Национальная экономическая модель наиболее полно соответствует ожиданиям белорусов

Экономика для качественной жизни

В международном экспертном сообществе после мирового финансового кризиса активно обсуждаются пути трансформации не только международных отношений, но и национальных экономических моделей. Очевидно, что классические архитектуры капитализма, социализма и их различные эклектические сочетания не совсем отвечают духу времени. В своем современном состоянии ключевые экономические идеологемы были окончательно сформулированы и внедрены в жизнь в прошлом веке. Но с тех пор произошли серьезные изменения условий, в которых действуют национальные экономики. Это демографический императив, усиление урбанизации, насыщение широкого спектра потребительского рынка товарами и производственными мощностями, четко обозначился дефицит экологических ресурсов. Поэтому назрела трансформация экономических моделей государств под «новую реальность». Беларусь в период своей независимости ориентировалась на формирование собственной, уникальной экономической модели, нацеленной прежде всего на повышение качества жизни граждан. И достигла в этом значительных успехов, хотя наш путь можно смело назвать экспериментальным и уникальным. 
Сформировавшаяся за более чем 30-летний период белорусская модель экономического развития наилучшим образом соответствует требованиям и ожиданиям белорусов. Оставаясь социально ориентированной по своей сути, она опирается на многообразие форм собственности при доминировании государства в ключевых секторах. Прежде всего в тех, которые формируют основу национальной безопасности, обеспечивают поступательное развитие высокотехнологичных производств и устойчивое расширение экспортного потенциала, создавая необходимые условия для роста уровня и качества жизни граждан, обеспечивая минимальную территориальную дифференциацию. Такая концепция доказала свою эффективность, а отечественная экономическая модель обеспечила уровень развития страны выше среднемирового. Не обладая значительными запасами полезных ископаемых, относясь к средним государствам и по размеру территории, и количеству населения, Беларусь смогла выйти на уровень развития, сопоставимый с достижениями крупных стран, претендующих на лидерство: Китай, Россия, Бразилия. Одним из ключевых индикаторов экономического развития республики является показатель ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС), учитывающему разницу в уровне внутренних цен между государствами. Так вот, с середины 2010-х в Беларуси ВВП на душу населения по ППС в американских долларах в 1,34—1,43 раза превышал среднемировой показатель.


Как уже отмечено выше, белорусская экономическая модель является социально ориентированной. В ее центре находится человек с его интересами, стремлениями и мечтами, а экономика рассматривается как инструмент для повышения качества жизни граждан. И именно с этой точки зрения планируются и оцениваются все макроэкономические показатели. Положительная динамика других индикаторов необходима прежде всего для роста благосостояния людей. 

Беларусь входит в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития, занимая 69-е место среди 193 стран в рейтинге по Индексу человеческого развития и 61-е место среди 170 стран в Индексе социального прогресса. Доля занятого населения с высшим образованием возросла с 22,8 в 2005 году до 35,8 процента в 2023-м. Значительно повысилась обеспеченность медицинскими услугами: на 10 тысяч человек населения численность практикующих врачей увеличилась с 40,5 в 2010 году до 53,2 человека в 2023-м, врачей-специалистов — с 47,8 до 61,0 человека, средних мед­работников — с 128,6 до 136,5 человека соответственно. 


Государственная политика направлена на обеспечение социальной стабильности. В Беларуси достигнут один из самых низких в мире уровней неравенства: коэффициент Джини в прошлом году составил только 0,2787. Проводимая государством работа по росту доходов населения и качества жизни белорусов позволила сократить уровень малообеспеченности населения с 41,9 в 2000 году до 3,6 процента в 2023-м. При этом доходы населения росли темпами, значительно превышающими темпы роста промышленного производства и ВВП. Так, за период с 2000 по 2023 год реальная заработная плата выросла в 8,2 раза, реальные располагаемые денежные доходы населения — в 5,5 раза при росте ВВП на душу населения за этот период более чем в 2,5 раза, промышленного производства — в 3 раза. Как следствие, обеспеченность жильем на одного жителя выросла с 21,3 в 2000 году до 29,9 квадратного метра в 2023-м, доля домашних хозяйств, имеющих автомобиль, — с 23,0 до 34,5 процента соответственно.


Еще одним следствием эффективной социально-экономической политики является низкий уровень межрегиональной дифференциации, а также стремление государства к равномерному развитию территорий. 

Уровень дифференциации — разница между самым богатым и бедным регионом Беларуси по валовому внутреннему продукту на душу населения — в прошлом году составил 1,96 раза, по валовому внутреннему продукту — 3,97 раза, по среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников — 1,65 раза. В России, например, уровень межрегиональной дифференциации кратно выше: по ВРП на душу населения разница между регионами составила в 2022-м 73,8 раза, по ВРП — 353,4 раза, по среднемесячной номинальной начисленной заработной плате — 4,29 раза. 


Характерной особенностью белорусской экономической модели является ее открытость, миролюбие и многовекторность, стремление к развитию широкой экономической кооперации и интеграции при сохранении суверенитета и независимости. Многовекторность внешнеэкономической деятельности даже в современных жесточайших санкционных условиях позволяет расширять географию и объемы поставок отечественных товаров на рынки дружественных стран. Несмотря на действие прямых и угрозы вторичных санкций, потери на рынках ЕС удалось в заметной мере компенсировать за счет наращивания поставок в третьи страны. 


Открытость экономики Беларуси обусловливает активное участие нашей страны в процессах международной интеграции. При этом делается упор на участие в региональных экономических и политических объединениях стран, а не глобальных (типа ВТО). В ряде таких объединений (СНГ, ЕАЭС, Союзное государство) Беларусь — ключевой игрок и драйвер интеграции. Активная роль в процессах региональной экономической интеграции позволяет республике конвертировать ее в политические преимущества: играть в региональной и мировой политике более значимую в сравнении с располагаемым экономическим потенциалом роль; принимать активное участие в решении глобальных проблем (потепление климата, региональные военные конфликты и другие); получать политическую поддержку влиятельных государств — экономических партнеров, например России и КНР; эффективно преодолевать санкционные ограничения недружественных государств.

Эволюционно белорусская экономическая модель ориентируется как на внедрение новых технологий и рост основанных на них отраслей, так и сохранение и развитие традиционных сегментов экономики. Для этого реализуется активная государственная структурная политика, направленная на развитие не отдельных видов экономической деятельности (ВЭД), а их комплексов (АПК, промышленный, транспортный, строительный и т.д.) с опорой в них на государственную собственность. Решающая роль государственной собственности в экономике позволяет комплексно и системно адаптировать структуру экономики к глобальным экономическим трендам и вызовам. 

Отечественная экономическая модель успешно сочетает в себе и принципы рыночной экономики, и госрегулирование. Это обеспечивает поступательное развитие реального сектора экономики, высокую экономическую безопасность страны, позволяет сдерживать «стихию» рынка, избегая социальных катаклизмов. Важнейшей ее особенностью является преимущественно централизованно-административное распределение ресурсов в экономике через бюджетный и квазибюджетный механизмы, госзакупки, активное ценовое регулирование, инвестиционные программы, распределение выпускников и так далее. Как следствие, институты рынка (капитала, земли, ценных бумаг, объектов интеллектуальной собственности и другие) у нас пока развиты не так, как, например, в России. Однако централизованное распределение ресурсов позволяет быстро и эффективно решать задачи мобилизационного характера. Сегодня для Беларуси это, например, «экспортный» и «инвестиционный» маневр в ответ на санкционное давление. 

Стоит отметить, что отдельные белорусские инструменты распределения ресурсов являются очень эффективными даже в мировом масштабе. Так, применяемый сейчас в Беларуси механизм ценового регулирования является, по оценкам экспертов, наиболее эффективным с позиции соотношения выгод / издержек механизмом государственного регулирования ценовой сферы в мире.

Принятые механизмы распределения ресурсов требуют высокого уровня централизации управления экономикой и доминирования госформы собственности. Данные задачи в республике решаются на основе президентской вертикали при отсутствии параллельных властных структур, а также отделении власти от бизнеса на уровне должностных лиц.

Наличие безальтернативной президентской вертикали обеспечивает быстроту и эффективность принятия управленческих решений, а отделение власти от бизнеса — низкий уровень коррупции, особенно по сравнению со странами сопоставимого уровня экономического развития.

Происходящие в мире процессы требуют постоянной эволюции отечественной экономической модели. Наиболее значимый вектор — новая трактовка социальной ориентированности: оказание соцподдержки и бюджетных услуг обусловливаются обязательным выполнением гражданином ряда обязанностей перед обществом: служба в армии, госслужба, рождение и воспитание детей, участие в экономике и уплата налогов, отработка обязательного распределения, забота о собственном здоровье и т.д. Это изменяет модель социальной ориентированности с преимущественно односторонней (государство / гражданин) к двухсторонней, создает условия для активного и ответственного отношения гражданина к своей жизни, жизни белорусского общества и государства.

Подводя итог сказанному, отметим следующее. Оставаясь актуальной в условиях происходящих геополитических сдвигов и основываясь на сочетании институтов рыночной экономики с действенными механизмами государственного регулирования и реализацией сильной социальной политики, белорусская экономическая модель успешно обеспечивает устойчивое развитие нашего государства, политику сбалансированного развития национальной экономики на принципах приоритетности национальных интересов. 

Приоритеты и механизмы госрегулирования устойчивого развития в новой геополитической и геоэкономической реальности будут обсуждены 17—18 октября 2024 года на юбилейной, XXV Международной научной конференции «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития» под эгидой Министерства экономики Республики Беларусь. В работе масштабного экономического форума международного уровня, организатором которого выступает Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики, примут участие известные белорусские и зарубежные ученые-экономисты, эксперты-практики, представители деловых кругов.

Ирина ТЕЛЕШ, заведующая отделом краткосрочного планирования и макроэкономического прогнозирования НИЭИ Минэкономики,

Николай ДРАГУН, заведующий центром инвестиционной и инновационной политики НИЭИ Минэкономики 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter