— Пандемия как лакмус раскрыла суть экономических союзов и интеграционных объединений. Она на практике убедила даже самых ярых скептиков, что только вместе мы сможем быть сильнее.
В полку «евразийцев» прибыло
Из-за сложной эпидемиологической ситуации лидеры Беларуси, России, Армении, Казахстана, Кыргызстана снова были вынуждены общаться в формате видеоконференции. В этот раз к ним присоединились Почетный председатель Высшего Евразийского экономического совета, Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, Президент Молдовы Игорь Додон, а также Президенты Узбекистана и Кубы Шавкат Мирзиёев и Мигель Диас-Канель. Забегая вперед, отметим, что Узбекистан и Куба в пятницу получили статус государств-наблюдателей.На обсуждение вынесли 28 вопросов, 24 из которых участники рассмотрели в расширенном составе. Еще четыре пункта повестки (стратегические направления развития евразийской интеграции до 2025 года, защитные антидемпинговые и компенсационные меры, продление тарифной льготы в авиасфере и вопрос по кадровому составу ЕЭК) обсудили в закрытом формате в узком составе.
В повестку заседания также был включен блок вопросов международного сотрудничества ЕАЭС. Президент Беларуси пояснил, о чем идет речь:
— Мы должны принять решение о начале работы Соглашения о зоне свободной торговли ЕАЭС с Сербией, а также определиться по срокам начала подготовки Соглашения о зоне свободной торговли с Ираном. Это знаковые документы, подтверждающие интерес к нашему союзу в мире. Поэтому предлагаем комиссии активизировать переговоры также с другими государствами.
По мнению Александра Лукашенко, пора развернуть предметную работу по выполнению статьи 41 Договора о ЕАЭС, а именно по совместному развитию экспорта производимых в наших странах товаров и услуг.
Позитивные подвижки
Но сначала Александр Лукашенко подвел некоторые итоги белорусского председательства в ЕАЭС, подчеркнув, что цели, которые обозначил Минск в своей программе, имеют универсальный характер и выгодны всем участникам:— Особенно это актуально в текущем году, который стал настоящим испытанием на прочность здравоохранения, экономик и политических систем всех стран мира. Пандемия как лакмус раскрыла суть экономических союзов и интеграционных объединений. Она на практике убедила даже самых ярых скептиков, что только вместе мы сможем быть сильнее. Одновременно коронавирус также показал истинную цену невыполнения ранее достигнутых договоренностей.Да, позитивные подвижки есть, и их немало. Например, в этом году заметно активизировалась работа по устранению барьеров, сокращению изъятий и ограничений на внутреннем рынке союза. Сделаны шаги по переходу к единой политике в сельском хозяйстве, энергетике, транспорте, расширению использования национальных валют во взаимных расчетах. Приняты решения в сфере технического регулирования. Продвигается цифровая повестка, формируется система соответствующих транспортных коридоров, оказывается содействие трудоустройству и занятости граждан государств — членов ЕАЭС.
На внешнем контуре все тоже выглядит неплохо. Действуют соглашения о торговле с Китаем, Вьетнамом и Ираном. Продолжаются переговоры по заключению торговых договоров с Египтом, Израилем и Индией. Ведется подготовка к началу переговоров по либерализации торговых режимов с Индонезией и Монголией.
Есть над чем работать
Но всего этого недостаточно. Белорусский лидер прямо указал на слабые места в союзе, где еще предстоит поработать:— Участники союза периодически нарушают договоренности и вносят предложения о беспошлинном ввозе на территорию союза тех или иных товаров третьих стран, аналоги которых производятся у нас в союзе. Мы имеем выпадающие бюджетные доходы, фактически поддерживаем иностранного производителя и дискредитируем нашу общую работу по развитию промышленной кооперации и снижению зависимости от импорта.
Александр Лукашенко убежден, что потенциал ЕАЭС должен быть задействован не только для развития внутреннего рынка, но и для продвижения сельскохозяйственной продукции на рынки третьих стран. До сих пор не внедрен разрешительный порядок введения национальных ограничительных мер с их предварительным рассмотрением органами союза. Осталась лазейка в виде возможности многократного введения изъятий в сфере госзакупок. Обозначил Президент Беларуси и еще одну проблему, которая не решается несколько лет:
— Отсутствуют результаты в урегулировании вопроса о методах контроля содержания лекарственных средств в пищевой продукции животного происхождения, в том числе в переработанной. Считаю, что этот вопрос комиссия принципиально должна урегулировать в течение следующего года.
Минск также инициировал вопрос по усилению полномочий Евразийской экономической комиссии. Здесь тоже пока немного успехов, констатировал Александр Лукашенко. И задал риторический вопрос: о каком развитии может идти речь, если комиссия до сих пор не наделена правом обращаться как самостоятельный субъект в Суд ЕАЭС по спорным вопросам?
Не все из обозначенного в программе белорусского председательства удалось выполнить в силу объективных обстоятельств, отметил Александр Лукашенко. Часть мероприятий потребовала на реализацию значительно больше времени, чем один год. Однако Президент убежден, что совместная работа по предложенным направлениям продолжится и в следующем году. Тем более что задачи белорусского председательства, направленные на укрепление и развитие ЕАЭС, во многом созвучны с идеями Казахстана, который принял эстафету председателя в органах союза на следующий год.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Президент России Владимир Путин:
— Мы поддерживаем подготовленный проект стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, предусматривающий завершение формирования в рамках союза общего рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы, а также единого цифрового пространства. Все это нацелено на то, чтобы стимулировать рост экономик наших государств и в конечном итоге повысить благосостояние и качество жизни наших граждан. Собственно говоря, в этом состоит основная наша цель.
Пандемия коронавируса, к сожалению, оказала негативное влияние на положение дел в экономике и социальной сфере наших государств: наблюдается спад ВВП, объемов торговли, промышленного производства. Все это сказывается на уровне занятости. Поэтому перед нами, наряду с заботой о жизни и здоровье людей, в числе приоритетов стоит задача сделать так, чтобы нынешние экономические неурядицы не приобрели затяжной и долгосрочный характер. Это побуждает нас еще больше сплотиться и еще более энергично заниматься выправлением ситуации, решением вопросов экономического восстановления и развития, активнее продвигаться по пути интеграционного строительства.
Почетный председатель ВЕЭС, Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев:
— В этот сложный период государства — члены ЕАЭС, как добросовестные партнеры, не поддались протекционистской панике и не позволили себе каких-либо недружественных экономических действий по отношению к друг другу. Это подтверждает, что проводимый нами курс на интеграцию является единственно верным. Объемы взаимной торговли стран ЕАЭС за пять лет выросли на 35 процентов и составили 62 миллиарда долларов. Совокупный ВВП возрос на 21 процент и достиг 2 триллионов долларов. Однако потенциал дальнейшего роста экономик по-прежнему еще очень большой. Наш союз должен стать центром притяжения мировых производственных и торговых потоков. Нам нужно ускорить темпы интеграции промышленных потенциалов наших стран.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев:
— Союз продемонстрировал единство и сплоченность, а самое главное — способность противостоять тяжелейшим вызовам... С удовлетворением отмечаю, что по всем чувствительным для нас вопросам достигнут приемлемый консенсус. К сотрудничеству с союзом стремятся многие страны.
Президент Кубы Мигель Диас-Канель:
— Мы признаем мощь, которую имеет ЕАЭС с момента своего создания, и его перспективы. Видим, что концепция его работы нацелена на будущее, учитывает национальные планы и программы развития, отдавая приоритет главным для государств-членов экономическим направлениям, чтобы обеспечить лучшую включенность этих экономик в глобальные производственно-сбытовые цепочки.
Президент Молдовы Игорь Додон:
— В начале этого года мы начали переговоры с Евразийским банком развития о вступлении Молдовы в состав его участников. Видим в этом большие перспективы в плане содействия развитию национальной экономики и углублению взаимодействия с экономиками стран Евразийского экономического союза. Молдова проявляет особую заинтересованность в получении финансовой поддержки для осуществления проектов в агропромышленной сфере и участия в проектах обеспечения продовольственной безопасности стран союза, а также для реализации проекта модернизации инфраструктуры и масштабной цифровой повестки. Полагаем, что интерес к участию в таких проектах на территории Молдовы могут проявить и страны — члены Евразийского экономического союза.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян:
— Мы придерживаемся принципиальной позиции о необходимости скоординированной энергетической политики. В частности, уверены, что формирование общего рынка газа союза является неотъемлемой частью экономической интеграции. Хотелось бы подчеркнуть важность второго этапа, основным результатом которого должно стать создание инфраструктурной, технологической и правовой основы общего рынка газа союза. Разработка и принятие международного договора об общем рынке газа ЕАЭС станет важной вехой деятельности союза и развития интеграционного пространства.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев:
— Страны ЕАЭС являются нашими основными, естественными торговыми партнерами. За последние годы объемы взаимного товарооборота Узбекистана с государствами объединения выросли почти в два раза. Экономики наших стран во многом дополняют друг друга, даже по тем направлениям, где еще пару лет назад мы конкурировали. Успешно реализуются крупные проекты в металлургии, энергетике, машиностроении, сельском хозяйстве, текстильной и пищевой отраслях. Транспортные коммуникации и инфраструктура наших стран глубоко интегрированы и тесно взаимосвязаны.
При этом мы считаем, что развитие такого партнерства должно отвечать национальным интересам наших стран, основываться на принципах равноправия, взаимной выгоды и учета интересов друг друга.
Исполняющий обязанности Президента Кыргызстана Талант Мамытов:
— Участие в Евразийском экономическом союзе — приоритетное направление внешней политики Кыргызстана. Хотя союз достаточно молодой, он проходит достойный путь развития. Для кыргызской стороны важно формирование общего рынка газа. Этот вопрос остается одним из важнейших приоритетов нашего сотрудничества и одной из существенных составляющих в обеспечении энергетическими запасами наших стран. Учитывая особенности поставок газа в Кыргызскую Республику, считаю, что необходимо предусмотреть недискриминационный подход по доступу к инфраструктуре для транспортировки газа независимо от страны в целях обеспечения внутренней потребности государств — членов союза.
