Парламент Грузии в среду, 1 мая, проголосовал за закон «О прозрачности иностранного влияния» во втором чтении. Накануне дебаты о законе сопровождались столкновениями и арестами у здания парламента. В среду протестующие вновь собрались. Критики этого документа считают, что он подрывает демократию и может свести на нет шансы страны на вступление в Евросоюз. До этого премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявлял обратное: «Если мы примем этот закон, то застрахуем страну от поляризации и радикализма в долгосрочной перспективе, иначе нам будет очень сложно стать членом Евросоюза». О том, почему в Грузии растет неприязнь к новому закону и кто в стране раскачивает ситуацию, рассказал политолог, кандидат исторических наук Вадим Елфимов в эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио».
Фото из архива "СБ"
Гость студии отметил, что правящая партия в Грузии «Грузинская мечта» – прагматического толка:
– Она не занимает четко ни прозападную, ни пророссийскую, ни какую другую позицию. У нее ориентированность на свои собственные интересы. Также экономика страны направлена на рынок СНГ. И чисто экономически независимая и самостоятельная Грузинская Республика должна быть ориентирована на нас с вами [СНГ] как на потребителей, мы должны быть их друзьями. Исходя из этой четкой позиции действует нынешнее правительство страны.
Эксперт также объяснил, почему в Грузии люди выходят на протесты:
– Здесь несколько причин. Во-первых, за 30 лет существования, к сожалению, Грузия так и не обрела никакой независимости. Я просто напомню, что даже грузинское правительство получало зарплату из фондов Госдепартамента США. То есть они, в прямом смысле слова, находились на содержании. И за это время там расплодилось большое количество так называемых НПО, неправительственных организаций, которые контролировали общественное сознание в этой республике. Я сейчас не буду вдаваться в цифры, но там чуть ли не треть населения задействована в этих организациях. Также напомню, что Саломе Зурабишвили, президент страны, заявила, что она наложит вето, если этот закон будет принят. Но оно может быть преодолено простым парламентским большинством, даже не конституционным. В стране настроение такое, чтобы ввести этот закон, но при определенных уступках. В 2023 году, в марте, уже была попытка его узаконить. Тогда там тоже были беспорядки и возмущения. В результате этого документ переработали. Считается, что этот закон – об иноагентах, но это слово оттуда вычеркнули. Там есть просто понятие об организациях, которые более 20% своего бюджета получают из-за рубежа и таким образом проводят интересы другого государства. Чаще всего это Соединенные Штаты Америки и страны Западной Европы.
Политолог также объяснил, почему подобное «очень мягкое законодательство» вызывает такую реакцию в стране:
– Причина здесь одна: Запад не устраивает нынешнее грузинское правительство. Будем вещи называть своими именами. Когда начиналась история с Украиной и Зеленский требовал ядерное оружия, всё это вынудило Российскую Федерацию провести специальную военную операцию. И Западу кроме этого военного фронта надо было создать еще один на Кавказе. Грузия из этого фронта выпала – она не захотела быть марионеткой и пушечным мясом. Поэтому западным кураторам необходимо сменить нынешнее правительство страны. То есть найден повод, данный законопроект, для того, чтобы раскачать ситуацию, вернуться к революции роз и так далее.
Гость программы также предположил, чем может закончиться вся эта ситуация.
– Судя по всему, правительство Грузии, не президент, четко понимает, что если сейчас уступить, то дело закончится настоящим государственным переворотом. Опять Грузию вернут в малоприятную и никому не нужную игру. Поэтому, мне кажется, что настроение у правительства страны довольно жесткое, четкое. И я ожидаю, что все-таки этот закон будет принят, все перипетии будут преодолены, – резюмировал Вадим Елфимов.
Ток-шоу «Будни» выходит утром с понедельника по пятницу. В каждом выпуске предметом обсуждения становятся самые актуальные темы из жизни страны и мира. В дискуссии принимают участие политологи, ученые, общественные деятели и журналисты ведущих средств массовой информации.