Фото из архива «СБ»
Руководство страны всегда стремилось проводить взвешенную многовекторную экономическую политику. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко неоднократно заявлял в своих выступлениях на различных уровнях. «Мы вынуждены проводить многовекторную политику в силу того, что находимся в центре Европы. Мы независимое суверенное государство, и нас к этому подталкивает экономика, благосостояние наших людей», — отмечал белорусский лидер. Однако после неудачной попытки госпереворота в 2020 году так называемый коллективный Запад в одностороннем порядке фактически дезавуировал стремление и право молодого белорусского государства выстраивать отвечающую своим интересам внешнеэкономическую стратегию.
Как отметил в одном из интервью Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой, «вопрос переориентации 10,5 миллиарда долларов экспорта в дружественные страны, в частности в Российскую Федерацию, был по большому счету вопросом выживаемости нашей экономики, стресс-тестом на ее устойчивость». Объединенные экономики России и Беларуси продемонстрировали в прошлом году совокупный рост в 3,5 процента. Это выше среднемировых показателей (3 процента). При этом совокупный темп роста экономик развитых стран составил не более 1,5 процента.
В конкретных цифрах процесс экономического сближения двух стран выглядит следующим образом. Если в доковидном 2019 году взаимный товарооборот составил 33,3 миллиарда долларов, в 2021 году он вырос до 40 миллиардов, в 2022-м — уже до 45 миллиардов, то по итогам 2023 года цифра достигла почти 53 миллиардов долларов. При этом белорусский экспорт достиг максимальных значений с 2012 года.
Казалось бы, возразить тут нечего. Белорусская модель на практике доказала свою жизнеспособность и возможность адаптации к внешним угрозам. Однако даже при наличии неоспоримых статистических данных так называемые независимые эксперты из-за рубежа придумали очередную страшилку — об утрате Республикой Беларусь своего суверенитета из-за активной работы на российском рынке.
Попытаемся разобраться не столько в первопричине такой позиции наших оппонентов: тут-то как раз все ясно.
Больший интерес представляет анализ объективных причин такого феномена и что ожидать Союзному государству в текущем и последующем годах.
Во-первых, это суть договора о союзной интеграции, подписанного в 1999 году. Изначально его главная цель и задача — построить единое экономическое пространство, в рамках которого Беларусь и Россия будут функционировать как два братских государства, сохраняя суверенитет и независимость по формуле «две страны — одна экономика».
Во-вторых, это тесное торговое и инвестиционное сотрудничество с российскими регионами. Такой формат сотрудничества по принципу «снизу вверх», исходя из потребностей на местах, позволил более мобильно и эффективно выстраивать и межгосударственные отношения в целом. Сегодня почти в 40 регионах России создано около 80 сборочных производств белорусской техники. И это не предел. В 2023 году нашу страну посетили 87 делегаций различного уровня из регионов России, из них 34 — под руководством глав регионов. В свою очередь, российские регионы посетило 96 белорусских официальных делегаций и 136 делегаций деловых кругов. Каждый такой визит принес новые контракты и новые инвестиционные проекты.
Белорусская сторона выработала особый механизм взаимодействия в таком формате, назначив ряд должностных лиц ответственными за выполнение конкретных договоренностей. В соответствии с распоряжением Премьер-министра Беларуси за 30 членами Правительства, а также руководителями государственных организаций, подчиненных Совмину, закреплено 57 регионов Российской Федерации, являющихся основными торговыми партнерами и обладающих значительным экономическим потенциалом.
В-третьих, не стоит недооценивать и традиционный формат программ СГ. На 2024 год союзный бюджет превысил бюджет предыдущего года на 38 процентов и составил 2,632 млрд российских рублей. Особый акцент сделан на научно-техническое сотрудничество. Планируется реализация девяти научно-технических союзных программ.
В-четвертых, промкооперация и согласованные действия белорусского и российского правительств по реализации ряда важных инвестиционных проектов в сфере импортозамещения. В 2023 году объем выпуска импортозамещающей продукции составил около 29 миллиардов долларов. По оценке белорусского Правительства, в следующем году эта цифра превысит 30 миллиардов долларов. Таким образом, можно констатировать: поручение Главы государства по обеспечению опережающего роста импортозамещающей продукции достаточно успешно исполняется. Темпы производства новой импортозамещающей продукции имеют устойчивую тенденцию роста.
В-пятых, в прошлом году завершилась работа над Основными направлениями реализации положений Договора о создании Союзного государства и 28 отраслевыми союзными программами на 2021–2023 годы. Экспертам еще предстоит проанализировать проделанную работу, включая причины, по которым ряд программ не были выполнены в указанные сроки. В то же время практическую реализацию подавляющего количества программ, а самое главное — сложившийся за последние два года беспрецедентный уровень сотрудничества между белорусским и российским правительствами однозначно можно отнести к знаковым событиям ушедшего года. Не зря белорусский Премьер-министр отметил во время последнего заседания Совмина СГ, что все подписанные соглашения не являются декларациями о намерениях, а приносят конкретные приземленные экономические плоды субъектам хозяйствования обоих государств.
В-шестых, результатом совместной работы белорусского и российского правительств в ушедшем году стала смена парадигмы развития экономической политики СГ. Сделан акцент от импортозамещения к созданию новой экономики СГ, основанной на технологическом суверенитете. Александр Лукашенко и Владимир Путин на заседании Высшего государственного совета, состоявшегося в Санкт-Петербурге 29 января, утвердили 15 новых документов, основным из которых является Декрет о реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы. Он содержит 11 разделов, включая снятие препятствий в торговле и укрепление единого экономического пространства. Кроме того, согласована новая стратегия научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года — она содержит конкретные проекты по укреплению общего технологического суверенитета.
Таким образом, важно отметить, что успехи, достигнутые Россией и Беларусью в 2022–2023 годах, не случайны. Это закономерный результат целенаправленной и системной работы обоих стран, причем задолго до кризисного 2020-го. А модель взаимоотношений государств в рамках СГ вполне может служить примером другим интеграционным образованиям.
Георгий ГРИЦ, кандидат экономических наук, экономический аналитик