Власти Каталонии все-таки провели референдум об отделении от Испании. А центральное правительство сделало все возможное, чтобы сорвать плебисцит. Несмотря на саботаж местных властей и каталонской полиции, испанским силовым структурам удалось блокировать более трехсот избирательных участков и изъять бюллетени для голосования. Не обошлось и без уличных столкновений с силами правопорядка — пострадали более 750 человек.
Безусловно, говорить о легитимности результатов голосования в таких условиях крайне проблематично, и официальный Мадрид устами премьер-министра Мариано Рахоя продолжает гнуть линию, что никакого референдума о независимости Каталонии 1 октября не было. Через несколько минут после закрытия участков он собрал брифинг и прямо заявил об этом. Со своей стороны женералитат Каталонии возмущается действиями испанской полиции, которые «покрыли позором Испанию».
Кризис вокруг Каталонии продолжает набирать обороты. По сути, Мадрид и Барселона уже живут в разных политических реальностях, которые продолжают расходиться все дальше. Раскол политико-правового пространства Испании из-за неспособности Мадрида и Барселоны договориться о судьбе референдума о независимости начался не вчера, и спорный плебисцит лишь сделал его еще более очевидным.
Нежелание испанского правительства терять самую богатую провинцию, дающую четверть ВВП, вполне понятно. Без Каталонии Испания, ныне являющаяся четвертой экономикой ЕС, рискует окончательно скатиться на периферию европейской политики. Со своей стороны каталонские элиты усиленно повышали ставки в игре, подогревая экономический эгоизм и застарелые исторические обиды и национальные комплексы каталонцев. В результате ситуация вошла в клинч, когда в Мадриде ничего и слышать не хотят о референдуме, а в Барселоне его организуют в одностороннем порядке. При этом и та и другая сторона апеллируют к нормам демократии и правового государства.
Что же будет дальше? В условиях частичной блокады избирательных участков и дезорганизованной системы подсчета голосов результаты референдума не могут считаться представительными. Думается, главной своей цели Мадрид достиг, и заявлять о независимости на основании прошедшего 1 октября голосования не отважатся даже самые отъявленные сторонники суверенитета Каталонии.
Однако цена этой победы для Мадрида может оказаться непомерно высокой. Кадры столкновений с полицией и избиений граждан облетели все ведущие СМИ, и действия испанских властей поспешили осудить многие европейские политики. Таким образом, пятно на международной репутации Мадрида уже налицо. Не лучшим образом для испанского правительства случившееся в ходе референдума скажется и на настроениях внутри Каталонии. Отношение к возможной независимости накануне референдума оставалось весьма неоднозначным. По данным опросов, было много как колеблющихся, так и открытых противников независимости. Многих каталонцев пугали возможные трудности, которые последовали бы за обретением независимости в связи с необходимостью с нуля оформлять членство в ЕС и других международных организациях, неизбежными болезнями роста молодого государства и тому подобным. Стоила ли овчинка выделки? Для многих жителей богатой испанской провинции ответ далеко не очевиден.
А как события в далекой Барселоне отразятся на нас? Казалось бы, где Беларусь, а где Испания – почти на противоположной границе ЕС. На самом деле пусть и опосредованная, но связь все же существует. Политологи сегодня все чаще говорят о том, что целостность ЕС под угрозой: сначала Brexit, потом – Каталония, которая, к слову, далеко не единственный сепаратистски настроенный регион Европы. В случае если парад суверенитетов захлестнет Старый Свет, нам тоже от этого придется несладко. Ведь политически слабая Европа может в итоге стать и экономически слабой, а примерно треть нашего экспорта приходится на этот регион.
shimoff@rambler.ru
Что будет дальше с кризисом вокруг Каталонии
Эхо Барселоны
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.