Министр экономики — о новой индустриализации, уникальных проектах мирового уровня и интерактивном портале для инвесторов

Экономика эпохи рестайлинга

Привлечь в страну надежного инвестора, выровнять регионы в части их экономического развития, убрать все тормозящие эффективную работу факторы — таков план глобальной перезагрузки под названием «Индустриализация регионов». Он обсуждался на недавнем совещании по решению актуальных вопросов социально­-экономического развития страны у Президента. Ожидается, что детально проработанная карта, а еще интерес-ные инвестпроекты привлекут в страну миллиарды долларов и удвоят ВВП. Министр экономики Владимир Зиновский подробно рассказал нам о сути этого плана, а также об ожиданиях, связанных с его реализацией, и о том, как нашей стране эффективно вписаться в экономику постиндустриального общества.


Все пойдет по плану

— Владимир Иванович, Президент сформулировал задачу на следующую пятилетку: ВВП к 2025 году должен составить не менее 100 млрд долларов. И не успели журналисты задаться вопросом, как это сделать, как вдруг Минэкономики говорит, что план есть — это новая индустриализация. Действительно ли это настолько эффективная программа, ведь речь фактически идет об удвоении ВВП?

— В задаче достичь объема ВВП в 100 млрд долларов к 2025 году нет ничего нереального. Напомню: в 2014 году объем нашего ВВП был почти 80 млрд долларов, в этом году мы ожидаем 60 млрд. Как это возможно сделать? Во-первых, добиться полной отдачи от модернизированных отраслей традиционной экономики. Это — деревообработка, производство целлюлозы и картона, стройматериалов, нефтехимии, товаров легкой промышленности. Во-вторых, для доступа на рынки нужны новые высокотехнологичные товары. В узких сегментах мы уже имеем или лидирующие, или конкурентные позиции. Например, по беспилотникам, медицинской технике, приборостроению, промышленному инжинирингу. Имеем также неплохие компетенции и в IT-сфере.

Мы уже сделали первый шаг к новой экономике. Весь прошлый год Минэкономики работало над комплексным планом новой индустриализации регионов страны до 2025 года. Началась работа еще в условиях рецессии, но мы уже тогда думали на перспективу. Иными словами, ни в поставленной задаче, ни в одном из путей ее решения нет ничего внезапного — все это часть экономической политики, которую последовательно реализует Правительство.

— Хорошо, тогда поговорим о сути программы: что это за 1700 с лишним инвестпроектов, о которых вы говорили недавно в своем интервью на телевидении? Откуда они взялись, кто их будет осуществлять?

Владимир ЗИНОВСКИЙ: «Инвестиции по топ-100 проектам составят 4 миллиарда долларов. Это как минимум».
— Давайте сразу договоримся не рассматривать план новой индустриализации как традиционную программу мер — с перечнем исполнителей по пунктам, сроками реализации и формой отчетности. Потому что мы работаем над созданием устойчивой системы, способной постоянно генерировать идеи и проекты, привлекать под них инвесторов, а в конечном счете создавать новые высокопроизводительные рабочие места. Сейчас план включает 1742 инвестиционных проекта и разделен на ключевые направления.

Первое из них — это проекты по импортозамещению. В прошлом году ЕАЭС импортировал из третьих стран товаров на 220 млрд долларов. Мы проанализировали структуру этого импорта, отобрали 327 позиций. Это товары, производство которых может быть создано у нас — самостоятельно или в кооперации с зарубежными партнерами. 

Второе. Почти 160 проектов мы предлагаем для совместной реализации с КНР. Это проекты в машиностроении, электронике и электротехнике, оптике и фотонике, микробиологической и фармацевтической промышленности, производстве медицинского оборудования. Мы хотели бы подписать соответствующий межправительственный документ на импортной выставке в Шанхае в ноябре этого года. Сейчас над этим работаем. 

И последний блок — это около 1200 проектов — идеи, привязанные к специфике и профилю конкретного района, построенные на предложениях от органов госуправления и бизнес-сообщества. 

Из всех предложений мы отобрали топ-100 проектов с новыми технологиями, потенциально мирового уровня. Это крупные проекты, которые дадут быстрый эффект и позволят выйти на многие рынки. Они имеют межрегиональный и межотраслевой характер, предполагают создание нескольких новых смежных производств и требуют серьезных инвесторов. Среди них, в частности, можно упомянуть выпуск аппаратов для УЗИ-диагностики, электронных элементов для системы «умный дом». А еще — создание производства чистого кремния рядом с БелАЭС, 20 различных проектов в сфере энергосберегающего и электрического транспорта и автокомпонентов и многие другие. Есть определенные подсчеты, которые позволяют спрогнозировать инвестиции по таким проектам на уровне 4 млрд долларов. Это как минимум. Напомню, стоит задача ежегодно привлекать в страну не менее 1,4 млрд долларов прямых иностранных инвестиций. 

