Что нужно для развития рынка биопродуктов

Эко – не диво

В Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент обозначил одну из задач для сельского хозяйства — выращивание экологически чистых продуктов питания. На этом глобальном тренде мы можем хорошо заработать. Речь как об экспорте, так и о развитии внутреннего спроса. На Минщине уже строится уникальный объект — он будет называться «Экорынок». Какое будущее у органической продукции и кому она по карману?

Фото из архива «СБ»
В  конце прошлого года в стране принят Закон «О производстве и обращении органической продукции». Если раньше многие принимали за полезное и натуральное все с этикетками с надписью «био» и «эко», то теперь стало понятно, что это не более чем реклама. Да и зелень с собственных огородов, которую продают белорусы на рынках, не всегда самая здоровая и полезная. Ведь и на частных подворьях, а особенно при выращивании на продажу, нередко используются и химические удобрения.

Без сертификации, при проведении которой требуется пройти множество сложных тестов, продукт вообще не может считаться органическим. При этом закон допускает как обязательную сертификацию, так и добровольную.

По определению, если говорить понятным языком, экологически чистые продукты не содержат в своем составе генетически модифицированных организмов, синтетических консервантов, искусственных усилителей вкуса, красителей и ароматизаторов. А используемое в процессе производства экопродуктов сырье выращивается без применения гормонов, антибиотиков, искусственных удобрений, ядохимикатов и пестицидов.

Но и это не все. Если уж быть совсем точными, такая продукция должна производиться в экологически чистой местности на полях и фермах, расположенных на значительном расстоянии от автомобильных дорог. К тому же органические удобрения, которые применяются при выращивании овощей, должны быть получены только от животных, питающихся органически чистыми кормами. Но возможно ли соблюсти все эти строгие требования?

На вопрос, выращивает ли кто-то на Могилевщине органические продукты, начальник отдела интенсификации растениеводства комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома Лилия Гулинская ответила:

— У нас нет таких сведений, в облсельхозпрод их не представляют, так как они не требуются для статистической отчетности. Мы поставили вопрос перед министерством, чтобы такая отчетность велась, ждем ответа. Но на сегодня, насколько мне известно, ни сельхозпредприятия, ни крупные фермеры в области такую продукцию не выпускают, иначе мы бы знали. Возможно, этим видом деятельности стало заниматься какое-нибудь из мелких или вновь созданных фермерских хозяйств. Но дело это очень непростое, и быстро организовать его невозможно.

Директор Союза фермеров Могилевской области Николай Шпаков говорит, что пока фермеры боятся, что могут не найти сбыт для выращенных без «химии» огурцов, капусты, помидоров. Ведь такие продукты будут стоить в разы дороже обычных. В прошлом году к Николаю Петровичу обращалась дама-предприниматель, пожелавшая торговать органической продукцией. По ее просьбе директор общественного объединения обзвонил всех руководителей фермерских хозяйств, те в один голос утверждали, что прибыль возможна, только если выходить на зарубежные рынки, а для этого нужны объемы.

В то же время, по сведению Николая Шпакова, в стране уже есть несколько крестьянско-фермерских хозяйств, прошедших сертификацию по европейским стандартам, — белорусские стандарты пока только разрабатываются. Эти хозяйства расположены на территории Минской и Брестской областей.

В стране также немало интернет-магазинов, которые торгуют экопродукцией. Побродив по интернету, убеждаюсь, что владельцы виртуальных точек по сравнению с прошлым годом стали осторожнее с рекламой. Они больше не позиционируют свои товары как экологически чистые или органические. Заменили на «вкусные, натуральные, фермерские» или «дары дикой природы».

Да и ассортимент стал гораздо скромнее — куда-то исчезли картофель, яйца, яблоки. На виртуальных прилавках остались крупы, злаки, хлебцы, пряности и специи.

Изучаю цены. За 0,8 кг зеленой гречки, выращенной в белорусском крестьянско-фермерском хозяйстве, просят 5,50 рубля, за такой же продукт с Алтая весом 1 кг — 7 рублей. Между тем обычную гречку в такой же фасовке в магазинах предлагают за скромную цену от 97 копеек до 1 рубля 45 копеек. Чувствуете разницу?!

За килограмм зерна для проращивания из «экомагазина» нужно заплатить около 3 рублей 30 копеек. Обычное же фуражное зерно можно приобрести за 250 рублей тонну, или за 25 копеек килограмм.

В общем, порядок цен понятен. Но должно ли так быть? Может, когда предложение пойдет вверх, обострится конкуренция на рынке, товары станут дешеветь?

Главный юрисконсульт Круглянской ПМК-266 Николай Курносов рассказал:

— Мы планируем получить соответствующий сертификат на мед собственного производства. Наш район признан одним из самых чистых на Могилевщине — от радиации и промышленных отходов. А наша пасека расположена вблизи вымершей деревни Лысковщина на лугах, на которые не попадает «химия». Пасечником работает человек из местных — из деревни Ракешево, расположенной в пяти километрах от ульев. К пчелиным домикам и близко не подходят машины, даже туристы, которых мы приглашаем на экскурсии, приходят исключительно пешком.

Мед из Круглого уже славится за пределами Могилевщины, а получение сертификата позволит производителям выйти и на зарубежные рынки, зарабатывать валюту. Наверняка не менее полезный и вкусный мед получают и некоторые пасечники-частники. Те, кто все делает по технологии и чьи ульи расположены вдали от цивилизации.

Кстати, и потенциальные бизнесмены задумываются об этом перспективнейшем направлении в своей работе. Могилевчанин Андрей Смирнов, экономист по образованию, пока еще не предприниматель и не фермер, а только собирается в ближайшее время зарегистрироваться. Он уверен:

— Потенциал в стране огромный, много земель, где можно начать такое производство. Взять даже отдаленные вымирающие или вымершие деревни, которые есть в каждом районе. Мы с партнером хотим найти такое место и каждый год с весны до осени жить там, заниматься своим производством. В зависимости от плодородия почв попробуем выращивать на продажу экологически чистую морковь, овощи, зелень.

Андрей считает, что сможет найти сбыт за границей. Да и жители нашей страны, хотя для большинства экологически чистое питание пока дороговато, по мнению Андрея Смирнова, будут отдавать предпочтение более здоровой еде.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ВЫРАЩИВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ПРОДУКЦИИ

Валерий Леутко, доцент кафедры физвоспитания:


— Трудно сказать, насколько успешно чистое земледелие будет развиваться в промышленных масштабах. Но, считаю, для начала люди хотя бы на своих участках — дачных, придомовых — должны начать выращивать продукцию без применения «химии». Пусть эти овощи и фрукты будут не на сто процентов органическими — требования к экологически чистой продукции очень высокие, но все равно более полезными и натуральными, чем те, которые мы едим сегодня, они точно будут.

Юрий Стукалов, руководитель Центра городских инициатив:


— Для продвижения нового направления фермерам нужна государственная поддержка. Необходима программа, проработка четких стратегий и тактик. Важно помогать производителям продвигать свою продукцию на экспорт. В одиночку ни один фермер все это не потянет.

Юрий Романов, учитель:


— Уверен, если фермеры начнут развивать этот вид деятельности, то и цены на экологически чистую продукцию даже для небогатых жителей нашей страны станут вполне доступными. Хотя, безусловно, органическая продукция всегда будет дороже обычных овощей и фруктов. В перспективе рынок все расставит по своим местам, главное — серьезно этим заниматься.

mendeleva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter