Оксана Гомолко: «В эпоксидной смоле могу воплотить любые творческие задумки»
О новогодних игрушках мастерица из Молодечно Оксана Гомолко задумалась не сразу: сначала изготавливала серьги и кулоны. Потом захотелось сделать елочные фигурки. Изучила информацию о работе с материалом и стала экспериментировать.— Купила молды — формы для залития, эпоксидную смолу, краситель, отвердитель. Мне ближе кристаллическая техника, которая дает изделиям яркий блеск. Игрушки переливаются и создают праздничное настроение. Сделала набор из шести изделий: лошадку, снежинку, варежку… И мне, и близким результат пришелся по душе.
Работать с эпоксидной смолой может каждый. Однако следует учитывать, что новичкам, пренебрегающим техникой безопасности, могут грозить раздражение кожи, дерматит и даже ожоги. Особенно внимательными мастерица призывает оставаться в момент нагревания и полимеризации смолы. Работать нужно в хорошо проветриваемом помещении и непременно в респираторе.
Процесс изготовления следующий: разводим смолу с отвердителем, добиваемся, чтобы ушли пузырьки. Затем субстанция смешивается с красителями, пигментами или спиртовыми чернилами и заливается в формы.
— Если хочется оригинальности, включаем фантазию. Мне, например, нравятся елочные игрушки с сухоцветами. В этом случае нужна двухэтапная заливка. Для высыхания первого слоя потребуется примерно 20 часов, столько же или больше — для второго. Полного затвердевания можем добиться не менее чем за 48 часов. Затем игрушка шлифуется и покрывается «финишем». Чтобы изображение внутри зрительно получилось более объемным и лучше просматривался рисунок, изделие еще раз покрывают смолой.
За два года увлечения Оксана сделала сотни новогодних фигурок, многие достались близким.
— Люблю дарить родственникам и друзьям новогодние игрушки и оригинальные украшения из смолы. Это красиво, долговечно и креативно. А сколько эмоций дает сам процесс! От идеи до воплощения проходит не так много времени, и результат всегда радует.Количество времени, проведенного в импровизированной домашней мастерской, Оксана не считает. Любимому увлечению ежедневно уделяет минимум два‑три часа. И останавливаться на достигнутом, говорит, не собирается:
— Тренды в изделиях из эпоксидной смолы постоянно меняются. Например, сейчас популярны игрушки 2D. Недавно сделала оленей, от которых в восторге! Расписывала их красками. В моем топе красно‑зеленая гамма.
Ольга Макушинская: «Деревянные игрушки способны вернуть в детство»
Самый неочевидный материал для новогодних игрушек, пожалуй, дерево. Но именно его для своих изделий шесть лет назад выбрала минчанка Ольга Макушинская. Идея пришла случайно: в школе, где учился сын, попросили принести поделку новогодней тематики. Тогда и поняла, насколько это интересно.— Чиполлино и его антагонист синьор Помидор, старик со старухой из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», Солоха и Черт из гоголевского цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», звери из детской истории «Теремок» — это лишь малая часть персонажей, которых мне удалось воплотить в дереве. Есть и герои мультфильмов — Тимон и Пумба, Том и Джерри, Аладдин и Жасмин.Методом проб и ошибок Ольга нашла идеальный материал: работает только с сосной, потому что она самая мягкая. Сначала рисует персонажей на бумаге, затем переносит на заготовку. Изделие выпиливает электролобзиком.
— Игрушки получаются идеальными благодаря опыту и сноровке. Дерево — материал капризный. Одно неловкое движение — и все испорчено. Так, практически готового Буратино можно повредить при выпиливании носа. Поэтому каждое движение выверяю до миллиметра, предвкушая момент, когда в руках окажется готовая игрушка.
Тема сказок, к которой чаще всего обращается мастерица, близка ей с детства. Любовь к чтению привил папа.
— В нашей семье настольными книгами были русские народные сказки и сказки народов мира. Помню, с трепетом переворачивала страницы и, конечно, изучала иллюстрации. Истории погружали в волшебный мир и развивали фантазию. Сейчас они помогают придумывать новые оригинальные изделия и, можно сказать, даже возвращают в детство.
Один из любимых этапов для Ольги — рисование. В работе использует акриловые краски и несколько видов синтетических кистей. Для проработки деталей — полимерную глину, папье‑маше, эпоксидную смолу, иногда смешанные техники. На выходе игрушка получается похожей на оригинального персонажа, но со своей изюминкой и авторским видением.
Имеются и новые идеи.
— В планах — коллекционные игрушки белорусской тематики. Хочу делать куколок в национальной одежде. Это будет очень красиво и оригинально. И, конечно, поделюсь результатом в соцсетях. Уверена, мои успехи послужат вдохновением для любителей игрушек из дерева.
Анастасия Маковская: «Мастер по декупажу должен хорошо рисовать, и это лишь часть работы»
«Вырезал и приклеил. Ничего сложного» — существует такое мнение о декупаже. На самом деле техника одна из самых сложных, близка даже к труду ювелира. Минчанка Анастасия Маковская открыла ее для себя в 15 лет. Правда, о елочных шарах тогда речи не шло — прихорашивала обычные стеклянные бутылки и банки из‑под кофе. Новогодними игрушками девушка заинтересовалась гораздо позже:— Прирастать в мастерстве помогали видеоуроки и очные мастер‑классы. Каждый раз было интересно, смогу ли лучше. Перепробовала десятки сюжетов — от котиков и лесных зверушек до зимних пейзажей.
На одно изделие обычно уходит три недели. Долго? Такова технология.
— Сначала на маркетплейсах заказываю пластиковые заготовки из прозрачного акрила. Шарики грунтую, причем каждый слой сохнет сутки, и таких слоев может быть от 7 до 10. Потом наклеиваю картинку, при необходимости дорисовываю сюжет. Поэтому мастер по декупажу должен хорошо рисовать. Но это лишь часть работы. Для некоторых изделий используются лепнина, поталь, декоративные камни, бантики. Выдохнуть можно только после финальной лакировки.
Новичкам в декупаже следует знать, что стоимость материалов для этой техники одна из самых высоких. Потребуется целый список — от картинок, которые можно распечатать на принтере, до глины, позолоты, клея и лака для ее крепления, лака для верхнего покрытия. Затраты порой доходят до 250 рублей. Но главное, конечно, воображение.
К популярным сюжетам вроде тех, где фигурирует символ Нового года, мастерица старается не прибегать:
— Если уж заниматься ручной работой, пусть игрушка получится незаурядной и ею можно будет украшать елку много лет подряд. Поэтому змеек не изображаю. В моей творческой копилке — Дед Мороз, Красная Шапочка, ангелы, камеи, часики со стрелками, Солнце и Луна.
Мария Кривоусова: «Из ваты могу сделать любого персонажа — от ангела до Бабы-яги»
Игрушками из ваты Мария Кривоусова заинтересовалась пять лет назад. Увидела на выставке маленькую куколку — и сердце забилось чаще. Из чего сделана малышка, сразу не поняла. Ситуацию прояснила продавец. Да это же вата! Мария захотела смастерить что-то подобное, тем более что схожий опыт у нее был — более 10 лет до этого делала кукол из полимерной глины:— Новое хобби решила попробовать вместе с подругой: я лепила, она раскрашивала. Начали с простого — лесных зверей, птичек, рыбок, елочек и только через два года решились на «человечков». Сейчас в моем творческом багаже есть все — сказочные персонажи типа Бабы-яги, дети с винтажных открыток, ангелочки, морячки, лисы и котики…
Лица фигурок мастерица делает из полимерной глины с помощью молдов. Есть самозастывающие виды глины и те, что затвердевают только в духовке. Когда личико готово, мастерица раскрашивает его акриловыми красками и пастелью. С изготовлением тела посложнее — требуется каркас из проволоки, на который наматывается вата. Сверху все покрывается клейстером. Затем игрушка сушится около батареи. Процесс занимает около суток. Для ускорения некоторые мастера используют фен.
Из ваты делается и одежда персонажей — шубки, валенки, шапочки, варежки и шарфики, а иногда и шляпки, платья с оборками и некоторые аксессуары — корзинки, сумочки, бантики.
Готовые изделия Мария расписывает акриловыми красками. Благодаря этому игрушки становятся яркими и получают защитную пленку. Но этот вариант не единственный:
— Можно сразу купить цветную вату, окрасить белую специальными красками для ткани или затонировать готовое изделие акварелью, масляными красками и даже пастелью, а в дополнение украсить искристыми снежными блестками или слюдой.
Детали изделий — например, санки или коньки для кукольных детей из СССР, саблю для пирата или ступу Бабы-яги — можно собрать из готовых наборов, которые изготавливают мастера по лазерной резке по дереву. Но интереснее сделать самостоятельно — из ваты, картона, веревок и даже зубочисток.
Игрушки из ваты — не про быстроту. Такие изделия требуют терпения и точности движений: стоит дрогнуть руке — и выражение кукольного лица не исправить.
Хотя мастерицу сложности не пугают. Творчество помогает ей отдыхать и становиться лучше:
— Это отличный способ борьбы с ленью, когда хочется залипать в гаджетах и дремать под сериалы. Да и как сидеть сложа руки, когда в Instagram другие мастера показывают что-то новое и необычное? К Новому году планов много — обязательно пополню свою коллекцию новыми сказочными персонажами и поделюсь красотой с подписчиками.
Купи, если сможешь
Самая дорогая новогодняя игрушка замечена на Комаровском рынкеВ прошлом году многие возмущались: где это видано — елочный шар за 380 рублей? Его предлагали приобрести в интернет-магазине декора для дома. Изделие было от именитого бренда — фирмы Versace. Но рекорд не смог продержаться и года. Недавно вырвался вперед новый ценовой лидер — стеклянные бусы польского производства за 1850 рублей. Диковинка продается на Комаровском рынке. По заверениям продавца, расписана вручную. Кто станет обладателем новинки, остается только догадываться.
Модный совет
Какие тренды на елочные украшения в этом годуТенденции новогоднего декора в 2024‑м тяготеют к зеркальному блеску. Стало актуально вешать на елку диско-шары. По мнению экспертов, обычные шары можно смело заменить на те, что с отражающим покрытием, или на множество маленьких шариков, которые красиво рассеивают свет. Следовать моде желания нет, а выделиться хочется? Тогда вешайте на елку старые советские игрушки. Популярности они не потеряли.
Фото Алисы ДРУГАКОВОЙ и из личного архива героев.