Как снимали сериал о контрабандистах начала прошлого века «Волчье солнце»

Екатерина Климова: трудности перевода

Как снимали сериал «Волчье солнце»
На съемках телефильма «Волчье солнце» о событиях начала прошлого века Андрей Мерзликин, Екатерина Климова и Гела Месхи узнали, как выглядит набор кокаинщика тех времен, чем еще могут быть полезны арбузы и как непредсказуемы порой лошади.

Наклеивание усов не самая любимая актером процедура... Но работа есть работа. На фото — Андрей Мерзликин
Наклеивание усов не самая любимая актером процедура... Но работа есть работа.
На фото — Андрей Мерзликин


Название телефильма «Волчье солнце» неслучайно. Действие происходит в 1924 го­­ду: сериал рассказывает о контрабандистах, проворачивающих свои дела под покровом ночи, то есть при луне — волчьем солнце. Главный герой, молодой чекист Михаил Останин (Гела Месхи), приезжает в Польшу с важной миссией — предотвратить нападение белоэмигрантских войск на СССР и стать доверенным лицом генерала Ромовского (Андрей Мерзликин). Останин втирается в доверие к белогвардейцам, выдавая себя за Януша Галецкого, друга своего детства, поляка, погибшего в боях с красными на юге России. А чтобы проникнуть на чужую территорию незаметно, Михаил и вступает в банду контрабан­­дистов.

27-летний Гела Месхи, сыгравший Василия Сталина в фильме «Сын отца народов», очень хотел сняться у Сергея Гинзбурга. После довольно длительных проб актер был утвержден на главную роль.

— Меня захватила идея создать образ героя-разведчика, не похожего на Джеймса Бонда, — рассуждает режиссер Сергей Гинзбург. — Внешне наш Януш Галецкий — романтик, глубоко в душе — игрок. Он рисковый парень, который ввязывается в разные приключения, при этом оставаясь человеком чести и убеждений.

Екатерина Климова с удовольствием примерила наряды образца начала прошлого века, предназначенные для ее героини
Екатерина Климова с удовольствием примерила наряды образца начала прошлого века, предназначенные для ее героини

Екатерину Климову на роль жены начальника белой контрразведки, богатого поляка Франтишека Сегунды (Ян Фрыч), режиссер хотел утвердить сразу, но актриса настояла на пробах.

— Катя играет женщину, которая несчастлива в браке и мучительно это переживает, — продолжает режиссер. — Я помню финальную сцену, где у нее был очередной эмоциональный монолог. А перед тем как войти в кадр, на тело актеров крепят «петлю», то есть микрофон, записывающий звук. И вот я, сидя перед монитором в наушниках, слышал не только реп­­лики актрисы, но и то, как бешено стучало ее сердце. Она не просто произносила текст, но проживала сцену вместе со своей Беатой!

Героиня Климовой может похвастаться не только частой сменой настроений, но и самым богатым гардеробом в телефильме. Для нее сшили девять платьев, шубку, несколько накидок, манто и десяток шляпок. Все — по фасонам из модных журналов 1924 года. Единственный недостаток: летние сцены, как это часто водится в кино, снимали в середине октября.

— Надо сказать, что в начале прошлого века женщины были очень самоотверженными, они стремились к самовыражению — тогда ведь начиналось движение за женскую эмансипацию! С тех пор как Анна Каренина бросилась под поезд в романе Льва Толстого, дамы изменились, а вместе с ними и их поступки, манера поведения. Они стали носить брюки и курить сигареты в длинных мундштуках. Моя героиня Беата — одна из таких эмансипе, общественное мнение ее не волновало. Она испытывала отвращение к мужу, который ее предал: заставил переспать со своим начальником, чтобы получить повышение по службе. Многие ее поступки — это протест против семейного террора.

Несмотря на совсем не теплые чувства героини Климовой к своему мужу, с актером Яном Фрычем у Екатерины быстро сложились прекрасные отношения. Сблизили их трудности перевода.

— Играя жену польского офицера, я должна была знать его родной язык, — говорит Климова. — А я, кроме русского и французского, никакими языками больше не владею. Так что Ян подсказывал мне польские слова, а я помогала ему правильно говорить по-русски в каких-то эпизодах. Мне нравится работать с иностранными актерами, потому что в этом случае, играя, ты делаешь акцент не на слова, а на внутренний контакт — возникает некая чувственность, ты становишься более внимательной к партнеру.

Гела Месхи (слева) и Александр Робак в образе бывалых контрабандистов
Гела Месхи (слева) и Александр Робак в образе бывалых контрабандистов

Съемки в течение нескольких месяцев проходили во Львове, Минске и Хмельницкой области. Как правило, здесь же, на месте, реквизиторы искали и находили порой раритетные вещицы для фильма. Например, по фотографиям сделали на заказ набор кокаинщика (обитую бархатом коробочку с пятью трубочками для вдыхания наркотика) образца начала прошлого века. Таким пользуется герой Яна Фрыча. Достали и наручники того времени для одной из серий: они не круглые, как сейчас, а овальные. Деревянные коробки для спичек заказывали во Франции. Большую часть реквизита нашли и изготовили в Минске, что-то купили на рынках и в антикварных магазинах Львова, например 100-летний портсигар. Фигурирующие в больших количествах экипажи, двуколки брали в аренду у местных коллекционеров, а вот клетки для гусей для рыночных сцен делали сами — сейчас таких попросту нет.

Практически у всех актеров были сцены с лошадьми. Но не всем одинаково везло с ними. Екатерина Климова училась на площадке управлять конной повозкой. И тут все прошло как по маслу. А у Гелы Месхи с лошадьми не складывалось. Сначала актеру на ногу наехала карета (стиснув зубы, он вытерпел боль, закричал только после команды «Стоп! Снято!»). В другой раз лошадь под ним встала на дыбы, а в следующей сцене животное понесло, испугавшись громкого взрыва.

На съемках этого сочного эпизода пострадало два десятка арбузов
На съемках этого сочного эпизода пострадало два десятка арбузов

Андрей Мерзликин, герой которого, генерал, почти всегда на коне, вспоминает, что не сразу согласился его играть.

— Я не видел себя в генеральских погонах, все-таки я молод еще для этой роли, — говорит актер. — Нелегко сыграть человека государственного масштаба с таким мощным интеллектуальным багажом. Максимум, что могу прочувствовать полностью из того, что пережил он, — это потеря близких людей, хотя играть это все равно непросто.
В удовольствие Мерзликину были сцены с верховой ездой: кататься верхом он обожает, но в жизни на это катастрофически не хватает времени. Один из самых ярких эпизодов с лошадьми и наездниками — разбивание арбузов шашкой одним движением. Таким способом казаки раньше отрабатывали удар. Трюк в кадре выполняли каскадеры. Для съемок сочного эпизода купили двадцать пять полосатых ягод: двадцать из них ушло на дубли, пять отдали на съедение съемочной группе.

В эфир телефильм компании Star Media выйдет на Первом канале в следующем телесезоне.

Марина КУЗНЕЦОВА, «ТЕЛЕНЕДЕЛЯ»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter