СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
«Спрос на продовольствие будет расти, потому что бешеными темпами в мире растет население. Вот простая формула. Нам нельзя отстать».
На совещании в Шкловском районе, 9 августа 2024 года
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
«Спрос на продовольствие будет расти, потому что бешеными темпами в мире растет население. Вот простая формула. Нам нельзя отстать».
На совещании в Шкловском районе, 9 августа 2024 года
Накормить себя и других
Не секрет, что Беларусь производит сельскохозяйственной продукции и продовольствия достаточно, чтобы накормить собственное население и поставлять качественную и конкурентоспособную продукцию на рынки наших партнеров — в Российскую Федерацию, страны СНГ, Азии, Африки, Ближнего Востока, отмечает заместитель директора по научной работе Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Светлана Кондратенко.— В минувшем году уровень самообеспечения страны молоком составил 283 процента, мясом — 134,9, яйцами — 123,2, картофелем — 110,8, овощами и бахчевыми — 103,2 процента, — констатирует ученый. — В расчете на душу населения произведено 835 килограммов зерна, сахарной свеклы — 528, овощей — 305, картофеля — 438, фруктов и ягод — 70, молока — 908, скота и птицы в убойном весе — 139 килограммов, яиц — 375 штук. Для сравнения, в среднем по Евразийскому экономическому союзу в расчете на одного жителя приходится 275 килограммов молока, 78 килограммов скота и птицы, 151 килограмм овощей и бахчевых, 926 килограммов зерна, 319 килограммов сахарной свеклы, яиц — 304 штуки. Таким образом, достигнутый в Беларуси уровень собственного производства позволяет гарантировать сбалансированность внутреннего рынка при любых изменениях внешней конъюнктуры и осуществлять стабильные экспортные поставки.
Впрочем, Беларусь традиционно входит в топ-5 экспортеров молока и молокопродуктов, топ-15 экспортеров мяса и мясопродуктов, ежегодно поставляя качественную продукцию более чем в 100 государств мира.
Отечественные товаропроизводители, отмечает Светлана Кондратенко, стараются осваивать новые продуктовые сегменты, расширять географию поставок, закрепиться и нарастить продажи на традиционных рынках. Именно поэтому рост экспорта происходит за счет увеличения его натуральных объемов.
— Ценовая конъюнктура мирового рынка сейчас является благоприятной, импортный спрос на продовольствие растет, — отмечает она. — Так, по данным ФАО, индекс продовольственных цен в июле 2024 года составил 120,8 пункта, что на 3,1 пункта выше показателя начала года, на 0,8 пункта выше предыдущего месяца. Июльские котировки на молочную продукцию на 9 пунктов выше показателя начала года, на мясо — на 10,5 пункта, растительные масла — на 12,5 пункта. Индекс цен на сахар прирастает второй месяц подряд под влиянием более низкого, чем ожидалось ранее, объема производства в Бразилии.
В целом прогнозы свидетельствуют о том, что баланс мирового рынка продовольствия в ближайшие десять лет останется дефицитным: объем потребления будет прирастать на 1,2 процента в год в связи с ускоренным ростом населения и доходов, а производство — только на 1 процент. Негативное влияние на динамику сельского хозяйства оказывают глобальные климатические изменения, экономическая нестабильность, а также европейская зеленая политика, которая становится искусственным барьером для решения продовольственной проблемы многих стран мира.
Есть и другие причины, отмечает специалист. Это опережающий рост потребности в кормах для животноводства как основном источнике интенсификации отрасли, а также усиление влияния спроса Китая, Индии и стран Юго-Восточной Азии на глобальный рынок продовольствия.
Кооперация научной и производственной сфер
В условиях меняющейся глобальной экономики Беларусь придерживается верной стратегии: наращивает потенциал собственного агропромышленного комплекса, стремится обеспечить технологический суверенитет, развивает наукоемкие и высокотехнологичные отрасли. Это селекция и семеноводство, племенное дело, биотехнологии, сельхозмашиностроение.Экспортируя продукцию, собственные уникальные технологии и компетенции в области агропромышленного производства, подчеркивает Светлана Кондратенко, Беларусь продвигает национальный продовольственный бренд.
— Наша страна стала надежным партнером в решении задач продовольственной безопасности для стран Евразийского экономического союза, СНГ, ШОС и даже далекого Африканского региона, — анализирует специалист. — Востребованы не только качественные белорусские продовольственные товары, но и комплексные производственные решения для животноводства, сельскохозяйственная техника, технологии переработки сельскохозяйственного сырья, инфраструктурные решения для сельской местности и агрогородки. Новые возможности открывает кооперация в научной и производственной сферах, организация совместных инновационных проектов и центров профессионального образования.
Главой государства четко определена роль науки в укреплении экспортного потенциала белорусской экономики и, в частности, агропромышленного комплекса. Именно применение собственных прорывных технологий и инноваций в производстве, убеждена эксперт, в перспективе будет залогом успешной конкуренции на мировом рынке продовольствия.Очевидно, что дальнейшее развитие экспортных поставок будет связано с выходом на новые рынки и укреплением позиций товаропроизводителей Беларуси в странах и регионах, которые уже покупают белорусскую продукцию.
— Например, в Российскую Федерацию направляется около 80 процентов белорусского продовольственного экспорта. Вместе с тем этот традиционный для нас рынок также имеет значительные резервы роста: расширение ассортимента продукции на полках торговых сетей, наращивание поставок в дальние регионы, развитие агропромышленной кооперации, улучшение логистики и создание новых эффективных каналов продвижения белорусских товаров, — отмечает ученый. — В последние годы в структуре поставок возрастает доля высокомаржинальных продуктов: сыров, творога, масла сливочного, кисломолочных продуктов с натуральными наполнителями, мясных полуфабрикатов, колбасных изделий, кондитерской продукции.
К слову, драйверами роста мирового рынка продовольствия также являются молочные продукты, полуфабрикаты, готовые перекусы, продукты из рыбы, обработанные овощи и фрукты, специализированные продукты для детей, пищевые ингредиенты. Продажи готовых продуктов питания и напитков в перспективе, отмечают эксперты, будут ежегодно прирастать на 6,5 процента.
Будущее за товарами глубокой переработки
Белорусские товаропроизводители четко улавливают тренды мирового рынка и способны удовлетворить запросы потребителя в любой стране. Вместе с тем, убеждена Светлана Кондратенко, важно не останавливаться на достигнутых результатах: ведь удержать и усилить международные позиции можно только применяя маркетинговые, продуктовые, технологические инновации, увеличивая добавленную стоимость экспортных товаров, развивая национальные бренды, опережая конкурентов.— Одним из перспективных направлений развития экспортного потенциала является глубокая переработка сырья, в том числе с использованием биотехнологий, — говорит она. — В мире набирают обороты всё новые сегменты глубокой переработки, которые позволяют снизить затраты на транспортировку в новые регионы экспорта, увеличить срок хранения продукции, повысить маржинальность.
Совместными усилиями с наукой белорусские предприятия осваивают производство уникальных сухих молочных продуктов и компонентов. В их числе концентраты молочных и сывороточных белков, безлактозное молоко, многокомпонентные сухие смеси. В стране созданы уникальные мощности по глубокой переработке зерна по современным биотехнологиям в аминокислоты, высокопродуктивные сбалансированные комбикорма и премиксы.
Например, несколько лет назад отечественная масложировая отрасль вывела на рынок качественный и доступный импортозамещающий продукт — рапсовое масло. Задача была решена благодаря модернизации и усилиям белорусских ученых, которые разработали все необходимые технологии, от специальных сортов и гибридов до возможности использования рапсового масла при производстве товаров для детского питания. Продукт оказался востребованным не только на внутреннем рынке, но и у зарубежного покупателя. Вместе с тем для отрасли также актуально получение более высокой добавленной стоимости по экспорту за счет развития перспективных инновационных сегментов — соусов, многофункциональных ингредиентов для пищевых продуктов.
— Белорусские предприятия пищевой промышленности готовы к стратегическим изменениям, — резюмирует Светлана Кондратенко. — Просто подходят к этому вопросу взвешенно и экономически обоснованно, глубоко изучают и прогнозируют рыночную конъюнктуру.
Сельское хозяйство сегодня дает 7,2 процента валового внутреннего продукта страны, почти 7 процентов рабочих мест, 14,5 процента инвестиций в основной капитал. В первом полугодии текущего года отрасль наращивает обороты: в хозяйствах всех категорий произведено продукции на 11,5 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 10,2 процента больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К слову, динамика опережает показатели всех партнеров Беларуси по Евразийскому экономическому союзу, подчеркивает ученый.
— Совместными усилиями аграриев, науки, перерабатывающей промышленности, наращивая производство и комплексно осваивая новые отечественные технологии, работая над снижением затрат, качеством и конкурентоспособностью, поставленные Главой государства и Правительством задачи по увеличению объемов экспорта продукции и росту национальной экономики будут решены, — убеждена Светлана Кондратенко.
arteaga@sb.by
Фото из архива «СБ»