В последние дни августа одеждой и товарами для школьников интересуются не только мамы и папы, чьи дети за лето выросли из ученических костюмов. За наличием и ассортиментом пиджаков да сарафанов зорко следят Минторг, Минобразования и «Беллегпром». Цель — всем всего должно быть много. В приоритете — комфорт, натуральность и элегантность. Недавно Бобруйск держал экзамен перед руководством трех ведомств по подготовке к школьному сезону. Место для выездного совещания выбрано не случайно: ОАО «Славянка» — крупнейший поставщик школьной одежды, а местная СШ № 27 в мае запустила эксперимент, предложив родителям первоклашек и восьмиклассникам (по одному классу) единую школьную форму, сшитую на бобруйской фабрике. Так был ли экзамен сдан успешно?
Если судить по цифрам, то в нынешнем году никаких проблем с экипировкой школьников нет. По оперативным данным Минторга, до 10 августа торговые организации страны получили заказанную на фабриках легрома одежду, обувь, кожгалантерею. Это 495 тысяч костюмов, пиджаков, жакетов, брюк и сорочек для мальчиков из 551 тысячи, согласованной на 2015 год, и 305 тысяч сарафанов, блузок, юбок, жилетов для девочек из 275 тысяч по плану. На прилавках — 120 тысяч пар обуви (120% от аналогичного периода прошлого года) и 32 тысячи рюкзаков и сумок (102%). В общем, отгрузили все, что нашили, и даже с лихвой. Магазины открыли в сезон около 250 дополнительных торговых мест, более 700 школьных базаров. Каждый день идут выставки–продажи. Запланировано 2.250. Рассрочки, кредиты, скидки, акции многодетным, призы и подарки.
Абсолютные лидеры сезона — ОАО «Славянка» (170 тысяч единиц подростковой одежды для мальчиков и 51 тысяча — для девочек) и ЗАО «Калинка» (200 тысяч изделий для школьниц). На фабриках ассортимент для девушек превосходит уровень прошлогоднего на 50% и 39% соответственно. Выбрать есть из чего — это наглядно продемонстрировали юные модели, устроив дефиле в фабричном дворике. «Ткани — полушерсть Минского камвольного комбината и поливискоза (35% натуральных волокон) — соответствуют техническим регламентам Таможенного союза, гигиеничны, гигроскопичны и безопасны для детей», — комментировал показ школьной коллекции Теймураз Бочоришвили, директор ОАО «Славянка». По его словам, фабрика в нынешнем году учла особенности антропологии современных детей, изготовив 25% изделий 3–й и 4–й полнотных групп. Нас убеждали в том, что уж сегодня, когда внутренний рынок швейным фабрикам особенно интересен из–за падения объемов продаж в России, одеть школьника — не проблема.
Однако даже в фирменном магазине «Славянки» у родителей нередко возникают вопросы. В примерочной мама облачила невысокого, но полноватого сына в костюм с вешалки. Пиджак оказался впору, а брюки — сантиметров на 20 длиннее. «Ничего страшного, подложу, — усмехнулась женщина, — я всегда так делаю». И отправилась с покупкой к кассе. Меньше повезло маме полненькой девочки. Та напрочь отказалась примерять сарафан. «Хочу костюм!» — надувала губки. И подходящей блузки для подростка округлых форм в ассортименте тоже не нашлось. Мама с дочкой, огорченные, пошли искать дальше. На школьный базар, наверное. Хотя продавец готова была принять заявку на любую модель костюма или платья, цвет, размер. Говорит, возможна и подгонка изделий по фигуре.
В местном универмаге отдел для школьников ломился от одежды. Но достаточно было взять в руки сарафаны, костюмы и пиджаки, и рука тут же невольно тянулась к бирке с маркировкой: что за состав ткани, такой стеклянной на ощупь? Тактильные ощущения не подвели: 100% — 80% — полиэфир и полиэстер. По моей настоятельной просьбе продавцы нашли несколько сарафанов, в составе ткани которых было 35% вискозы, один на 80% шерстяной костюмчик для подростка фабрики «Коминтерн» за 600 с лишним тысяч рублей (при средней цене подавляющего большинства моделей около 500 тысяч). Отыскали еще сарафан: шерсть — 75%, производство «Знамя индустриализации», по цене чуть больше 200 тысяч рублей...
И тут я не стала бы огулом винить торговлю. «Первый вопрос, который задают родители школьников: что у вас тут есть подешевле? — объяснила ситуацию продавец. — Это главный критерий». А подешевле — синтетика. Или... школьная форма, в которую одели детей экспериментального класса в бобруйской школе № 27. По словам директора Натальи Коноваловой, модели сарафанов для девочек и костюмов для мальчиков ребята и их родители выбирали прямо на фабрике. И купили одежду с хорошей скидкой — 225 тысяч сарафан из поливискозной ткани и 470 тысяч — мальчуковый костюм.
Идея ввести в качестве школьной формы одежду определенного делового стиля витает в «Беллегпроме», Минторге и Минобразования уже давно. В нынешнем году предприняты первые конкретные шаги. В мае утвержден план пилотного проекта «Школа будущего». Вот как отрекомендовала затею заместитель министра образования Раиса Сидоренко: «В проекте «Школа будущего» участвуют около 500 учащихся вторых, пятых и восьмых классов из шести учреждений образования страны». Каждая школа или гимназия выбирает свою модель одежды делового стиля или цветовую гамму, скажем, элементы клетки в одежде. «Мы изучаем мнение родителей и детей о новых моделях одежды делового стиля, — отметила Раиса Сидоренко. — В каких–то школах в форму одевают конкретный класс, а в каких–то — параллель. В следующем году планируем расширение эксперимента в начальной школе». А выводы об успешности проекта координационный совет готов сделать через три года.
Так долго? Думаю, школьную форму надо было ввести еще вчера. И не спешите меня упрекать. Испытано на себе: коричневое полушерстяное платье, которое менялось раз в год, помню до сих пор. Но сегодня сошлось множество обстоятельств, из–за которых следовало бы вернуть хорошо забытое старое.
Первое. По статистике, объемы производства обуви в стране упали с начала года почти на 20%, швейных изделий — на 17,3%. Следом падают зарплаты, редеют ряды швей и, главное, — растут накладные расходы, которые лягут в цены. В такой ситуации фабрики готовы буквально сражаться за школьный, фактически госзаказ, исполнять любой каприз. Монополии здесь в помине нет. Более 4 тысяч производителей поставляют трикотаж и «швею».
Второе. Отдавать эту нишу ввозной синтетике категорически нельзя. Нынче за школьные парты сядут 965 тысяч детей. И это ежегодный спрос.
Третье. Школы могут заказывать коллекции прямо на фабрике, освобождая родителей и детей, особенно с нестандартными фигурами, от необходимости блуждать по магазинам и толкаться в очередях в последние дни августа.
Четвертое. Это минус торговая надбавка и точная работа модельеров. На прилавках далеко не всегда то, что нам показывают на дефиле. То модель подходит, а размера или роста подходящего нет, и наоборот.
Пятое. Дети могут участвовать в процессе, создавая модели своих платьев (кстати, почему обязательно сарафаны и костюмы?) в широком смысле этого слова. Это же здорово, если ребята будут носить то, что захотят и придумают сами, а сошьют это их родители, на фабриках.
И, наконец, шестое. Имущественное и социальное неравенство. Школьная форма, как броня, защищала нас от этого в свое время. Вплоть до выпускного мы редко интересовались, кто у кого родители. Одежда для школьников не являлась предметом конкурса кошельков и статуса.
А вы как считаете, уважаемые читатели? Приглашаем к диалогу.
Кстати
К школьному сезону торговля заказала у легпрома около 500 моделей одежды для школьников , 200 моделей обуви, 170 моделей ранцев и рюкзаков. Для спорта и физкультуры — около 40 моделей обуви, 50 моделей трикотажных изделий.
aelita@sb.by
Советская Белоруссия № 161 (24791). Вторник, 25 августа 2015