Финансирование — это, конечно, ключевой вопрос. Если говорить о топ-100, то здесь предполагается привлечение преимущественно стратегических иностранных инвесторов. По остальным проектам возможны различные источники. Во-первых, это инновационные фонды и Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, а также программы — государственные научно-технические, программа Союзного государства, программа финансирования научных исследований. Во-вторых, заемные ресурсы — средства Банка развития, международных финансовых организаций, китайские и индийские кредитные линии. В-третьих, собственные средства организаций и кредиты банков, ну и, конечно, прямые иностранные инвестиции. 

Новый уклад только формируется

— Звучит основательно, но знаете, что смущает? Некий кажущийся анахронизм. Разве понятие «индустриализация» не относится к далекому прошлому? 

— А разве мы не вправе, взвешенно оценив подходы и инструменты прошлого, воспользоваться теми из них, которые себя оправдали? Это, вообще-то, мировой тренд, я имею в виду так называемую «новую индустриализацию» в экономиках развитых стран.

Это раньше они выносили производства в регионы с дешевой рабочей силой. А сейчас в США реализуется Национальная программа развития обрабатывающей промышленности, в Германии — концепция «Индустрия 4.0». Европейская комиссия несколько лет назад приняла коммюнике «За промышленный ренессанс» и поставила задачу увеличить к 2020 году долю промышленности в ВВП с 16 (в 2014 году) до 22 процентов. Поскольку нужны рабочие места. И потому что с помощью IT, интернета вещей, 3D-печати и робототехники создается новой тип промпроизводства, основанный на интеллекте и инновациях, и в этой связи дешевый труд перестал быть конкурентным преимуществом. 

Ведь что представляет собой экономика постиндустриального общества, о котором столько говорят? Это не та экономика, где закрывают все заводы, чтобы на их месте открыть магазины, кафе, парикмахерские. Это экономика, в которой активно развиваются высокотехнологичные услуги, а промышленность является основным потребителем инноваций. Смартфон можно купить в интернете и доставить квадрокоптером, но ни смартфон, ни квадрокоптер не сделаны в интернете — их производят на фабрике. Новый уклад экономики формируется не любителями таких новинок, а их изобретателями и производителями. 

Сейчас новый уклад экономики только формируется, и в основе этого процесса лежит реиндустриализация — замещение и осовременивание традиционной индустрии за счет тех передовых направлений, о которых я сказал выше. И здесь страны мира стартуют в равных условиях. Нам необходимо поспешить, чтобы занять перспективные технологические ниши на рынках будущего. Мы смогли сохранить свою промышленность, а развитие Парка высоких технологий (ПВТ) привело к тому, что наша страна вплотную подошла к этапу цифровой трансформации национальной экономики, которая должна привести к созданию новых видов производств и новых способов организации производства. То есть мы имеем задатки для того, чтобы включиться в мировой тренд новой индустриализации — создать новую экономику. Над чем мы и работаем.

«Дорожная карта» для капитала

— А где и когда можно будет ознакомиться с проектами? 

— Проекты плана новой индустриализации скоро будут размещены на сайте Национального агентства инвестиций и приватизации (НАИП). Там создается специальный интерактивный портал «Дорожная карта инвестора», который заработает к концу года.

Проекты представят в удобном виде, будет много инфографики. На главной странице портала разместится карта страны, на которой обозначат конкретные инвестиционные предложения конкретных областей и районов. И инвестор из любой страны сразу сможет увидеть, где территориально предлагается реализовать тот или иной проект, в чем его суть и какие экономические показатели у выбранного региона. Также можно будет выбрать инвестпредложения по типам: проекты, идеи, акции, концессии, земельные участки, недвижимость. В общем, все будет наглядно.

— Владимир Иванович, а над какими еще глобальными задачами сейчас работает Минэкономики?

— Прежде всего, работаем над прогнозным планом социально-экономического развития на 2019 год. Сейчас эта работа строится по принципу «год плюс два», поэтому уже отрабатываем прогнозы, в том числе и на 2021-й. Над фундаментом и базой следующей пятилетки нужно думать сегодня. 

Уже идет работа по выработке подходов к разработке Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) до 2035 года. Вы знаете, что ООН приняла недавно Цели устойчивого развития (ЦУР), и мы будем имплементировать их в нашу Национальную стратегию. 

Ну и, разумеется, мы должны закончить формирование плана индустриализации как основы преобразования экономики. В последующем в него могут вноситься изменения, это довольно «подвижный» документ. Рассчитываю, что в сентябре — октябре он будет готов и представлен Президенту. 

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter