Журналисты "СБ" наблюдали за работой спецподразделения "Стрела"

Экипаж

Специальное подразделение дорожно–постовой службы «Стрела» ГАИ МВД своим появлением обязано... геополитике. Вскоре после обретения Беларусью независимости Минск стал столицей Содружества Независимых Государств: здесь разместилась штаб–квартира СНГ. Активизация экономических, политических и культурных связей Беларуси с другими странами сопровождалась возросшей интенсивностью визитов к нам глав иностранных государств. Общепринятая международная практика требовала их почетного сопровождения. Но мотоциклы и автомобили, которыми располагали подразделения Госавтоинспекции, к тому времени морально и физически устарели. В стране вообще не было специализированного подразделения для исполнения столь специфических функций. Поэтому 18 декабря 1992 года Совет Министров Беларуси принял распоряжение № 1207р, которое предписывало министру внутренних дел создать специализированное подразделение для эскортирования и сопровождения глав делегаций иностранных государств. Соответствующий приказ был подписан 27 февраля 1993 года.


На стене служебного помещения, где сотрудники «Стрелы» иногда проводят свободное время, висят более 50 изображений, внешне напоминающих почетные грамоты. На них — гербы и флаги государств, имена высших руководителей, которых эскортировала «Стрела», даты визитов... Но это не грамоты и даже не официальные знаки. Заместитель начальника службы эскортирования «Стрелы» Анатолий Кукарцев объясняет: «Мы делаем их сами, скорее, на память». Дипломатический протокол предполагает, что высшее должностное лицо иностранного государства, прибывающее в нашу страну с официальным визитом, подлежит мотоциклетному эскортированию. Президента сопровождает «каре» из семи мотоциклов, премьер–министра — из пяти.


Мы не видели таких эскортов во время недавнего саммита «нормандской четверки», собравшей в Минске высших руководителей Германии, России, Украины, Франции. Почему? Это была рабочая встреча. В таких случаях предполагается автомобильное сопровождение, кортеж. СМИ уже расписали подробности беспрецедентных в истории дипломатии ночных переговоров, оценили ответственность участников и нагрузку на тех, кто обеспечивал и освещал их работу: переводчиков, официантов, охранников, журналистов... При этом за кадром остались те, кто сопровождал высоких гостей от аэропорта до места переговоров, обеспечивая скорость и безопасность передвижения, кто ожидал в постоянной готовности без сна и отдыха. Это были профессионалы из «Стрелы». Они сработали безупречно.

Но оставим эту сторону работу «Стрелы» — ответственное, хотя отчасти и парадное VIP–сопровождение, будь то эскорт или кортеж. За 22 года существования спецподразделение обеспечило более 18 тысяч сопровождений. И все же случаются они не каждый день. Зато машины с фирменным знаком «Стрелы» можно встретить в любое время дня и ночи, в любом регионе страны. Это подразделение считается элитным. Но чем все же отличается от ГАИ и что делает на дорогах страны? Его функции, полномочия и технические возможности в представлениях обычных водителей покрыты пеленой таинственности. Попытаемся немного ее приоткрыть.

Испрашивая на это согласие министра внутренних дел, я попросил оценить роль и значимость спецподразделения...

Игорь Шуневич: «Предназначение «Стрелы» соответствует названию. Это очень тонкий, точечный, эффективный инструмент, который выполняет функции в большей степени профилактические. Его сотрудники не связаны территориальным принципом и могут быть направлены в любую точку страны для выполнения любой задачи по наведению порядка на дорогах с правом привлечения к ответственности любого гражданина, независимо от его должностного положения и статуса в регионе. Некоторые материалы «Стрелы», касающиеся руководителей районного и областного уровня, рассматриваю лично. Каждую неделю у меня на приеме оказываются один–два председателя районных исполнительных комитетов, с которыми я провожу профилактическую беседу и принимаю решение о наказании — после того как они нарушат правила дорожного движения и «Стрела» их выявит».


Мы выезжаем из Минска с экипажем, который составляют заместитель начальника службы спецмероприятий майор милиции Виталий Свидунович и старший инспектор дорожно–патрульной службы майор Вадим Базылев. Первый уже имеет диплом Академии МВД, второй еще учится. Сказать, что мы участвуем в рейде, — преувеличение. Рейд — это серьезно. С этой целью каждое утро разъезжаются по разным регионам несколько автомобилей «Стрелы», экипажи которых проведут в командировке по 2 — 3 дня. Это не обязательно автомобили с фирменной раскраской: используются и машины в гражданском исполнении — в целях маскировки. Экипажи нередко работают парами: один — на машине в специальном светографическом исполнении, другой — на обычной. Поэтому потенциальному нарушителю лучше не расслабляться, если где–то на дороге он «благополучно» разминулся со «Стрелой»: неподалеку может работать дублирующая группа. Так сказать, под прикрытием.

Служебное задание экипажи получают на утреннем инструктаже, который начинается в 6.45. Маршрут определяется в зависимости от оперативной обстановки на дорогах: она мониторится круглосуточно. Известен маршрут только начальнику «Стрелы» полковнику милиции Андрею Чернявскому и самому экипажу. По пятницам, накануне выходных, число командируемых в регионы сотрудников существенно увеличивается. Обычно они не знают заранее, в какой гостинице будут ночевать.

Сегодня нас, журналистов, лишь провезут в направлении Борисова и по дороге посвятят в некоторые тонкости службы. Участвовать в погоне нам не придется, зато Виталий Свидунович расскажет о недавней, в Рогачевском районе. За нарушителем гнались минут сорок. У пьяного водителя не было шанса уйти от преследования по прямой: он петлял по деревням и проселкам, по полям и кюветам. Ему прострелили колеса, но он ехал на дисках! Задержали, конечно.


Его наказание определят в совокупности за множество нарушений, которые экипаж «Стрелы» зафиксировал: не останавливался по требованию сотрудника ДПС, выезжал на встречную полосу и создавал другие аварийные ситуации, ехал пьяным, без водительских прав... Тяжесть усугубится, если окажется, что машину он угнал. Дело расследуется.

Так совпало: мы будем уже в Борисове, когда Свидуновичу позвонит следователь из Рогачева с последней информацией по описанному случаю. Состоялся следственный эксперимент. Владелец машины признался, что угона не было: он сам отдал ключи. Но и без этого владельцу машины и нарушителю мало не покажется: конфискация транспортного средства, многомиллионный штраф... Решать будет суд.

В той погоне майору очень пригодились навыки, которые он освоил с переходом в «Стрелу». Приемы экстремального вождения, включая «полицейские развороты», перенимал «у самого» Сергея Овчинникова, многократного чемпиона страны, основателя знаменитой школы. Кроме того, потребовалось освоить приемы борьбы и основы... психологии.

Борцовские качества сотруднику «Стрелы» нужны в дополнение к навыкам виртуозного вождения: чтобы гарантированно задержать нарушителя. Периодически приходится принимать участие в совместных операциях, скажем, с оперативниками МВД или КГБ, когда предполагается, что опасный преступник может для отхода воспользоваться автомобилем. Но и в повседневной практике без этих навыков не обойтись. Оказывается, с ужесточением наказаний за нарушение ПДД погоня стала для сотрудников «Стрелы» едва ли не рядовым делом. Без нее не обходится практически ни один рейд в регионы. Если раньше приходилось гоняться лишь за «бесправниками», пьяными или угонщиками, то сейчас удрать стремятся многие нарушители. «Гонишься за ним и не знаешь, то ли это преступник, то ли техосмотр не прошел», — сетует Свидунович. Это, кстати, создает сотрудникам «Стрелы» серьезную проблему. Сегодня машина в рейде, а завтра может участвовать в VIP–сопровождении. Она должна быть к этому готова. Погоня — это всегда шанс ее повредить и даже разбить. Решение надо принимать мгновенно, беря на себя ответственность и риски.

На что рассчитывают водители–нарушители, если в гонке шансов никаких? Хотят «спрятаться»: стать за углом, выскочить из машины, раствориться в толпе. Они бегут и сопротивляются, бывают агрессивны! Вот для чего нужна Виталию Свидуновичу хорошая спортивная форма: быстрые ноги и навыки задержания.

