Новости с востока: доллар начал потихоньку снижаться по отношению к рублю. Так что те, кто так громко кричит о «долларе», скоро начнет от него избавляться. Еще больший парадокс состоит в том, что некоторые чересчур чувствительные граждане истово занимаются массовым приобретением телевизоров, утюгов и прочего добра, которое будет мертвым грузом пылиться в кладовках. Жизнь уже не раз доказала, что все это ажиотажное потребление «впрок» не дает ни уму, ни сердцу. Жить надо все-таки спокойно и осмысленно, без нервных срывов. Тем более в преддверии новогодних праздников.
Чтобы потом не показаться смешными самим себе.
Наш корреспондент размышляет о некоторых тенденциях последних дней.
Известие о том, что Нацбанк вводит временный 30-процентный сбор при покупке валюты, застало меня в одном из райцентров, где на автовокзале в ожидании маршрутки слонялся от скуки по местным магазинчикам. Там и оказался свидетелем почти карикатурной ситуации: владелица торговой точки в поте лица переписывала ценники. Причем делала это не одна, а вместе с продавцом и с мужем, специально вызванным по этому поводу из дому.
Супругу явно было не по душе, что его звонком выдернули из теплого уютного кресла, но он, недовольно морщась, все равно рисовал красным фломастером новые цифры на бумажках, почему-то прибавляя к прежней цене товара сразу 50%. «Ну и ладно, что ничего у меня не купят. Зато в убытках не останусь», — эмоционально отрезала на мое замечание хозяйка магазинчика. Такую логику продавца очень сложно назвать дальновидной.
В то время как у добросовестных участников рынка, не смущенных валютными перипетиями, в последние дни товарооборот вырос вдвое-втрое, тех, кто цены все-таки подкрутил, скорее всего, ждет финансовый провал.
Девальвации национальной валюты, вопреки мнению большинства, у нас в стране ведь так и не произошло. Речь идет именно о сборе, а не о подорожании доллара и евро. «Зеленый» даже на последних торгах на Белорусской валютно-фондовой бирже прибавил всего 30 рублей. Уж поверьте, механизм купли-продажи на этой площадке у нас отлажен таким образом, что если бы рынок отреагировал на инициативы Национального банка бурным спросом, цена выросла бы, и существенно.
Так что введение сбора на покупку валюты стоит трактовать как вполне логичную попытку погасить разгоравшийся пожар валютной паники. Опыт прошлого финансового кризиса научил наше Правительство главному: пониманию того, что население в пылу валютной паники способно наломать дров. Один из видных белорусских экономистов как-то признался мне, что если бы в марте 2011 года граждане не начали набег на обменники и не стали бы срочно переводить свои рублевые вклады в валютные, отделались бы мы гораздо меньшими потерями. Ослабла бы валюта на 20—30%, но не втрое.
Теперь же одним-единственным документом у нас решаются многие насущные проблемы, которые в последнее время немало заботили государство. Во-первых, подорожавшая за счет налога валюта сейчас точно останется в банках, а не осядет мертвым грузом в карманах граждан. Есть ли смысл приобретать ее, когда она столько стоит? Вряд ли. Это же остановит и валютчиков. Обычно они играют на курсовой разнице, но введенный налог делает их работу бессмысленной.
Во-вторых, попытка пристроить якобы обесценивающиеся белорусские рубли сегодня выливается в настоящий предновогодний торговый бум. Никогда еще наша розница не сталкивалась со столь удачно сошедшимися факторами: желанием достойно отпраздновать новогодние праздники и стремлением покупателей во что бы то ни стало опустошить свои карманы. Думаю, что за последние две недели года некоторые магазины сделают годовой план продаж. А население тоже не внакладе: некоторые из нас будут смотреть новогодний «Голубой огонек» с ломящимися от изобилия столами и сразу по трем купленным в сутолоке телевизорам.
В-третьих, благодаря «дорогой» валюте иссякает поток долларов в направлении стран-соседок. Белорусы уже почти перестали ездить на закупки в Литву и Польшу, ведь покупать товары там — дорогое удовольствие. То же самое касается и приобретения товаров в зарубежных интернет-магазинах. К переведенной сумме надо прибавить 30%, а на внутреннем рынке примерно такие же цены на китайские товары.
В-четвертых, наконец-то наладилось дело с расчисткой складов белорусских предприятий. Еще недавно наши стиральные машины, холодильники и телевизоры застаивались на полках — теперь их раскупили почти полностью. Есть и другие плюсы. Так, инициатива оказывается прибыльной и для бюджета. Первый замминистра финансов Максим Ермолович привел цифры: только за 20 дней биржевых торгов, с учетом ежедневного спроса и предложения валюты, доходы в казну составят около 5 трлн. рублей.
А что же насчет предприятий-экспортеров? Им ведь необходима валюта для приобретения сырья и комплектующих, а собственных ресурсов может и не хватить? Тем более что для таких компаний до 50% увеличена норма обязательной продажи поступающей в страну валютной выручки. Эти заботы взяло на себя Правительство. «Средства для этого есть, в том числе и средства от валютного сбора. Если мы уважающее себя государство, мы должны защищать свой народ и своего товаропроизводителя», — отметил Премьер-министр Михаил Мясникович. Идея такова: на суммы недобора валютной выручки от девальвации российского рубля государство предоставит предприятиям-экспортерам фактически беспроцентный кредит.
Советская Белоруссия №244 (24625). Вторник, 23 декабря 2014.