Энергия трав важнее их высоты

Успехи значительны, но обольщаться нельзя. Так кратко можно охарактеризовать итоги республиканского семинара–совещания о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли, который провел Президент. И действительно, если после развала Союза в Беларуси порой не было денег, даже чтобы купить зерно за рубежом, сегодня по производству сельхозпродукции на душу населения мы опережаем другие страны СНГ. В минувшем году получен хороший урожай зерна, рапса, сахарной свеклы. Валютная выручка от экспорта отечественных продуктов питания — более 5 миллиардов долларов. Все это есть, но сегодня, как особо подчеркнул Президент, разговор надо вести не об успехах, а о проблемных вопросах, решение которых позволит выйти на более высокие рубежи.

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО
Каковы болевые точки отрасли, где искать резервы, как улучшить финансовое состояние хозяйств? Об этом и многом другом — в интервью министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Зайца.

— Леонид Константинович, ваши впечатления от совещания? В каких конкретных делах могут быть воплощены идеи, на нем прозвучавшие?

— Разговор у Главы государства был взыскательным, честным и откровенным. С одной стороны, обеспечена устойчивая продовольственная безопасность, на прилавках огромное количество отечественных высококачественных продуктов. У людей есть возможность обеспечить себя ими на уровне медицинских норм потребления. С другой — нас не устраивают некоторые производственные и особенно финансовые показатели предприятий. В развитие АПК вложены большие деньги, и Глава государства имеет полное право спросить за эффективное их использование. Поэтому, думаю, всем аграриям, переработчикам, представителям органов власти нужна была эта своеобразная встряска, перезагрузка для того, чтобы работать лучше.

— Важнейшая проблема — повышение эффективности молочного животноводства. На каких направлениях следует сосредоточиться в первую очередь для ее решения?

— Эта отрасль одна из самых доходных, позволяющая быстро получать результат. Но одновременно и самая сложная. У нас слишком большая разбежка в надоях. Одни хозяйства получают по 10 тонн на корову за год, другие — в 5 раз меньше. Успехи и неудачи зависят от конкретных людей, в чьих руках дойное стадо. От профессиональной подготовки кадров, развития кормопроизводства, ухода за животными от рождения теленка до выращивания маточного поголовья.

Пестрота в надоях говорит о недостаточной работе кадров, особенно хозяйств, которые перевели стадо на промышленную основу. Раньше было проще: коровы закреплены за конкретными доярками, которые заботились о каждом животном. При беспривязном содержании скот обезличен, стадо перешло под управление специалистов. Не все оказались готовы к тому, чтобы профессионально управлять новой технологией. Конечно, министерство и местные органы власти приложили немало усилий для обучения специалистов и животноводов. Но для того чтобы подняться на более высокий уровень, надо захотеть этого и знать, как сделать. Мотивация понятна — каждый хочет сегодня жить лучше, чем вчера. Главный источник дохода — заработная плата. Но для этого необходимо увеличивать объем товарной продукции, поднимать надои и привесы, увеличивать плотность скота, хозяйственное использование каждой коровы. Сегодня у нее в среднем около трех лактаций. А надо добиться хотя бы не менее четырех с продуктивностью не ниже 7.000 килограммов молока за год.

Огромное значение имеет и селекция стада. В 2010 году генетический потенциал наших коров оценивался в 6.200 килограммов молока за год, сейчас — 8.200. Но на практике он реализован пока на 63 процента. Надо еще много работать, чтобы довести коэффициент использования генетического потенциала до 100. Поэтому к 1 января 2020 года необходимо выйти в среднем по стране на 6.000 килограммов молока от коровы. А на комплексах, построенных по программе развития молочного скотоводства, — 7.000. Под силу это нашим кадрам? С уверенностью могу сказать — да. Уже сейчас немало примеров, когда хозяйства доят 6 и более тысяч. Туда можно приехать и научиться мастерству получения продукции.

Есть все предпосылки для улучшения племенной работы. Заключены контракты с зарубежными предприятиями, у которых есть лучшие в мире быки. Биологический материал от них поступает на 48 племзаводов, им покрываются быкопроизводящие коровы. Словом, идет голштинизация скота, улучшение племенных и продуктивных качеств, чтобы выше поднять генетический уровень.

— Но одного желания получить много молока часто мало. Прежде всего корову следует хорошо накормить. Из года в год мы говорим, что сроки кормозаготовки затягиваются, травы перестаивают, качество кормов ухудшается. Как навести порядок в этой сфере?

— Для того чтобы решить проблему, надо знать причины ее возникновения. Из–за неустойчивого финансово–экономического положения хозяйств посевные работы порой наслаиваются на уборочные. Нет возможности своевременно и в полном объеме подготовить кормоуборочную технику. По оперативным данным последних лет, в том числе и в 2017 году, на заготовке травяных кормов использовалось в среднем около 50 процентов косилок и кормоуборочных комбайнов. 

О качестве кормов. Некоторые руководители и специалисты считают: если подождать, пока травы станут выше, будет больше сенажа. Это заблуждение. Нужны не просто объемы кормов, а их энергия, количество которой прямо пропорционально выходу продукции животноводства. Как показывают научные исследования и практический опыт передовых хозяйств, в погоне за увеличением на 10 — 15 процентов урожая трав значительно теряется их качество. Такие кадры нужно учить, убеждать на примерах передовых организаций.

Кроме технического обеспечения, надо обязательно учитывать человеческий фактор, стимулировать ежедневный труд. Чтобы материальный интерес побуждал человека активно работать, порой не считаясь со временем. Есть немало примеров, когда сенажные траншеи объемом 1 — 1,5 тысячи тонн закладывались за три дня. Потому что занятые этим знали: если уложатся в срок, будут денежные бонусы.

— Нет сомнения, что свои внутренние проблемы мы решим. А вот внешние? Я имею в виду рекомендацию, скажем так, вашего российского коллеги Александра Ткачева искать новые рынки сбыта нашей молочной продукции, потому что они намерены за пять–семь лет напоить страну своим молоком.

— Скажу откровенно: дай бог, чтобы им повезло в этом направлении. Подобные анонсы делались уже не раз. Беларусь активно диверсифицирует внешние поставки. В прошлом году, например, в общем объеме экспорта доля России сократилась на 5 процентов. Зато выросли продажи в другие страны СНГ, Китай, иные государства. Мы не стоим на месте. Более того, считаю: такие заявления полезны для нас, подталкивают к поиску новых покупателей.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter