Пилят свой сук
А как лихо и размашисто действовали и продолжают в том же духе западные руководители. То от нефти российской откажутся (как и иранской, и венесуэльской). То от удобрений — загубят пашню без подкормки, еще и без куска хлеба окажутся. А потом и газ из-за неправильной политической окраски решили «обрезать».Вот намедни европейские министры энергетики договорились сократить потребление газа в ЕС на 15 процентов. Они, возможно, и смогут это сделать. Имею в виду европейских функционеров. У рядовых немцев, испанцев и дальше по списку спросить забыли. Впрочем, даже на уровне политиков консенсуса нет.
Поэтому «выбивать себе глаз» (образно, естественно) назло российским углеводородам готова не вся Европа. И консенсус получился какой-то странный: с оговорками, исключениями, дополнениями и допущениями. Как-то даже и договором это не назовешь. Декларация — не более того.Добровольная для выполнения. Более жесткие подходы однозначно привели бы к развалу, большому политическому кризису внутри Евросоюза.
Впрочем, политики политиками, а европейский многонациональный народ, судя по всему, уже разуверился в их способности руководить рационально. Поэтому стараются сами не плошать. Впрочем, это же касается и американцев. И стремятся проблемы решать своими силами и своим умом. Благо границы внутри Европы открыты. Пока открыты. Факт совершенно неочевидный после локдаунов 2020 года. А ведь пандемия никуда не ушла — только затихла в уголке и норовит преподнести миру новые сюрпризы. А вирус-то он такой, аполитичный, готов разгуляться с одинаковой силой даже в странах с самым высоким статусом в рейтинге демократии и соблюдения прав человека.
Некоторые немцы переходят на печное отопление и заготавливают дрова. Древесины на всех не хватит. Достанется только самым сообразительным. Другие примеряются переехать жить (по крайней мере, на время) в южные страны.
Меняют родину на государство
Американцы тоже перестали слушать свой родной Белый дом. Ладно, еще можно по причине обывательской необразованности поверить, что инфляция и энергетический кризис — происки России или еще каких-то темных сил. Но в Америке фантастически дорожает недвижимость: как покупка, так и аренда. Индекс Case-Shiller (отражает стоимость недвижимости в США) в мае вырос более чем на 20 процентов. А снять скромную квартирку где-нибудь в Калифорнии или других приличных штатах стоит 3,5 — 4 тысячи долларов. Тут уже на украинский конфликт не спишешь.Налицо расплата за эмиссию и другие нетривиальные экономические решения во время пандемии. Санкции и торговые войны из их числа. Видимо, в какие-то позитивные изменения часть американцев уже не верит от слова совсем. Поэтому предпочитает помчаться на другой край света.А точнее, сменить родину на государства с более низкими ценами и, не побоюсь этого слова, устойчивой экономикой и более внятными перспективами. И массово едут в Испанию, Португалию. Правда, рвануть за океан по средствам далеко не всем гражданам Штатов, а тем, кто побогаче, у кого есть сбережения в несколько сотен тысяч долларов, чтобы получить «золотую визу» (право на жительство в обмен на инвестиции) и купить недвижимость в Средиземноморском регионе.
Кстати, выбирают южные страны не только из-за мягкого климата. Южная Европа в отличие от Северной ведет себя более миролюбиво в геополитике и рационально — в энергетической. Тот же Мадрид не поддерживает инициативу Берлина и Брюсселя по отказу от российских энергоносителей. И под 15‑процентной экономией газа Испания тоже не подписалась. Она-то, собственно говоря, российский газ не качает. Получает его из Северной Африки и сжиженный — морем. Поэтому на Иберийском полуострове дали четко понять: губить свою промышленность и делиться углеводородами с другими странами ЕС в угоду их амбициям они не собираются.
Европейское единство — факт позитивный, но гробить свою экономику из-за иррациональности «больших братьев» испанцы не намерены.Кстати, в Греции тоже с энергетикой получше, чем в Евросоюзе. По крайней мере, южные трубопроводы — «Турецкий поток», «Голубой поток» функционируют в штатном режиме.
Беженцы свои и чужие
Чем закончится «великое европейское переселение народов», сложно сказать. В конце концов, массовый исход с Севера на Юг, с одной стороны, дает не самым богатым в ЕС регионам заработать на энергетическом туризме.С другой — если поток будет массовым (судя по динамике и ситуации в целом, он таким и будет), приезд более богатых европейцев и американцев может спровоцировать рост стоимости недвижимости и других товаров в этих странах. И тогда для местного населения «беженцы» (хоть и братья по Европейскому союзу) могут оказаться не более желанными, чем выходцы из Ближневосточного региона.
Как посмотрят на «беглецов» их сограждане, большинству из которых придется все-таки «холодать» и в какой-то степени голодать? Не то чтобы корочки хлеба не нашлось, но промышленность в условиях энергодефицита, как другие отрасли, ждут не лучшие времена. И их работников тоже. Благополучие в Старом Свете уже, можно сказать, и закончилось. Появление беженцев тому подтверждение. А большая миграция еще никогда принципиально не решала проблему, а только ее углубляла и усугубляла.