О роли экономического базиса в Великой Отечественной войне

Экономика Победы

«Одна военная готовность будет мало значить, если экономически страна не готова. Ныне мы можем с полной определенностью сказать, что характер будущей войны определяется экономикой».
Маршал Советского Союза Б.М.Шапошников. 
«Мозг армии» (1927 г.)

Совсем скоро мы будем отмечать знаковую дату в истории нашей страны — 75-летие Великой Победы. Свобода и независимость были завоеваны дорогой ценой. По последним данным, прямые и косвенные людские потери Беларуси в результате Великой Отечественной войны составили около 3,5 миллиона человек. Беларусь утратила более половины своего национального богатства. Было разрушено и сожжено 209 городов и районных центров, 9200 деревень. Вот почему в нашей стране День Победы был, есть и будет оставаться не только праздничным днем, но еще и днем памяти, глубокого уважения и благодарности всем, кто приближал Великую Победу. В преддверии праздничной даты, отдавая должное героизму народов бывшего Советского Союза, мы поговорим об экономике, которая обеспечила эту Победу и позволила стране, подвергшейся нападению фашистского агрессора, выстоять, восстановиться и продолжить свое развитие.

Сборка пушек на одном из оборонных заводов. 1942 г.
www. victory.rusarchives.ru.

Мобилизационный потенциал

Весь предвоенный период СССР жил под дамокловым мечом неизбежности военного столкновения с капиталистическим миром. Из всех задач на первый план выдвигалось укрепление обороноспособности страны. В своей речи на I Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности в феврале 1931 года И.Сталин четко определил место страны в мировом «рейтинге» и дал политическую установку на весь последующий период: «Мы отстали от передовых стран на 50 — 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». 

Именно необходимость выживания первой в мире страны победившего социализма вынуждала ее руководство обращаться к чрезвычайным средствам и послужило причиной укоренения мобилизационного типа развития.
Для Советского Союза, отстававшего в экономическом и технологическом отношении от стран Запада, необходимо было создать адекватный оборонный потенциал, сопоставимый по мощности с тем, что имели на тот момент потенциальные противники. 
К началу Второй мировой войны германская промышленность была целиком переведена на рельсы военной экономики. Военное производство в 1940 году увеличилось по сравнению с 1939 годом на две трети, а по сравнению с 1932 годом — в 22 раза. К 1941 году германские заводы произвели более 11 тысяч самолетов, 5200 танков и бронемашин и 30 тысяч орудий разного калибра, что создало у тогдашнего германского правительства иллюзию безграничной достаточности. 

Интересно, что в функционировании мобилизационной экономики Германии того времени просматриваются отдельные черты советской модели. Например, согласно принятому в мае 1935 года секретному закону «Об обороне империи» немецкие крестьяне были объявлены «солдатами продовольственного фронта» и был введен жесткий план сельскохозяйственного производства. Крестьянам были вменены нормы сдачи продукции, за невыполнение которых они могли лишиться своего хозяйства. Почти один в один советская коллективизация начала тридцатых годов. На предприятиях промышленности как в Германии, так и в СССР картина была схожей. Немецкие военные заводы должны были работать в три смены, а за производственные нарушения предусматривались жесткие санкции вплоть до уголовных.

Но даже превращение германского хозяйства в индустриально-милитаризованную экономику не смогло полностью удовлетворить потребности вермахта. Стране не хватало сырья, топлива, людских ресурсов, финансовых средств, и с конца 1943 г. Германия начала испытывать серьезные трудности во всех отраслях экономики. А уже со второй половины 1944 г. уровень ее промышленного и сельскохозяйственного производства начал резко сокращаться, показав к марту 1945 г. падение в 2,2 раза относительно июля 1944 г. Таким образом, ограниченные «мобилизационные» возможности экономики и, как следствие, военные неудачи привели страну к полному экономическому краху, став одной из причин поражения Германии во Второй мировой войне.

В описываемый нами период только милитаристская Япония, нацистская Германия и удаленная от континента английская колониальная метрополия смогли оправиться от последствий Великой депрессии 1929 — 1933 гг. Но даже их темпы развития национальной промышленности не идут ни в какое сравнение с темпами советской мобилизационной экономики (см. таблицу).


Уже к началу 1938 г. Советский Союз лидировал в Европе и был вторым в мире по выпуску валовой продукции машиностроения, тракторостроения и добыче нефти. По производству электроэнергии, чугуна, стали, алюминия вышел на второе место в Европе и третье в мире. По добыче угля и производству цемента — на третье место в Европе и четвертое в мире. Но, развязав Вторую мировую войну, фашистская Германия нарастила свой экономический потенциал за счет порабощения народов стран Центральной и Западной Европы, став к началу войны с СССР могущественнее любой европейской страны. 
В момент нападения на Советский Союз фашистская Германия вместе с оккупированными ею странами значительно превосходила СССР по всем важнейшим экономическим показателям (кроме добычи нефти).
Все для фронта

С первых дней войны Советский Союз начал перемещение экономического потенциала с европейской части. Нередко эвакуация жителей и промышленного оборудования происходила под непрекращающимися бомбежками и артиллерийским обстрелом. Но мало было переместить сотни тысяч тонн оборудования — нужно было его установить, наладить и начать выпускать продукцию, необходимую фронту. Без тех возможностей, которые предоставляла мобилизационная экономика, демонтировать и перевезти около 2 тысяч предприятий, большой объем культурных ценностей, эвакуировать, разместить и трудоустроить около 11 млн человек, переместить огромное количество скота и сельскохозяйственной техники из колхозов и совхозов было бы практически нереально. Благодаря самоотверженному труду работников тыла все эти предприятия очень скоро наладили выпуск нужной фронту военной продукции (см. таблицу).


К концу 1942 г. в стране было налажено и быстро развивалось высокоэффективное производство вооружений, позволившее из каждой выплавленной тысячи тонн стали производить в 5 раз больше танков и артиллерийских орудий, а на тысячу выпущенных металлорежущих станков — в 8 раз больше самолетов, чем германская экономика. В результате уже в 1942 г. в СССР было выпущено военной техники больше, чем в Германии. И это при том, что накануне Великой Отечественной войны Германия (вместе с оккупированными к тому времени странами Западной Европы) производила вооружения примерно в 2,5 раза больше, чем СССР. Из этого следует только один вывод: возможности и, самое главное, эффективность советской мобилизационной экономики в сравнении с германской оказались значительно выше.

Говоря об эвакуации конкретно белорусского экономического потенциала, надо иметь в виду, что в силу географического расположения республики (прямо на пути быстро продвигавшегося противника) в полном объеме осуществить ее было практически невозможно. Об этом уже на второй день войны секретарь ЦК КП(б)Б П.Пономаренко сообщил Председателю ГКО Сталину, ссылаясь на то, что половина западных областей республики (Брестская, Белостокская, Пинская, Барановичская) уже оккупирована врагом.
Тем не менее даже в таких сложнейших условиях в восточные регионы советского тыла из БССР было вывезено оборудование 109 промышленных предприятий и эвакуировано около 1,5 миллиона человек — в основном на Урал, где за годы военного лихолетья тесно переплелись судьбы эвакуированных белорусов и уральцев. 
Экстремальные условия войны, с одной стороны, ухудшили материально-бытовые условия жизни людей, но, с другой стороны, еще больше сплотили все народы СССР в борьбе против общего врага. Их совместный труд, обеспечивавший экономический потенциал советского тыла, стал одним из источников Великой Победы над фашизмом. Поэтому неудивительно, что осенью 1944 г. в освобожденном Минске именно уральцы приняли активное участие в создании завода по ремонту и сборке грузовых автомобилей. Это положило начало реэвакуации, ставшей одним из путей обеспечения БССР квалифицированными кадрами.

Буквально с первых дней Великой Отечественной войны начали происходить изменения в системе государственного управления. Она приобрела ярко выраженный мобилизационный характер. Чрезвычайные методы управления стали определяющими. Руководство страной сосредоточилось в едином центре, установилась железная дисциплина и личная ответственность руководителей за порученный участок работы.

Фактор ленд-лиза

Одним из значимых «мобилизационных» эффектов явилась программа помощи союзникам по антигитлеровской коалиции, известная как ленд-лиз (lend-lease).

К сентябрю 1941 г. СССР лишился своих центральноевропейских районов, включая нашу республику, в которых до этого проживало 26,4 процента всего населения и производилось 38,3 процента валового продукта. Осенью 1941 г. началась блокада Ленинграда с его важными оборонными производствами, были потеряны Донбасс и Харьков. Об экономической значимости донецкого угля общеизвестно, а Харьков, напомним, накануне войны по своему индустриальному, транзитному и человеческому потенциалу (900 тысяч человек) был третьим городом СССР после Москвы и Ленинграда, являлся крупнейшим центром тяжелого машиностроения (именно там перед войной был разработан и серийно выпускался танк Т-34).

С экономической оценкой программы помощи союзников в годы Великой Отечественной войны тесно связано определение роли этой помощи, о которой до сих пор нет единого мнения. Причем волатильность мнений значительна — от принижения значения ленд-лиза в советское время до нынешнего преувеличения, «…вплоть до выдвижения тезиса о решающей роли союзнических поставок в нашей победе». В этой связи приведем данные, из которых следует, что поставки вооружений и боевой техники союзников по антигитлеровской коалиции составили лишь небольшой процент к количеству аналогичных образцов, произведенных за тот же период советской промышленностью (см. таблицу). 


Вместе с тем СССР получил по ленд-лизу более 622 тысяч тонн железнодорожных рельсов (56,5 процента собственного производства), 1900 локомотивов, что в 2,4 раза больше, чем было выпущено за все военные годы, и железнодорожных вагонов в 10,2 раза больше собственного пополнения вагонного парка (более 11 тысяч штук).

Касательно оценки вклада союзников в нашу Великую Победу мы бы предложили ее как не пре­увеличивать, так и не приуменьшать и уж тем более не замалчивать или сводить на нет. Достаточно объективно о роли ленд-лиза в победе над гитлеровской Германией высказался представитель тогдашнего американского истеблишмента дипломатический советник президента США Рузвельта Г.Гопкинс:
«Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте. Она достигнута героизмом и кровью русской армии».
Оценивая помощь союзников СССР по ленд-лизу, можно согласиться, что она была достаточно существенной, но решающей роли в победе советской армии не сыграла, так как основные военные поставки пришлись на период после коренного перелома войны, когда в ее исходе и победе СССР уже никто не сомневался. Но, с другой стороны, техника, оборудование и технологии союзников, освоенные в производстве за период войны, позволили в последующем повысить технологический и технический уровень советской промышленности.

Думаем, что будет достаточно, если мы с высоты прошедших десятилетий признаем ленд-лиз уникальным историческим прецедентом объединения усилий стран с различным социально-экономическим устройством в борьбе с глобальной угрозой для всей человеческой цивилизации. Ведь сегодня в условиях продолжающегося обострения международной напряженности такой исторический опыт сотрудничества ведущих мировых держав в годы военного лихолетья особенно ценен.

Рабочие Бобруйского станкостроительного завода имени Ленина восстанавливают свой завод. 1944 год.
Фото  БЕЛТА


Послевоенное возрождение 

За годы войны фашисты разграбили 10 тысяч колхозов, 92 совхоза, 316 МТС, вывезли в Германию 18,4 тысячи автомашин, более 9 тысяч тракторов, 1,1 тысячи комбайнов, 2,8 млн голов крупного рогатого скота, высекли 104 тысячи га леса, 33 тысячи га садов. Посевные площади сократились на 40 процентов, поголовье крупного рогатого скота — на 49 процентов, лошадей — на 61, свиней — на 80, овец и коз — на 78 процентов. Техническая и энергетическая базы белорусского села были полностью разрушены. 

Совокупный ущерб народному хозяйству БССР, составивший 75 млрд рублей, после окончания войны необходимо было восполнить, и как можно скорее. На восстановление разрушенной экономики республики были мобилизованы значительные материальные и финансовые ресурсы.
К концу четвертой пятилетки (1950 г.) общий объем инвестиций в экономику БССР составил 15,043 млрд рублей. Хотя это и была значительная величина, но она покрывала не более 20 процентов причиненного республике ущерба. 
При этом именно развитие промышленности было выбрано главной целью послевоенной экономической политики в БССР. Остальным же отраслям народного хозяйства уделялось значительно меньше внимания и, соответственно, капитальных вложений. 

Значительный ущерб (22,5 млрд рублей) был нанесен войной сельскому хозяйству страны. Достижение здесь ряда довоенных показателей объективно откладывалось и произошло лишь в первой половине 1950-х годов (см. таблицу).


Во время Великой Отечественной войны большой урон был нанесен и транспортному комплексу респуб­лики (особенно сильно пострадало железнодорожное сообщение). Суммарно с 1944 по 1960 г. эти капвложения составили более 5 млрд рублей, а результатом стало почти полное восстановление в середине 1950-х годов существовавшей ранее транспортной сети.

Однако наиболее впечатляюще выглядело стремительное восстановление и развитие белорусской промышленности. Уже в 1950 г. ряд отраслей отечественной промышленности (машиностроение, металлообработка, химическая и резиново-асбестовая, стекольная и фарфоро-фаянсовая, производство электроэнергии и теплоэнергии, промышленность строительных материалов) существенно превзошел уровень 1940 г. В последующий же период (1951 — 1960 гг.) рост промышленности еще более ускорился, а выпуск продукции многократно увеличился.

Послевоенная экономика Белорусской ССР являлась лишь небольшой частью экономики Советского Союза. Причем руководство республики было весьма ограничено в самостоятельном выборе конкретных приоритетов как хозяйственного, так и социального развития. Поэтому любые позитивные или негативные оценки его деятельности должны обязательно учитывать этот объективный факт. В целом же можно констатировать, что к концу четвертой пятилетки (1946 — 1950 гг.) основная часть нашего промышленного потенциала была восстановлена.

***

В любой войне экономика является значимым фактором победы: от ее состояния напрямую зависит, как армия вооружена, обмундирована, накормлена, — а это серьезно влияет на боевой настрой солдат и офицеров. Подрыв экономики противника и укрепление своей собственной базы — самый верный путь к победе на полях сражений. Поэтому важной составляющей любой войны является ее экономический базис. И Великая Отечественная война в этом отношении не стала исключением. Она показала, что военные успехи во многом зависят от уровня «живучести» экономики страны в условиях войны, то есть скорости развертывания ее мобилизационного потенциала, способности не только обеспечивать восполнение боевых потерь в военной технике и личном составе, но и ускоренно перевооружать армию на базе последних научных разработок. Данный фактор, а также размещение промышленных центров за Уралом, помощь союзников, поставки по ленд-лизу и колоссальное напряжение сил всех братских народов СССР сделали возможной конечную победу.

Виталий КАЛИНКОВИЧ, кандидат экономических наук.

Василий СВИРИДОВИЧ, кандидат экономических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter