Президент Беларуси в ноябре 2023 года одобрил проект договора о едином энергорынке Союзного государства в качестве основы для проведения переговоров с российскими партнерами:
— Данный международный договор устанавливает правовые основы формирования, функционирования и развития объединенного рынка электроэнергии Союзного государства, регулирует отношения, связанные с куплей-продажей электроэнергии, между участниками этого рынка.
В июле текущего года Президент России Владимир Путин одобрил подписание на высшем уровне договора о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства России и Беларуси:
— Принять предложение Правительства Российской Федерации о подписании договора. Считать целесообразным осуществить подписание договора, предусмотренного настоящим распоряжением, на высшем уровне.
Сегодня начинается новый этап межотраслевого взаимодействия, который предполагает разработку и адаптацию ранее принятых мер. Министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич подтвердил, что ведомства существенно продвинулись в этом направлении, в том числе в рамках реализации союзных программ. Так, утвержден проект межгосударственного договора о формировании объединенного рынка. Кроме того, в июне текущего года ратифицирован протокол о параллельной работе энергосистем.
Данные шаги показывают, что Беларусь и Россия вырабатывают новую модель взаимодействия в сфере энергетики. Очевидно, что сегодня идет ее становление, а не завершение. Энергетические рынки наших стран имеют ряд серьезных отличий, и не всегда только политические решения могут сформировать общую платформу. Российские эксперты обращают внимание на то, что в стране действуют рыночные условия и под них выстроена соответствующая инфраструктура. В Беларуси, напротив, сохраняется централизация, принятие российских реалий является не просто задачей, под нее должно быть выстроено законодательство и приняты управленческие решения.
Строительство БелАЭС изначально подразумевало экспорт излишков энергии и таким образом стабилизацию ситуации в регионе в целом. Резкая критика Беларуси со стороны стран Балтии относительно БелАЭС в конечном итоге привела к признанию реалий и к тому, что все они предпринимают отчаянные шаги по реализации проектов атомной энергетики. Однако ситуация на границах Беларуси не позволяет прогнозировать возобновление полноценного сотрудничества со странами ЕС. Восточное же направление является для Беларуси более знакомым и предсказуемым. Запрос на электроэнергию, разумеется, по доступным тарифам сохраняется всегда. Поэтому в планах озвучиваются намерения синхронизации рынка электроэнергии Союзного государства с работой рынка Евразийского экономического союза.
На фоне повсеместного засилия западных моделей лидеры России и Беларуси осуществляют шаги, направленные не на дискредитацию или слом существующих форматов, а закрепляют качественно новые подходы к развитию самых разных сфер сотрудничества государств в современных условиях. Это возможно, так как именно в рамках Союзного государства создана такая экономическая платформа, которая позволяет поэтапно запускать практически все направления экономического сотрудничества и претендовать на модельный характер.
Анонсированные изменения в энергетическом сотрудничестве Беларуси и России неизбежно приведут к активизации сопутствующих отраслей. Обновление генерирующих мощностей — это задача, которая будет решаться учеными и профильными производствами. Крупные проекты всегда требуют инвестиций. При наличии такой мощной поддержки со стороны государства инвестиционная привлекательность проектов в энергетике получит новое наполнение и импульс для дальнейшего развития. Не менее важными видятся разработки по линии адаптации законодательства и выработки новых подходов в ценообразовании.
Стратегическое союзничество Беларуси и России, несомненно, помогает сглаживать множество чувствительных экономических вопросов. Вместе с тем в Беларуси понимают, что конкуренция на рынке энергетики — это реальность, в рамках которой необходимо научиться работать. Прежде всего потому, что реализация перспективных проектов на пространстве ЕАЭС напрямую зависит от эффективности модели, которая будет выработана с Россией.
Таким образом, при объективно существующих проблемах и пессимистических оценках экспертов процесс интеграции в энергетическом секторе движется в указанном направлении. Что сегодня важнее: время или результат? Ответ на вопрос лежит в плоскости эффективности, сегодня можно и нужно говорить о новой эффективности. Те проекты, которые реализуются в рамках Союзного государства, практически не имеют аналогов на постсоветском пространстве. Энергетика — одна из краеугольных сфер для интеграционных объединений нашего региона. Поэтому в основе эффективности белорусско-российских проектов лежат не только экономические показатели, но и политическая договороспособность, понимание значимости энергетических проектов не только для двух стран, но и для региона в целом. Сегодня мы видим главное — обе страны нацелены на создание новых форматов, готовы к сложностям и понимают значимость энергетики в обеспечении стабильности экономики Союзного государства.
Ольга Лазоркина, аналитик Белорусского института стратегических исследований