Он рассказывает, а Базылев тем временем мониторит попутный поток на магистрали Р53, по которой мы едем. Прибор в его руках фиксирует номера машин перед нами, а база данных «АИС–Центр» тут же выдает досье: есть ли грехи за владельцем машины. Есть! «Опель–Зафиру» останавливаем на повороте к  Смолевичам. Водитель покорно признается: виноват. Николай ездит без прав, которых был лишен за вождение в пьяном виде. Начальник, которого он везет, об этом даже не знает или делает вид. Сейчас Николай трезв. Но квалификация нарушения с учетом повторности (в январе уже попадался) грозит ему штрафом от 20 до 50 базовых величин.

Возвращаемся на дорогу Р53, и Базылев берет в руки другой прибор, настраивая его на скорость встречного потока. Между Жодино и Борисовом он указывает на красный «Туран», который превысил скорость более чем на 20 км/час. Разворачиваемся, догоняем... Оправдания водителя традиционны: «Не заметил знака...» Предельную скорость «Стрелы» в чрезвычайной ситуации никакой документ не ограничивает: все решают обстоятельства. Главный фактор — безопасность окружающих.

Въезжаем в Борисов. Свидунович обращает внимание на традиционную реакцию местных водителей. Завидев машину с трехзначным бортовым номером, начинающимся на ноль, некоторые хватаются за телефоны... Явно предупреждают: «Здесь «Стрела». Это событие для региона. Вскоре водители, знающие за собой грешки, как правило, ставят машины на прикол и идут пешком.

В Борисове «оповещение», вероятно, не сработало. Поставив машину в самом центре, вблизи городской администрации, Свидунович и Базылев сумели изобличить нескольких нарушителей. Среди них попался и уникум. Вместо номеров на «крутом» внедорожнике красовалось лишь название модели: BMW X6.

Его владелец Олег оказался старым «знакомым» сотрудников «Стрелы». Езда без номерных знаков — это серьезное нарушение, но меньшее из зол. Олег был лишен прав на 3 года за езду в пьяном виде. Сейчас ему предстоит заплатить от 20 до 50 базовых величин. Мне признался, что за последние годы заплатил 170 (сто семьдесят!) миллионов рублей. За ним числится 98 (девяносто восемь!) нарушений. Срок лишения истек еще в прошлом году. Олег штудирует ПДД и проверяет себя на компьютерных тестах, чтобы сдать с первого раза и «не позориться».

Я потрясен. Как же так! Иногда после ДТП со смертельным исходом приходится читать: ранее виновник аварии лишался прав, за ним числится столько–то нарушений. Аварии с трагическим исходом сплошь и рядом совершают именно нарушители–«рецидивисты», которые систематически и демонстративно игнорируют закон. Но чтобы девяносто восемь раз!.. Олег объяснил: бизнес требует ездить. Езжу аккуратно. Нарушение только одно: нет прав. Но все подсчитано: дешевле платить штрафы, чем зарплату водителю. Вадим Базылев: «Делаем все, что позволяет закон».

Этот эпизод, пожалуй, был единственным в нашей поездке, который заставил усомниться в эффективности мер, обеспечивающих безопасность на наших дорогах. Но едва ли упрека заслуживают ГАИ и «Стрела». Вопрос, скорее, к законодателям: что делать с Олегом и ему подобными? Как можно уважать закон, который так легко игнорировать, фактически откупаться?

На борисовской улице Свидунович и Базылев несли службу как обычный наряд ДПС, хотя задачи «Стрелы» гораздо шире, чем оформление протоколов. Иногда после рейдов в регионы составляется рапорт относительно работы местной ГАИ — и тогда в МВД делаются соответствующие выводы, принимаются решения. Вот почему законопослушные водители и граждане в разных регионах иногда просят сотрудников «Стрелы»: приезжайте чаще.

И еще о специфике службы. Ни одного из водителей, которых Свидунович и Базылев на наших глазах «протоколировали» или просто останавливали на дорогах, они не проверяли на алкоголь, хотя все необходимое в их распоряжении есть. Почему? Свидунович объяснил это опытом и тонкостями психологии. Нетрезвого водителя он видит издали, по манере езды. И уж, во всяком случае, когда тот подает документы или присаживается в патрульную машину. Его состояние стопроцентно изобличают поведение, взгляд и жесты, запах, наконец.

Сложнее с признаками наркотического дурмана, который прибор не выявляет. Тогда приходится разными вопросами «прокачивать» водителя — примерно так, как это делали контрразведчики из фильма «В августе сорок четвертого...». Затем подозреваемого везут в медучреждение. Взятые там биопробы будут опломбированы и в сопровождении медработника доставлены на исследование в другой регион или даже в Минск. Чтобы гарантированно обеспечить достоверность результата — вне зависимости от должности и статуса водителя. Коллеги, сотрудники ГАИ, не составляют исключения. «Перед законом все равны» — один из главных принципов «Стрелы».

...На следующий день после нашей поездки Виталию Свидуновичу и Вадиму Базылеву предстояла очередная командировка на несколько суток.

Из первых уст

чернявский.jpgНесколько вопросов начальнику СП ДПС «Стрела» Андрею ЧЕРНЯВСКОМУ:

— В авиации командир полка — боевой летчик. А как в «Стреле»?..

— Так же. В мои обязанности входит не только руководство коллективом, но и непосредственное участие в наиболее ответственных сопровождениях.

— За какие заслуги попадают в спецподразделение? Какие тренинги проходят соискатели?

— Стать сотрудником «Стрелы» можно только после строгого медицинского и конкурсного отбора, в ходе которого оцениваются профессиональные, физические и морально–психологические качества претендента. Предпочтение тем, у кого есть высшее техническое или юридическое образование. Обязательные условия — наличие водительских прав категорий «А», «В» и «С», а также стаж службы: в органах внутренних дел не менее 10 лет и не менее 5 — в ГАИ. Сотрудник «Стрелы» должен обладать огромным терпением и сильной волей, быть в секундной готовности для выполнения служебного долга.

— Чем занимаются в будни сотрудники–мотоциклисты?

— Они обязаны поддерживать мастерство и оттачивать навыки вождения. Тренировки эскорта проводятся постоянно. В остальное время эскортисты служат наравне с другими инспекторами: обеспечивают безопасность на дорогах, проводят рейды, выезжают в командировки во все регионы страны, оказывают практическую помощь местным подразделениям ГАИ и контролируют их работу. Большинство наших сотрудников по своим качествам универсальны и взаимозаменяемы.

— Какие технические новинки вы испытываете первыми?

— Спецподразделение традиционно выступает полигоном для определения возможностей самых современных приборов контроля скорости движения транспорта и других новейших технических средств. Из последних назову устройство для принудительной остановки транспортных средств «Гарпун» и программно–аппаратный комплекс «Автоураган», который впоследствии поступил на вооружение во все регионы страны.

— Насколько экстремальным был для вас саммит «нормандской четверки»?

— Эта встреча для нас стала серьезной проверкой на профессионализм. У нас большой опыт встреч глав государств — стран СНГ: в Минск иногда приезжают сразу десять и более высокопоставленных гостей. Обычно мы заранее знаем программу и можем основательно подготовиться. О формате «нормандской четверки» мы узнали буквально за двое суток... Во время встречи Путина, Порошенко, Олланда и Меркель многие решения приходилось принимать по ходу движения. Мы не просто сопровождаем кортежи, но вместе со Службой безопасности Президента отвечаем за охрану наших гостей. Все сработали штатно.

— Можно ли сказать, как поддерживается связь между вашими водителями и теми, кто вез, например, Олланда и Меркель, Путина?

— Впереди любого автомобиля, перевозящего главу иностранной делегации, в транспортном средстве оперативного назначения передвигается один из руководителей служб специального подразделения ДПС «Стрела» либо непосредственно начальник. Так было и в этот раз. За рулем машин с высокими гостями в таких случаях находятся самые подготовленные водители, сотрудники службы безопасности Президента: они отлично знают свое дело. Во время движения водители постоянно поддерживают связь с нашими экипажами, оперативно обмениваясь всей необходимой информацией.

— Как реагировали на проезд кортежей белорусские водители?

— Хочу заметить, что автолюбители понимали ситуацию, вели себя очень дисциплинированно. Никаких внештатных эксцессов зафиксировано не было.

— Ваши старания были как–то отмечены?

— Руководство положительно оценило нашу работу во время встречи «нормандской четверки». Служба безопасности Президента направила благодарственное письмо на имя министра внутренних дел.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 40 (24670). Вторник, 3 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter