Снизить у санкций давление
— Александр Викторович, можно много говорить о негативном влиянии внешнего давления на экономику. Но как мы видим, все шоки пройдены и наблюдается положительная динамика. В чем залог успеха?— Отмечу, в таких условиях, в которых оказалась наша страна, необходимо тесное взаимодействие между властью, обществом и бизнесом. За это время, я считаю, мы научились работать максимально гибко и адаптировались к неблагоприятным внешним условиям. Разработали своего рода «прививку» против санкций, ее основные составляющие — работа на опережение, освоение новых рынков сбыта, переориентация транспортных потоков.
Оценки экспертов международных организаций о том, что санкционные ограничения приведут в 2022-м к потерям ВВП до 10 процентов и более, не оправдались. Несмотря на все усилия Запада, разрушить нашу экономику не удалось.
Глава государства поставил перед всей вертикалью власти конкретные задачи: предприятия должны стабильно работать, а население не почувствовать влияния санкций. Для этого были мобилизованы все усилия и ресурсы.
Создан оперативно-ситуационный штаб при Правительстве. На его площадке быстро анализировался каждый сигнал бизнеса. При необходимости вырабатывались точечные меры поддержки. Взаимодействие происходило в режиме 24/7, коллективно принимались взвешенные решения.
Результатом данной работы стало принятие Указа Главы государства № 93 и Комплексного плана поддержки экономики.
Главная цель этих документов — максимально снизить издержки предприятий и, что не менее важно, повысить предсказуемость «правил игры». Такой подход помог реальному сектору достаточно оперативно адаптироваться к внешним вызовам.
Сегодня Правительство продолжает принимать меры общеэкономического и точечного реагирования.
На начальном этапе действительно возникли сложности с логистикой. Однако постепенно с помощью нашего главного союзника России и ряда других дружественных стран был осуществлен «экспортный маневр».
Оперативно проработаны возможности использования инфраструктуры российских портов. При 4—5 использовавшихся ранее портах для перевалки наших грузов в настоящее время задействуются около 19. За январь — октябрь 2022 года вывоз белорусского экспорта по железной дороге транзитом через Российскую Федерацию увеличился в 2,5 раза, а контейнерные перевозки в Китай — в пять.
Подписаны соглашения между правительствами Беларуси и России о сотрудничестве в области перевозки и перевалки грузов через транспортные коридоры, проходящие по территориям наших стран. Продолжается работа над расширением возможностей отечественного автопарка на рынках Армении, Азербайджана, Турции, Ирана. Китаем принято решение о допуске наших автотранспортных средств на их территорию.
Как следствие, по ряду подсанкционных товаров поставки в дружественные страны существенно приросли: минеральные продукты — в 6,5 раза, продукция деревообработки — в 1,6, пластмасса и черные металлы — в 1,4.
Хочу обратить внимание, что страны, которые поддержали санкции против нас, хоть и занимали значительный удельный вес в объемах внешней торговли, но были далеко не единственными торговыми партнерами Беларуси. На сегодняшний день удалось более чем на 80 процентов в целом по экономике компенсировать потери экспорта на рынках недружественных стран, а по продовольствию, текстилю, цементу, машинам и оборудованию, средствам наземного транспорта и другим позициям — нарастить поставки.
По итогам 2022-го намерены выйти на рекордное за всю историю положительное сальдо внешней торговли — около 4,5 миллиарда долларов. Это мощное подспорье для поддержания стабильности на валютном и финансовом рынках.
В межстрановых сопоставлениях часто используют показатель ВВП в долларах. За 11 месяцев 2022 года темп роста ВВП составил более 107 процентов и достиг 62 миллиардов долларов. Этот уровень обеспечен как ростом самого номинального ВВП, так и стабильностью национальной валюты.
Задача — восстановить
— Заявлялось, что экономика перешла в фазу восстановительного роста. Удастся ли выполнить все намеченные планы и как сейчас работает экономика?— Отрицательная тенденция, которая фиксировалась в первом полугодии 2022-го, позади. Сейчас экономика вышла на стадию восстановления. Правительство реализует мероприятия по поддержке реального сектора и сохранению сбалансированности бюджета.
Усилия сконцентрированы на пяти наиболее значимых направлениях: поддержка экспортеров, импортозамещение и защита внутреннего рынка, выстраивание новых транспортно-логистических цепочек, упрощение условий ведения бизнеса, устойчивость рынка труда и социальная защита работников.
К настоящему времени достигнуты неплохие результаты. Промышленность с августа ежемесячно прибавляет — с 93,4 процента в январе — августе до 94,4 в январе — ноябре. Увеличилось производство карьерных самосвалов и грузовых автомобилей более чем на 20 процентов, автобусов — на 10, тракторов — на 8, стиральных машин — на 17, микроволновых печей и телевизоров — в 1,5 раза и так далее.
Лучше уровня 2021 года по итогам ноября сработали в горнодобывающей промышленности, выпуске продуктов, напитков, табачных изделий, фармацевтических продуктов и препаратов, электрооборудования, машин и оборудования, производства транспортных средств. У наших производителей сформирован портфель заказов минимум на три месяца, а по многим позициям подписаны годовые контракты.
Еще один успех во внешней торговле, как я уже отмечал, — рекордное сальдо торговли товарами и услугами. Оно стало почти в 1,3 раза больше, чем в 2021-м. При этом имеем плюс и по товарам, и по услугам.
В 2022 году наибольший вклад в положительный рост внесло сельское хозяйство. За девять месяцев оно приросло на 3,5 процента. Валовый сбор зерновых (без учета хозяйств населения) составил более 8 миллионов тонн. Значительно подросли по рапсу, собрано свыше 800 тысяч тонн, сахарной свеклы — 4,2 миллиона тонн. Высокий урожай зерновых позволит произвести большее количество продуктов питания, обеспечив продовольственную безопасность страны.
Если говорить о сферах, где восстановление идет несколько медленнее, — это строительство, транспорт, торговля. Факторы влияния нам известны, ведется работа по их нивелированию.
В частности, для ресурсной поддержки строительной отрасли дополнительно выделено почти 700 миллионов рублей на объекты Госинвестпрограммы и арендное жилье, а также инженерную, транспортную и энергетическую инфраструктуру к районам жилой застройки. Увеличение числа перевозок наземным транспортом будет способствовать восстановлению логистики. В торговле многое зависит от потребительских ожиданий, доходов населения и финансовых результатов организаций. В этой сфере также все под контролем. Принимаются меры по сдерживанию роста цен — два месяца подряд они снижаются. Потребительский рынок обеспечен необходимыми товарами.
Улучшилось финансовое состояние предприятий, рентабельность продаж достигла 8,9 процента, чистая прибыль увеличилась на 6,8 и по итогам 12 месяцев равна 15,4 миллиарда рублей, снизились долговая нагрузка и количество убыточных организаций.
Номинальная начисленная средняя заработная плата в целом по экономике в ноябре составила почти 1650 рублей. На конец года планируем выйти на 1850 рублей, а в долларовом эквиваленте она достигнет своего максимума за последние десять лет — около 680 долларов.
Государство в полной мере выполняет свои социальные обязательства: пенсии, пособия, зарплаты бюджетникам выплачиваются своевременно.В этот сложный период для страны мы нашли возможность поддержать наших пенсионеров: в 2022-м произведено три перерасчета трудовых пенсий. В результате средний размер пенсии по возрасту в декабре превысил 670 рублей. Это значительное повышение с учетом ограниченности бюджетных ресурсов — 123,1 процента к декабрю 2021-го.
Таким образом, обеспечена устойчивость работы наших предприятий, сбалансированность торговли и финансовых рынков, что способствует сохранению стабильности в обществе.
Задачи на завтра
— На 2023-й рост ВВП прогнозируется на уровне 103,8 процента. За счет чего произойдет рост?— Опорная точка развития экономики в 2023 году — это инвестиции. Их объем в целом по стране — не менее 46 миллиардов рублей.Будет построено более 4,3 миллиона квадратных метров жилья, в том числе 1,3 миллиона — с господдержкой. Примерно 7 миллиардов рублей пойдет на развитие транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Предусмотрено строительство 17 садиков, девяти школ, 22 ФОКов, семи бассейнов, 21 спортивного объекта, 46 поликлиник и больниц. В соответствии с поручением Главы государства продолжится реализация 129 инициатив «Один район — один проект».
Существенно возрастает роль банковской сферы, ее доля в структуре источников увеличится более чем в два раза — до почти 27 процентов. Однако кредиты будут предоставляться только под эффективные проекты.
Второй драйвер роста экономики — наращивание производства и экспортная переориентация. Мы предполагаем максимально загрузить производственные мощности. В текущих условиях особое внимание уделяется импортозамещающей продукции. Только в 2023-м речь идет об объемах более 26 миллиардов долларов. Запланированы к реализации 12 интеграционных и 51 импортозамещающий проект.
В части внешней торговли предусматривается нарастить поставки в Российскую Федерацию более чем на полтора миллиарда долларов, в КНР — на четверть больше, чем в 2022 году. Расширятся объемы и инструменты поддержки импортозамещающих производств. Для повышения конкурентоспособности белорусских перевозчиков запланированы меры по налаживанию логистики, развитию транспортной инфраструктуры и снятию барьеров при перемещении грузов и пассажиров.
Третий драйвер — развитие внутреннего рынка. Ключевой приоритет — это обеспечение ценовой доступности, сдерживание инфляции на уровне 7—8 процентов. Предполагаем рост реальных доходов населения на 4,1 процента и повышение заработной платы до 1940 рублей в целом по экономике. Увеличение темпа роста номинальной зарплаты над уровнем инфляции будет способствовать повышению спроса на потребительском рынке.
— За счет чего планируется достичь прогнозного уровня по инфляции 7—8 процентов в 2023-м?
— Конкретные шаги для того, чтобы этот показатель остался в плановом коридоре, предусмотрены в Целевом плане на 2023 год. Он включает четыре ключевых блока мер.
Во-первых, сохранятся действующие практики ценового регулирования — установление максимальных надбавок импортерам, оптовых, торговых надбавок отечественных производителей, а также согласование цен с госорганами на ряд товаров.
Во-вторых, разработана «тарифная тетрадь», где отражены размеры и сроки повышения стоимости регулируемых товаров и услуг с наибольшей долей в потребительских расходах населения. Предельное совокупное повышение не должно превысить 4 процента.
В-третьих, будут установлены поквартальные индикативные параметры увеличения цен производителей по видам экономической деятельности.
В-четвертых, сдерживающее влияние на рост цен окажут стабилизационные фонды плодоовощной продукции. Они помогут закрыть потребность населения в овощах в межсезонный период и сгладить ценовые колебания.
Капиталам тут рады
— Ключевой вопрос — инвестиции. Как сейчас обстоят дела с инвесторами и какой краткосрочный прогноз?— Активность иностранных инвесторов несколько снизилась. Однако это происходит по объективным причинам. Считаю, что данная ситуация носит временный характер. Несмотря на все сложности и санкционное давление, прямые иностранные инвестиции на чистой основе за девять месяцев 2022-го увеличились более чем на 40 процентов (до 1,61 миллиарда долларов) и ожидаются не ниже уровня 2021 года.
В этот непростой период государство стало главным инвестором в социальную и инженерно-транспортную инфраструктуру. На 2023-й мы поставили перед собой амбициозную задачу — увеличить объем инвестиций на 22 процента, достигнув 46 миллиардов рублей. Планируем направить на строительство жилья около 9 миллиардов рублей, на социальную инфраструктуру в регионах — примерно 7 миллиардов и на создание новых производств и модернизацию существующих предприятий — более 31 миллиарда.
На особом контроле Правительства и исполкомов — выполнение поручения Главы государства «Один район — один проект». Критерии строгие: не менее 20 новых рабочих мест с уровнем зарплаты не ниже средней по отрасли либо региону. Каждый из 129 проектов соответствует заявленным требованиям. На их реализацию пойдет более 5,4 миллиарда рублей, предусматривается создать свыше 8 тысяч новых рабочих мест.
Не менее активно, чем в 2022 году, будут применяться механизмы инвестиционного договора. Сегодня в рамках таких договоров реализуются проекты на сумму почти 19 миллиардов долларов. Следовательно, этот правовой режим востребован и способствует привлечению в страну капитала.
Государство со своей стороны продолжает работу над повышением привлекательности отечественной юрисдикции для инвесторов. Дополнительные льготы и гарантии предлагаются в разработанном нами проекте закона «О содействии и стимулировании реализации инвестпроектов». В настоящее время документ находится на согласовании в госорганах.
Новым для таких инициатив станут стабилизационная оговорка от неблагоприятного изменения налогового законодательства на срок до пяти лет, освобождение от налога на прибыль на срок до трех лет, возмещение затрат на строительство инфраструктуры для проектов в отдельных регионах.
Развитию территорий будет способствовать упрощенный механизм начала реализации инвестиционных проектов — по решению местных органов власти. Облисполкомы из перечня, устанавливаемого Совмином, с учетом специфики и потенциала районов определят приоритетные виды деятельности для вложений. Предоставление льгот и преференций будет осуществляться на стадии строительства объекта. Например, освобождение от платы за право заключения договора аренды земельного участка, арендной платы за земельный участок, земельного налога, таможенных пошлин, вычет в полном объеме сумм НДС по товарам и услугам по проекту и так далее.
Помимо преференций, законопроект значительно сокращает длительность процедур, предшествующих началу непосредственной реализации проектов. Таким образом, мы значительно дебюрократизируем процесс — от рождения новой идеи до первого камня в фундамент будущего предприятия.
Ставка на регионы
— Что касается регионов, какие проекты планируется реализовать в ближайшее время в городах «80 плюс»?— Чрезмерная концентрация производительных сил в одном месте приводит к территориальному, социальному и экономическому дисбалансам в любой стране. Это общеизвестный факт. Устойчивое экономическое развитие требует нескольких «мест-магнитов» для капитала и рабочей силы за пределами столицы и областных центров, где люди имели бы привлекательные условия для жизни и труда.
В Программе социально-экономического развития Беларуси на 2021—2025 годы они определены. Ключевая роль отводится городам «80 плюс». Потенциал этих регионов огромен: там трудятся 15 процентов занятых в экономике, которые формируют практически 30 процентов промышленного производства и 20 процентов экспорта.
И, что еще более важно, там есть незадействованные резервы роста: 150 тысяч квадратных метров готовых индустриальных площадок, свыше 500 гектаров незанятых участков в свободных экономических зонах (СЭЗ). Кроме того, в 2022-м в состав СЭЗ вошли дополнительные территории в Пинске, Полоцке и Лиде общей площадью 160 гектаров.
Доказательством высокой инвестпривлекательности городов «80 плюс» является активная работа резидентов СЭЗ. На данный момент свои проекты там реализуют 50 компаний, где трудятся более 29 тысяч человек. По состоянию на 1 октября 2022 года инвестировано более 1,7 миллиарда долларов.
Мы рассчитываем, что в текущей пятилетке в этих городах будет реализовано как минимум 100 проектов с общим объемом инвестиций свыше 600 миллионов рублей, создано 3,5 тысячи рабочих мест.
Необходимо отметить, что не всегда экономически целесообразно создавать предприятие с нуля. Нередко более быстрый и мощный эффект дают модернизация и выпуск новой линейки продукции на действующих предприятиях. Главное, чтобы при этом удлинялась технологическая цепочка производств, замещались отечественными разработками импортные комплектующие, увеличивалась глубина переработки местного сырья.
Такие идеи в 2023-м будут воплощаться в жизнь во всех городах «80 плюс». На долгосрочном треке повышению инвестиционной привлекательности указанных территорий будет способствовать развитие индустриальных площадок и производственной инфраструктуры.
В Пинске и Барановичах реализуется пилотный проект по созданию промышленных парков. Основная задача — подготовить эти территории для инвесторов по принципу «последняя миля», т.е. безо всяких обременений и обязательств.
Мы изучили успешный опыт Татарстана, где такая форма сотрудничества с инвесторами очень хорошо себя показала. Эти практики намерены адаптировать к нашим условиям и воплотить их в жизнь. Утверждены соответствующие дорожные карты, для формирования конкурентной нормативной базы создана рабочая группа с привлечением профильных ведомств и иностранных экспертов.
sichevich@sb.by