Эффект фликера. Как быстро водитель увидит на дороге пешехода с фликером и без него? Эксперимент

УГАИ Минской области вместе с журналистами провела эксперимент, чтобы выяснить на каком расстоянии водитель сможет увидеть на дороге пешехода, велосипедиста и крупногабаритную технику с световозвращающим элементом и без него.


Для проведения эксперимента организаторы выбрали место, которое идеально подходит для подобных проверок – чистое поле за деревней Таборы, что в 5 километрах от Минска, в гродненском направлении. На часах 18.30. На градуснике – минус 1, по ощущениям - все минус 7. На неосвещенной гравийной дороге посреди поля продувает насквозь. Оказаться здесь без машины не хотелось бы. Но и тут есть движения – ездят авто, двигаются пешеходы, велосипедисты. Рядом – несколько крупных сельхозпредприятий. Время – конец рабочего дня, люди добираются домой. В целях эксперимент инспекторы перекрывают дорогу.

Перед нами – отрезок дороги длиной в 500 метров. Со старта из машины ГАИ мы видим три ярких точки. Это участники эксперимента, обозначенные световозвращающими элементами. В 100 метрах от старта ярче всех горит велосипедист. На нем – световозвращающий жилет, его транспорт оборудован яркими катафотами, а впереди светится белый фонарь. Не заметить такого участника дорожного движения невозможно.

В 100 метрах от него замечаю пешехода с фликерами на руках. Понять, что это именно пешеход, все же сложно. Но тем не менее, мне, как водителю, очевидно – впереди возможно препятствие, стоит быть настороже. В конце экспериментальных 500 метров замечаю огромный квадрат. Как водитель, такие рисунки в темноте встречала не раз и знаю – впереди едет крупногабаритная техника обозначенная световозвращающими полосками. Начинаем движение.

Разогнавшись до скорости 60 километров в час, мы проезжаем мимо всех участников. И с удивлением узнаем, что между обозначенными “героями “ нашего эксперимента находились необозначенные, которые мы увидели, приблизившись к ним на расстояние менее 50 метров. До этого момента их на дороге просто не было! Вот он, эффект фликера.

Александр, работник местного сельхозпредприятия, который участвовал в эксперименте в качестве пешехода, говорит, что сам водитель и не по наслышке знает разницу между пешеходом с фликером и без. “На дороге может быть всякое, лучше всегда быть на чеку. Хватает и тех, кто ходит и без световозвращающих элементов. Но у меня есть принцип – не торопиться за рулем. Торопиться некуда”.

Екатерина Сильченко, инспектор отдела агитации и пропаганды УГАИ УВД Миноблисполкома, организатор эксперимента, отметила, что пешеход может себя обозначит даже небольшим световозвращающим элементом. Главное условие – он должен располагаться на одежде таким образом, чтобы его мог коснуться свет фар. Иначе эффективность фликера снижается до нуля.

Однако, фликер фликеру, как оказалось, рознь. За экспериментом наблюдал также Дмитрий Папко, старший специалист предприятия, которое изготавливает световозвращающие пленки. Именно из этих пленок делают фликеры, они же используются для изготовления дорожных знаков, световозвращающих жилетов и для контурной маркировки транспортных средств: “В рамках эксперимента мы могли увидеть сельхозтехнику, которую оклеили лентой. И убедиться, насколько она эффективна в темное время суток. Наша пленка сделана по международным стандартам. Есть статистика, говорящая о том, что внедрение подобной маркировки транспортных средств позволило на 50 процентов снизила количество аварий с участием крупногабаритной техники”.

Сельхозтехника у ГАИ – на особом контроле, рассказала Сильченко: “В ходе регулярных выездов на предприятия АПК особое внимание уделяется обозначению навесного оборудования, которое используется для сельхозработ. Их доставка и транспортировка с поля осуществляется по дорогам общего пользования. Сотрудники инспекции проверяют наличие, во-первых, штатных приборов, которые обозначают данное навесное оборудование. А также элементам световозвращающей пленки, которая позволяет водителям вовремя заметить данное сельхозоборудование на проезжей части”. По итогам обследований предприятий тем руководителям, которые отвечают за данное направление деятельности, в случае необходимости выдается предписание ГАИ. Если нарушения не будут устранены в течение установленного времени, их привлекаются к административной ответственности.

Дмитрий Папко также рассказал, как не ошибиться при выборе фликера для пешехода. Ведь на прилавках сегодня чего только нет! “Что касается световозвращающих элементов для пешеходов, обращайте внимание на то, что они должны быть изготовлены в соответствии с белорусским ГОСТом. На упаковке должна стоять обозначение СТБ. Как правило, производители, которые используют качественную продукцию, без проблем проходят сертификацию и получают право нанесения подобной маркировки”. Но есть и бытовой способ. “Если вы видите, что фликер не белого или желтого цвета, однозначно можно сделать вывод, что он сделан не по ГОСТу”, - рассказал специалист. Однако в целом, отметил Папко, эффективность фликера на 100% зависит от того, где он расположен. Маленькую подвеску на сумке водитель сможет заметить за 100 метров. Браслет на руке – и за 200 метров. Раньше всех водитель увидит пешехода в жилете.  

Что ж, эксперимент получился весьма показательный. Надеюсь, его результат возьмут на заметку все участники движения. А ГАИ напоминает: передвигаться пешком следует только по тротуару или пешеходной дорожке. Если их нет, то по обочине. Коль и она непригодна для движения, то по проезжей части идти можно только навстречу движению транспорта, обязательно прикрепив на себя световозвращающий элемент. Увы, это как раз те правила, что написаны кровью. Кстати, за их несоблюдение предусмотрена административная ответственность. За отсутствие фликера — предупреждение или штраф от 1 до 3 базовых величин. Если при этом пешеход был пьян — штраф возрастает до 5 базовых. А если он стал причиной аварийной ситуации, то заплатит все восемь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter