Расследование экстремистских преступлений, касающихся лета 2020‑го, продолжается. Однако что увидели следователи спустя годы глобального анализа, казалось бы, разрозненных явлений и уголовных дел о беспрецедентной гибридной атаке на нашу страну?
Мало иметь зомбированную толпу, ею надо уметь управлять — инициативы в помощь
Почему, спросите вы, у якобы мирной версии смены власти с помощью медиа (так говорили они) оказались столь экстремистские методы? (Начало статьи — в предыдущем номере «СБ. Беларусь сегодня».) Публиковались личные данные белорусов, звучали призывы к открытому насилию… Почему верхушка админов каналов не пресекала все это? Да потому что все шло согласно единой стратегии уничтожения суверенного государства.
Мало иметь толпу зомбированных людей, этой толпой надо еще управлять. Механизмы управления были отработаны. В помощь — разные инициативы. Щедро финансируемые, они плодились как грибы после дождя, на любой площадке — будь то соцсети, телеграм, неправительственные организации и прочие. Для разных соцгрупп, через сферу интересов — спорт, искусство, обучение, история, политика, площадки для молодых мам и студентов.
В Минске в сентябре 2021‑го при задержании террориста был убит сотрудник госбезопасности. Видят ли в этом свою вину тихановские, вечерки, протасевичи и прочие путилы, всё это время призывающие к диверсиям и убийствам?
Для обмана был создан и проект западников под названием BYPOL (признан экстремистским). Представлялся он военно-аналитической подструктурой, якобы силовой составляющей с грамотными специалистами и ресурсами, а на самом деле — сборище псевдоаналитиков, беглых неудачников-бездарей (в том числе тех, кого в свое время попросили снять погоны за профнепригодность).
На этой же площадке появился и мобилизационный план «Перамога». Через него, по сути, экстремисты собирали информацию о регистрируемых. К примеру, где живут, работают, в какой должности, есть ли служебный автомобиль, недвижимость... Узнают, готов ли человек по приказу в составе группы «участвовать в спецоперациях, гласно объявить о присоединении к движению и объявлении своего рабочего места, здания опорным пунктом свободной Беларуси».
Каждая новая инициатива оказывалась очередной профанацией. Обещанной анонимности и защищенности нет, есть обман и поломанные судьбы. Манипуляторы всего-то играли на идейной, протестной либо меркантильной мотивации людей.
Многие такие проекты гнездились на зарубежной площадке «Инфопойнт». Курировал ее человек из шайки Тихановской Даниил Богданович. Он же — куратор выгребной ямы ЧКБ («Черная книга Беларуси», признана экстремистской). Недавно в составе группы Минским городским судом приговорен к 12 годам колонии, пока заочно.
Следователи установили, что вся сеть работавших против Беларуси информационных диверсантов вела к штабу Тихановской, конкретнее — к ее советнику Франаку Вечерко. Известному лжецу и манипулятору. Он создал сеть ресурсов, он формировал их повестку и задавал тон.
Какова его цель? Говорят, спал и видел себя президентом, ну а Света так, удобное для него временное явление.
Также известно, что в ЕС созданы десятки спеццентров стратегической пропаганды. Они готовят кадры для информационной войны — журналистов, политологов, активистов, блогеров и т.д., которые затем возвращаются в свою страну и ведут подрывную деятельность. А теперь назовите в нашем государстве хотя бы один такой центр, который готовит специалистов по информационным атакам или оппозицию против другого государства. Таких нет.
Нет денег — нет бунтов
Вы ведь не думали, что эти медиаресурсы, некоммерческие организации, инициативы, чаты и чатики работали на подрыв Беларуси за идею и по велению души? Всё — за деньги и под кураторством иностранных спецслужб: Польши, Литвы, Чехии, США и др.
Горожан буквально экипировали.
Установлены факты финансирования протестов иностранными организациями. Здесь и Национальный фонд демократии, фонд Сороса, Национальный демократический институт, Фонд солидарности, Пражский центр и конторы попроще — вроде «Байсола» и «Байхелпа».
У следствия есть, к примеру, документы зарубежных фирм, которые открывались именно для перевода денег в нашу страну. Названы конкретные люди, есть их подписи, переписка, договоры, соглашения, суммы… Финансирование шло с 1990‑х.
Старший следователь отдела следственного управления УСК Минска Владислав Гурский: «Представители того же By_help скромно называли себя гражданской инициативой. Но в ходе расследования установлены счета By_help, в штате около 20 человек, деятельность которых оплачиваемая. Установлен руководящий орган организации — совет By_help, куда входили обвиняемые Александров и Злобина».
Андрей Александров, представитель экстремистского интернет-ресурса БелаПАН, один из тех, кто получал из американских фондов деньги на белорусскую «демократию» и «свободу слова». Взамен выдавал заказные статьи.
Владислав Гурский продолжает: «Среди документов, подтверждающих финансирование БелаПАН, обнаружены трехсторонние договоры между литовской организацией Александрова, NED и БелаПАН. Начиная с 2014 года БелаПАН получал финансы — от 50 до 70 тысяч долларов. Также обнаружены отчеты о тратах по кварталам указанных сумм».
Согласно найденной документации отчеты уходили, к примеру, представителю американского фонда NED, проживающей в Штатах кураторше по Восточной Европе Нине Огняновой.
Перед выборами 2020 года суммы грантов увеличивались и доходили до 120 тысяч долларов.
Кстати, в одном из договоров между фондом NED и БелаПАН говорится о выделении последнему 120 тысяч долларов с формулировкой «поддержка независимой онлайн-газеты».
Впрочем, они это и не скрывают. На сайте NED сказано, что только с 2016 по 2019 год для белорусских «независимых» СМИ, неправительственных, некоммерческих организаций выделено 7,5 миллиона долларов. В 2020‑м на захват власти и бунты в Беларуси ушло 2,5 миллиона долларов.
Западные марионетки — за границей, исполнители — в робах и на казенных харчах.
Деньги для того же БелаПАН обычно выводились через созданные в Литве и Польше фирмы. Установлено несколько десятков человек, с которыми только с августа по конец сентября 2020‑го встречался Александров и забирал деньги. Сам тоже возил наличку. Также есть видео, где Александров снимает суммы с карты иностранного банка. Получал деньги и через закладки. Последнюю (в декабре 2020 года) в 50 тысяч долларов курьер оставил в Минском районе. Александрову пришла геолокация. Забирать финпомощь он поехал со своей сожительницей Злобиной. Оба недавно получили срок.
Главный девиз белорусских бунтов — в этой деятельности оплачивается все
В переписке фигурантов уголовных дел, связанных с событиями 2020 года, только и разговоров, что о деньгах. Какие уж там идеи? Не до революции. Фонды требовали строгих отчетов, и их слали. В том числе Александров. Отчитывался не только о расходах и результатах работы, но и о количестве опубликованных заказных статей протестной тематики. В одной из переписок указывал, что для него важно, чтобы как можно больше новых людей выходило на улицу. Однако как эта деятельность связана
с журналистской работой?
СК продолжает расследование уголовных дел о том, как подобные структуры-диверсанты, НПО, объединения правовой помощи и так далее теневым способом перекачивали в Беларусь деньги из-за границы. Так вот особый вред этой деятельности в том, что людей подталкивали к правонарушениям, внушая, что они избегут личной ответственности и что все будет оплачено из других карманов. Только, мол, нарушайте.
Гранты для БелаПАН в 2020‑м доходили до 120 тыс. долларов.
Это сейчас одурманенные граждане стали понимать, что те же проплаченные западниками адвокаты работают не в интересах мятежников, а в интересах тех, кто платит. То есть зарубежных лиц. Так и с дворовыми инициативами, так называемыми стачкомами, всевозможными проектами для медиков, спортсменов и пр. Это тоже часть общей стратегии против Беларуси.
И вот в этой схеме масштабной деструктивной деятельности появляется еще один крупный пласт плана по развалу государства изнутри — профессиональные группы, проекты вроде бы социальной направленности, дворовые инициативы, стачкомы.
Разрастались группы, чаты узкой направленности — для медработников, учителей, спортсменов и т.п. На каждую оказывалось воздействие.
Все это западные фонды считали своими ячейками. Возьмем уголовное дело руководителя объединения «Альтернатива» Олега Корбана. Сама «Альтернатива» действует в Беларуси с 2012 года. Изначально люди якобы собирали подписи за благоустройство, а в нужный момент их переключали с социальной тематики на протестную, стали выводить на улицу. Кстати, сам Корбан последние лет восемь нигде официально не работал. За что жил? За что изготавливал бчб-символику? Чьи деньги платил нарушителям, за что оплачивал их штрафы?
Следствие установило, что за международное направление «Альтернативы» отвечал ныне бывший работник Михаил Микулич. Он один из тех, кто перевозил деньги из-за границы и передавал своему руководителю. Рассказывал мне: «Переводы денег обычно осуществляются на банковские счета, которые открываются за границей. Человек едет за границу, снимает со счета (который, как правило, открыт на него) определенную сумму и перевозит через границу сюда. Рекомендации по открытию давались зарубежным фондом. В нашей ситуации это был немецкий фонд Маршалла. Их задача — формировать сознание общества в определенном направлении, плюс нацсимволика и проведение определенных мероприятий в Беларуси».
Фигуранты дела Александров и Злобина шлют фото за границу: мол, закладку с 50 тысячами долларов получили.
Руководителя «Альтернативы» знали и в заинтересованных посольствах, к примеру Франции, Словакии, США. Ведь там, помимо рукопожатия, точно так же предлагали деньги. На «демократию». Ну и обучение альтернативному мнению за границей. Сами слушатели не исключали участия в семинарах представителей западных спецслужб.
Все подобные организации были связаны между собой, занимались одним и тем же. Когда уличные марши поутихли, а денег хотелось еще, революционная повестка зазвучала даже в дворовых и домовых чатиках, где раньше обсуждался банальный ремонт трубопровода или скамеек во дворе.
Из материалов дела. Экстремисты отчитывались:
«…Проведена серьезная работа по организации независимой системы, способной безопасно и эффективно поддерживать протестное движение 15 районов Минска и ряда регионов, а также автономных групп». На сумму около 20 тысяч евро.
Людей буквально экипировали. «Велозавод»: боевая группа из бывших футбольных фанатов ФК «Минск»: четыре рации, плюс четыре гарнитуры Kenwood, десять баллонов, шесть лазерных указок, сим-карты, два бинокля Nikon sportstar, один проектор Acer». Закупались сканеры частот, лазерные указки, рации, бинокли, проекторы, баллончики с краской, мобильные телефоны и сим-карты.
Спонсировались съемные квартиры, которые использовались как склад для хранения оборудования, там же прятались находящиеся в розыске или те, на кого обратила внимание милиция. Часть закупок хранилась на арендованной в тихом месте под Черниговом базе. Там периодически находились координаторы.
…Не стоит думать, что кураторы всех этих прозападных ячеек живут дружно. В этой банке с пауками все готовы сожрать друг друга. Из-за денег. Потому наперебой требуют санкций, остановки предприятий, обрушения экономики и обнищания населения. Требуют парализовать жизнь белорусов. А потом, мол, придут они — спасители, с единоразовыми подачками. Для избранных. Начнут руководить и дарить некую призрачную свободу и демократию.
Уже известно, что вся эта махина, состоящая из разных блоков — информационного, финансового, аналитического, силового, демографического, создавалась и координировалась единым центром из-за границы. Это подтверждают и материалы ряда уголовных дел, в том числе о заговоре, госперевороте, терроризме, госизмене...
Однако засевшие в «демократиях» кликуши не остановились. Запад продолжает готовить засланцев, искать новые формы продвижения своих интересов и предпринимать попытки уничтожения Беларуси как суверенного государства.
А такие персонажи, как Лакишик, Френь, Дубков, и сотни других людей — мелкие винтики, граждане, которые заплатили за чужую выгоду свободой. И никакой обещанной помощи, славы или чего-то там еще они от кураторов не дождались. Только робы с нашивкой да казенных харчей.
СПРАВОЧНО
16 февраля суд рассмотрит уголовное дело в отношении Романа Протасевича, Степана Путило и Яна Рудика. Обвиняемые в разное время с 2020 года, находясь преимущественно в Польше, исполняя общий план заговора с целью захвата государственной власти в Беларуси неконституционным путем, реализуя роли и задачи возглавляемой ими управляемой устойчивой группы, опубликовали в сетях каналов NEXTA и «Беларусь головного мозга» информационные материалы, имеющие деструктивные цели.
Сообщения были направлены на подстрекательство людей к участию в беспорядках, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества и вооруженным сопротивлением представителям власти; разжигание социальной вражды и розни по признаку иной социальной принадлежности; применение насилия; ущемление прав и законных интересов представителей различных социальных групп, в том числе правоохранителей и их близких.
Кроме того, обвиняемые призывали граждан совершать акты терроризма. В Генпрокуратуре отметили, что такие действия привели к тяжким последствиям — совершению правонарушений. В отношении Путило и Рудика проведено спецпроизводство, в отношении их заочно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
gladkaya@sb.by