Что сегодня объединяет наше общество и почему создавать будущее можно только вместе

Едины — значит, сильны

На прошлой неделе в Беларуси указом Президента был учрежден новый государственный праздник — День народного единства. Отмечать его будем 17 сентября. Этот день стал актом исторической справедливости по отношению к белорусскому народу, разделенному против его воли в 1921 году по условиям Рижского мирного договора. Впрочем, это дела давно минувших дней, о которых мы, безусловно, обязаны помнить. А что объединяет нас сегодня? Где истоки нашей национальной идентичности? Эти темы «СБ. Беларусь сегодня» предложила обсудить директору Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Александру Локотко, члену Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Сергею Клишевичу и аналитику Белорусского института стратегических исследований Алексею Авдонину.

О значении Дня народного единства


Алексей Авдонин. ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО.

Сергей Клишевич. ФОТО ТАТЬЯНЫ СТОЛЯРОВОЙ.

Александр Локотко. ФОТО ВЛАДИМИРА ШЛАПАКА.
А. Авдонин:  17 сентября было, является и будет для белорусского народа ключевой исторической датой белорусской государственности. Именно в этот день в 1939 году произошло важное событие — воссоединение Западной Белоруссии с ­БССР. Единство нации — это достояние, переданное нам старшими поколениями. Главное — не утерять его, сохранить историческую память для молодежи в неизменном виде, не допуская попыток искажения истории и нивелирования героизма белорусов-подпольщиков. 

С. Клишевич: Праздник имеет нацио­нальное значение для белорусов. Это в том числе ответ польскому государству на агрессивную историческую политику в отношении Беларуси. Праздник также имеет общий контекст с принятием нового законодательства о противодействии экстремизму и недопущению реабилитации нацизма. 
Фактически сегодня такое государство, как Польша, одновременно руководит экстремистскими формированиями в Беларуси, финансирует публичную деятельность, связанную с реабилитацией нацизма в Беларуси, и при этом высказывает открытые территориальные притязания на наши территории. На это требовался как публичный ответ общества — установление праздника Дня народного единства 17 сентября, так и изменение нормативной базы.
А. Локотко: Значение этой даты — и историческое, и политическое. Вспоминаю советские времена: в большинстве наших западных городов и местечек всегда можно было найти улицу 17 Сентября. Историческая память формировалась уже тогда. Очевидно, что раздел территории в результате Рижского мира был насильственным, искусственным. 

Веками территория Беларуси была территорией единого народа, который сформировался как народ со всеми признаками: идентичность, самосознание, материальная и духовная культура, обозначение своей территории и даже своей экономики. Появившиеся в XIV—XVI веках местечки и фольварки — это был уже капиталистический способ производства, аналогичный западноевропейскому.

В этом отношении земли Беларуси развивались с опережением в ареале Восточной Европы. Тогда началось формирование Великого Княжества Литовского — это был процесс консолидации вокруг белорусских земель этнических общностей наших соседей — северных, западных, южных и восточных. И центром этой общности была территория, на которой проживал единый народ, уже определившийся с названием «белорусы», «белорусцы», «полочане», «тутэйшыя». Это знаково — сравните с немецким Deutsche («народ» и «нация» древнегерманского происхождения).
Это естественные процессы, и то, что сегодня День и Год народного единства обрели законодательную, официальную основу, — абсолютно закономерно. В судьбах многих народов были аналогичные истории, они тоже берегут и чтят эту память.
Безусловно, это будет хорошим постоянным напоминанием нынешнему и последующим поколениям. Наверное, скоро сложившиеся понятия «восточной», «западной» Беларуси уйдут, потому что уже почти тридцать лет Беларусь развивается как современная, суверенная, независимая страна, совершенно определенная и определившаяся в своих границах, отношениях с окружающим миром, с выстроенными культурными и экономическими отношениями в условиях глобализации.

О личном и общественном

А. Локотко: Белорусский народ никогда не выступал с какими-то агрессивными движениями или помыслами по отношению к окружающему его миру. Таких примеров не встречалось ни в одной эпохе — да их и не может быть. Наверное, эта историческая черта заложила в самосознании людей понимание толерантности, добрососедства на всех уровнях. 

Красная армия входит в село под Молодечно. 17 сентября 1939 года. фото rp.pl

У белорусов — великолепная, мирового уровня материальная и духовная культура. И не только связанная с древними архаическими святынями, отраженными в орнаменте или каких-то символах. У нас была великолепная культура разнообразных социальных элит. Коссовский дворец, Ружанский замок Сапег — это тоже наше, не только традиционный костюм, андорак, намитки, рушники. Это красота мирового уровня, красота ренессансная, барочная — и она тоже наша.

И белорусы это понимают. Особенно сейчас, когда из-за пандемии резко возрос внутренний туризм. Все наполнено людьми, особенно молодежью, которая активно интересуется, прикасается к истории. 
Буквально на глазах меняется идеология молодежи, формируется патриотизм как истинное чувство народного единения и гражданственности.
Мы — белорусы, народ, который живет в конкретной стране с глубокими историческими корнями. Поэтому любой белорус будет давать на эти вопросы такие же ответы и поступать так же.

С. Клишевич: Так или иначе, необходимо нормализовать нездоровую ситуацию, когда политические расколы проходят по семьям и трудовым коллективам. Обычно в этом случае на политику накладывается множество факторов, в том числе личностные отношения. И такой конфликт невозможно преодолеть только за счет государственных инициатив. Нужно время и постоянная разъяснительная работа, которая вскрывает характер и механизмы подрывных мероприятий, иностранного вмешательства. 

Праздник Дня народного единства в данном случае символизирует единение против внешних обстоятельств, преодоление исторической несправедливости, разделение нашего народа иностранными государствами. Это напоминание для каждого белоруса о том, чем может закончиться очередная «цветная революция», этнический, религиозный или военный конфликт.

А. Авдонин: Лепта каждого в единство нации строится в первую очередь на труде и активной общественной позиции. 
Труд каждого белоруса созидает единое благо для становления и развития государства, а активная позиция заключается в повышении уровня самообразования и исключении безразличия к себе, своей семье и государству.

О движущих силах консолидации

С. Клишевич: В прошлом году были попытки использовать для разделения белорусов и пандемию, и спорт, и искусство. В условиях слабой политизации нашего общества организаторы провалившегося переворота уделяли внимание в первую очередь неполитическим темам, которые были актуальны на тот момент. Сегодня внутренняя ситуация стабилизирована, и по мере пресечения экстремистской деятельности, нормализации общественных отношений и ликвидации внешних проявлений протеста государству необходимо активно вносить свою политическую и идеологическую повестку. 

Сегодня белорусы активно реализуют те решения, которые были приняты на Всебелорусском народном собрании, и они не предполагают, допустим, «объединения» со сторонниками радикальных идеологий. 
Объединены должны быть здоровые силы внутри общества, а уже к ним, по мере стабилизации обстановки, будут примыкать те слои и группы, которые занимали нейтральную или колеблющуюся позицию. В этом стратегический смысл проводимых мероприятий.
А. Локотко: Главное — понимание народного единства, в первую очередь, в культуре. Недаром ведь еще недавно на улицах были баннеры «Культура — это то, что нас объединяет». Это действительно так. Культура — это и духовность, и понимание общехристианских ценностей, и память, и уважение к традициям, к тому, что нашими предками завещано нам. Это уважение материнства, уважение к труду, почитание усадьбы предков и наследия в широком плане. В конце концов, идентичность, которая берет свои корни из культуры, является фундаментальной основой. Экономика может быть космополитичной, развиваться в условиях глобализации, иметь различные векторы. 
Но наша история показала, что даже в самые трудные времена, когда экономика лежала и страна находилась в руинах, мы выстояли. И выстояли благодаря самим себе. Сюда не приходили варяги что-то нам строить или учить нас государственности. Мы все это сделали сами. На осознании этого формируется вся идеология, все чувства нашего единения. И в таком виде будет воспринято будущими поколениями.
А. Авдонин: Объединение нации происходит исключительно на основе идеи, проникающей во все слои населения. Нации зачастую сложно выработать общую идею, на это иногда уходят десятилетия и века. Однако сейчас для белорусов есть только одна объединяющая идея — это идея сохранения независимости своей страны.

varmor@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter