Если гостю не понравится кофе, то бариста его переделает.
Кофе без паузы — Если вы решите открыть кофейню, вам придется разобраться не только в сортах кофе, технологии приготовления и рецептурах напитка, в оборудовании, налогах, подборе и обучении персонала. Еще нужно будет вникнуть в азы деревообработки, изучить ассортимент лаков и лазурей, ламината, плитки, стеклопакетов, узнать все о pos-мониторах, беспроводном интернете и видеонаблюдении, — так очерчивает круг своих нынешних забот владелец мини-кофейни Максим Селявко.
Выпускник БГЭУ успел поработать в банке, на производственном предприятии и в консультационной компании. Уже в «свободном плавании» занимался грузоперевозками, вендинговым бизнесом, мороженым. А сейчас вместе с женой Натальей Щепанович делает ставку на кофе.
Основной фактор успеха проекта — выгодное месторасположение. Кофейные ларьки, как правило, находятся вблизи остановок, университетов, станций метро. Найти проходное место с адекватной стоимостью аренды — основная трудность.
— В интернете можно разыскать информацию как о частных помещениях, так и об аукционах на право аренды площадей, находящихся в государственной собственности. Если выставленное на аукцион помещение вам подходит, подаете документы, вносите задаток и торгуетесь, — говорит Максим. — Так поступили и мы. На комнату площадью 5,5 квадратного метра в доме напротив одного из столичных вузов в ходе торгов претендовали три или четыре человека. Сумму, за которую мы получили право аренды, назвать не могу, это коммерческая тайна. Но знаю, что в переходе метро стоимость права аренды помещения площадью 10—20 квадратных метров в ходе торгов может доходить до 100 тысяч долларов. Это разовый платеж. Потом ежемесячно нужно оплачивать аренду и коммунальные платежи.
Получив помещение, Максим занялся его ремонтом. Раньше там располагался обменный пункт валют с бронированным 10-сантиметровым стеклом. Окно пришлось заменить. Электрик переделал проводку. Все остальное — своими силами. Параллельно занимались брендом.
— До этого мы полгода разрабатывали логотип бренда, который придумали еще в 2014 году. Потратили кучу денег на авансы дизайнерам, ночами дорисовывали и перерисовывали. И вот когда все было готово, поняли, что это не то, — рассказывает молодой человек. — А потом на грани сна и реальности родилось новое название, которое больше соответствовало текущей ситуации.
Варят, а не навариваются
Мебели для кофе-точки понадобилось минимум: дубовая столешница на сварных металлических опорах, дубовый подоконник, стул и полки.
— Для улицы разработали и собрали оригинальную трехметровую скамейку из промасленных брусьев и строительных блоков. Все выпиливали, варили, лакировали и собирали опять же сами, — добавляет Максим. — Оборудование покупали стандартное для кофейни: кофе-машину, кофемолку, холодильную витрину, морозильник, миксер и термопот. По стоимости за все это отдали около 10 тысяч рублей.
Кстати, начинать можно и с бывшего в употреблении комплекта кофе-машины и кофемолки примерно за 2 тысячи рублей или взять их в аренду — от 200 рублей в месяц. Цена очень хороших кофемолок начинается от 2 тысяч евро, а кофе-машин — свыше 10 тысяч евро.
Из обязательных покупок — кассовый аппарат, около 300 рублей, и банковский терминал для приема денег по карточке, около 950 рублей. Для аналитической учетной программы продаж приобрели pos-монитор — около 1200 рублей (но его вполне можно заменить обычным планшетом за 300 рублей).
— Персонал искали на сайтах, где размещаются вакансии и резюме. Мы не боимся брать и совсем без опыта или с минимальным опытом, смотрим в первую очередь, чтобы человек был хороший и подходил для нашей команды, — делится опытом владелец мини-кофейни.
Зарплата бариста в Минске начинается от 25 рублей за смену на руки и выше. График работы — пять дней в неделю по восемь часов или два дня через два по 12 часов.
От получения права аренды помещения до открытия мини-кофейни прошло три месяца. Помимо названия, понадобилось думать еще о позиционировании.
— Сейчас прослеживается тенденция к росту объемов кофейных напитков вплоть до пятисот миллилитров! Классический эспрессо — это около 7 граммов молотого кофе на 25—30 мл воды. И просто разбавить до 350—500 мл — это не вариант. Поэтому мы используем закладки молотого кофе от 10 до 32 граммов в зависимости от объема напитка.
Нет права на ошибку
Кофе-точку Максим и Наталья открыли в конце июня этого года. Воздушные шары, музыка, стильная скамья у окошка выдачи ароматного кофе сделали свое дело — клиенты с удовольствием дегустировали любимый напиток.
У заведения уже появились постоянные клиенты, чьи вкусовые предпочтения бариста всегда учитывают.
— Приготовление кофе на профессиональном оборудовании — это, с одной стороны, четкое соблюдение технологии и рецептуры, с другой — искусство: поворот на полградуса регулировки степени помола — и у вас уже другой вкус. Влияют и влажность пара, и температура воды, и доли грамма помола, миллилитры пролива и секунды взбивания молока, сила и угол темпирования и настроение бариста. Что касается зерна, то сейчас популярна средняя степень обжарки. Чтобы угодить максимально широкому кругу гостей в стесненных условиях кофейни, желательно использовать смеси 80—90 процентов арабики и 20—10 процентов робусты.
На рекламу своего заведения молодые люди особо не тратят деньги. Основной упор делают на сарафанное радио и повторные продажи за счет качества, цены и программы лояльности «каждый седьмой стакан — бесплатно». Расходные материалы — стаканчики, крышки, мешалки — покупают по предоплате в больших объемах на складе. За счет этого получают скидки. Сырье — кофе, молоко, сиропы — приобретают качественное.
В планах у Максима Селявко и Натальи Щепанович — трудиться, учиться и развиваться. И постепенно из мелкого бизнеса перейти в средний сетевой.
statkevich@sb.by