Хлеб в Европейском союзе еще никогда не стоил так дорого, как сейчас. В среднем в августе он подорожал на 18 процентов по сравнению с прошлым годом. А в Венгрии прирост составил 60 процентов. Во многом набирающие скорость проблемы сельского хозяйства там связаны с энергетическим кризисом, отмечает заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Сергей Кравцов.
Фото из архива
– Энергетика, если брать народное хозяйство, – это как кровяная система у человека, – поясняет эксперт. – Сердце и сосуды экономики. И у нас в стране, и в мире в себестоимости продукции 40 процентов затрат – это энергетика. В растениеводстве от нее зависит и обработка почвы, и посев, и уборка, и сушка, и очистка, и хранение... В животноводстве также практически все процессы. При производстве продуктов питания электроэнергия нужна на всех этапах – вплоть до заморозки продукции.
Молочная и хлебопекарная отрасли пострадали от роста цен особенно сильно, потому что пастеризация и производство сухого молока – процессы очень энергоемкие. Уже сейчас фермеры и производители продовольственных товаров в Европе предупреждают, что зимой может возникнуть сезонный дефицит широкого спектра продуктов питания повседневного спроса. И цены вырастут.
– Когда я получал третье высшее образование, для дипломной работы выбрал тему «Роль энергетики в сельском хозяйстве и эффективность ее использования», – отмечает Сергей Кравцов. – В развитых странах энергетика в начале прошлого века имела долю всего 7 процентов в составе себестоимости! Есть отрасли, где сейчас доля энергетики в цене тех же помидоров или огурцов –70-80 процентов, это как раз тепличное хозяйство. В то же время при нынешних технологиях для увеличения объемов валовой продукции на 1 процент расход энергии должен вырасти в 10 раз.
Чем более развито сельское хозяйство в стране, тем выше затраты. В странах, где внедрили умные фермы и точное земледелие, из-за этого на 20 процентов увеличилось расходование электричества.
– Хорошо развиваться, когда энергоресурсы дешевые, – продолжает эксперт. – Между тем, куда им деваться? В развитых странах 40 процентов сельхозугодий покрыто теплицами, в Голландии до 70 процентов. С учетом засухи электричество в Западной Европе больше нужно для охлаждения теплиц, тем прогрева. И не только там. К примеру, в Японии, чтобы не охлаждать теплицы, их специально стали размещать в горах: дешевле нагреть их и осветить. У нас пока наоборот.
Многие аграрии помнят, что в советское время нам доводили планы по энергоэффективности и энергоемкости. Когда атомной станции у белорусов не было, вопрос экономии стоял намного острее.
– Сейчас наша АЭС рассчитана на покрытие 40 процентов потребностей страны, – продолжает Сергей Кравцов. – Политическое решение нашего Президента только доказывает его дальновидность. Ведь сейчас очевидно, что и экспортировать электроэнергию с каждым годом все выгоднее.