При реализации ядерной программы белорусы опираются на опыт россиян

Энергия без опасности

Эксперты сходятся во мнении: Беларусь с активным участием россиян успешно реализует свою первую ядерную программу. Ключевым объектом ее является Белорусская атомная электростанция.

БелАЭС официально еще не в эксплуатации, а уже вовсю решаются вопросы захоронения отходов.

На сегодняшний день первый энергоблок АЭС работает на номинальной мощности, а второй находится на этапе опытно-промышленной эксплуатации. Главный акцент — безопасность. Перед выдачей лицензии на эксплуатацию энергоблока № 2 в сентябре пройдут общественные слушания. А до конца года станция, как и предусмотрено планами, выйдет на полную мощность. Всему этому предшествовала большая работа, которая продолжается и сейчас. О том, что сделано, перспективах, изменениях в законодательстве и оценке белорусского опыта российскими коллегами узнавала корреспондент «СОЮЗа».

— Когда в 2007 году было принято решение о сооружении первой Белорусской атомной электростанции и начался процесс формирования инфраструктуры, ключевым аспектом стала безопасность, — рассказывает начальник Госатомнадзора Ольга Луговская. – Мы четко следовали рекомендациям МАГАТЭ. Понимали, что все те решения, которые принимались по разработке, принятию и утверждению стратегий, соответствующих международных соглашений, в том числе касающихся обращения с отработавшими ядерным топливом, с радиоактивными отходами, должны быть разработаны в положенные сроки. Все это было подкреплено соответствующими дорожными картами, которые принимались руководством нашей страны, правительством, ответственными органами управления. Во всех документах вопрос безопасности заложен как основной и базовый.

Все это время в Беларуси скрупулезно совершенствовалось законодательство. Только в нынешнем году был принят целый ряд важнейших документов, касающихся судьбы ядерных отходов. В том числе законопроект «О ратификации Соглашения между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области обращения с отработавшим ядерным топливом».

Белорусской стратегией по обращению с радиоактивными отходами (РАО), утвержденной постановлением Совета Министров № 128, определены принципы обеспечения безопасности в области обращения с РАО, основные направления развития и совершенствования национальной системы обращения с радиоактивными отходами всех категорий, образовавшимися и образующимися в Беларуси.

Строя свою первую атомную электростанцию, Беларусь не только четко соблюдает рекомендации международных экспертов, но и во многом работает на опережение. Ядерные отходы — в числе таких вопросов. Это высоко ценят наши российские коллеги. Так, по мнению Эдуарда Никитина, директора программ по выводу из эксплуатации АО «ТВЭЛ» (интегратор госкорпорации «Росатом» по выводу из эксплуатации ядерно- и радиационно опасных объектов и обращению с радиоактивными отходами), белорусский опыт войдет в учебники по атомной энергетике:

— Первый блок БелАЭС запущен, но станция официально до пуска второго — не в эксплуатации. А вопросы захоронения отходов, выбора площадки, обращения с ОЯТ уже решаются. Причем не на уровне рассуждений, а в прикладном варианте.

Кроме того, специалист подчеркнул научные наработки белорусов, которые в атомной тематике далеко не новички.

— Да, строится первая станция, но Беларусь обладает не просто знаниями в области атомных технологий, а школой. Сейчас все задумались, как создавать мобильные реакторы на мобильных платформах. А ведь подобный проект мобильной АЭС «Памир» когда-то реализовывался в Беларуси, но был закрыт из-за аварии на ЧАЭС. Поэтому коллеги зачастую являются для нас драйвером и свежим взглядом на многие вопросы.

По словам начальника управления технического сопровождения АЭС ГПО «Белэнерго» Надежды Зданевич, приоритетный вариант обращения с отработавшим ядерным топливом в Беларуси, выбранный по результатам исследований, — его переработка в России.

А для захоронения полученных обратно отходов переработки, которые не будут содержать долгоживущих радионуклидов, в Беларуси планируется к 2030 году строительство республиканского пункта захоронения радиоактивных отходов, отмечает заместитель директора Департамента по ядерной энергетике — начальник управления организации эксплуатации АЭС и обращения с РАО Министерства энергетики Николай Михайлов. При выборе технологии пункта захоронения был изучен опыт многих стран, в первую очередь, конечно же, опыт России:

— Мы пришли к выводу, что подходы, которые в этой сфере продемонстрировали российские коллеги, являются актуальными и применимы в Беларуси. К строительству приступим в соответствии с положениями дорожной карты, разработка которой сейчас находится в активной фазе. В сроки до 2030 года планируем реализовать этот проект.


Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter