑го до 22,41 — в декабре. Доля доллара за этот же период выросла с 40,12 до 47,54 процента. Но и этот показатель далек от прошлых рекордов американской валюты. На интересе к ней сказываются санкционные истории, из-за которых она теряет безусловный статус универсальной мировой валюты.
Рекордную динамику демонстрирует юань. Его доля в мировых расчетах за прошлый год удвоилась. И такая положительная динамика, видимо, будет продолжаться в ближайшие годы. Взаимные расчеты в национальных валютах сегодня становятся крайне актуальны.