ИЗ ОБРАЩЕНИЙ АЛЕКСАНДРА ЛУКАШЕНКО В АДРЕС ЛИДЕРОВ СТРАН ЕАЭС И ГОСУДАРСТВ-НАБЛЮДАТЕЛЕЙ. САМЫЕ ЯРКИЕ ЦИТАТЫ
Президенту России Владимиру Путину:
— Мы все отмечаем, что времена непростые. Непростые они прежде всего для наших близких друзей и братьев — Российской Федерации. Вы видите, что острие атак из-за пределов нацелено на Россию. Мы это в Беларуси остро ощущаем. Поэтому, Владимир Владимирович, терпения вам и, как говорил первый Почетный председатель нашего союза Нурсултан Абишевич Назарбаев, Россия — стержень нашей интеграции. Куда от этого деться? Знайте, что мы всегда поддерживали Россию и будем поддерживать, потому что без нее не может быть интеграции на постсоветском пространстве.
Президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву:
— У нас был непростой високосный, 2020 год, непростым будет и 2021 год. Знаю, что в Казахстане год начнется с парламентских выборов. Мы хотели бы пожелать Казахстану успехов в проведении этой политической кампании. То, что она будет непростой, вы это видите и по Беларуси, и по другим странам. Поэтому мы будем болеть за вас, будем всячески поддерживать вас в создании стабильного, мощного, процветающего Казахстана.
Президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву:
— Мы уверены, что вы недолго будете наблюдать за нами и в ближайшее время примете решение и станете полноправным членом нашего союза, как вы очень правильно сказали, если это будет выгодно узбекскому народу. Вы знаете, что мы всегда ждем вас в нашем союзе как полноправного члена.
Президенту Кубы Мигелю Диас-Канелю:
— Куба только географически далека от нас, а исторически вы всегда были с нами. Мы хорошо знаем вас со времен Советского Союза. Уверен, что ваш вклад в расширение нашего экономического сотрудничества будет значительным. Уверен, что и Куба, и Венесуэла, с которыми мы все, члены союза, поддерживаем добрые отношения, будут хорошей основой для нашего сотрудничества со всей Латинской Америкой.
Президенту Молдовы Игорю Додону:
— Все, что имеет наш союз в отношениях с Молдовой, связано с вашим именем. Вы не уходите от политики, наоборот, исходя из моих наблюдений, будете играть еще большую роль в этой политике в силу той политической конструкции, которую имеет Молдова. Вы сыграете еще в жизни Молдовы весьма значительную роль. Я хочу от имени наших коллег заверить вас, что вы будете настоящим нашим другом. Мы всегда будем рядом с вашим народом и с теми, кто выражает чаяния и нужды вашего народа.
ИТОГИ ЗАСЕДАНИЯ
♦ Главы государств ЕАЭС утвердили Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
♦ Совету Евразийской экономической комиссии поручено утвердить в I квартале 2021 года план мероприятий по реализации стратегических направлений, правительствам государств-членов и ЕЭК — обеспечить реализацию документа.
♦ Комиссии даны поручения совместно со сторонами проработать вопрос цено- и тарифообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке газа ЕАЭС в рамках международного договора по формированию общего рынка газа союза, который должен быть разработан в 2021 году.
♦ Кубе и Узбекистану предоставлен статус государства — наблюдателя при ЕАЭС.
♦ Главы государств утвердили основные направления международной деятельности ЕАЭС на 2021 год.
♦ Подписаны соглашения об обмене информацией в сфере противодействия легализации отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу союза.
♦ Принято решение о переходе ко второму этапу формирования общего рынка газа. Главы государств поручили также в ближайшее время завершить мероприятия первого этапа. В частности, это касается доработки документа о единых правилах доступа к газотранспортным системам, расположенным на территории стран союза.
♦ Высший Евразийский экономический совет утвердил план мероприятий по гармонизации законодательства стран союза в нефтяной сфере.
♦ Главы государств рассмотрели подходы по совершенствованию механизмов применения в союзе специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мер.
♦ Был также затронут вопрос использования права вето, позволяющего одному государству заблокировать вступление в силу решение коллегии комиссии. Принято решение продолжить консультацию по данному вопросу. Главам правительств поручено на очередном заседании принять необходимое согласованное решение.
♦ Единый рынок услуг в сфере оценки имущества и области составления отчетности бухгалтерского учета заработает 1 января 2025 года. До 1 января 2022 года комиссия совместно со странами сформирует общие подходы к условиям осуществления общей оценочной деятельности.
♦ Главы государств назначили председателем Суда ЕАЭС Эрну Владимировну Айриян, а заместителем председателя — Константина Леонтьевича Чайку.
♦ В 2021 году председательствующей стороной в органах союза станет Республика Казахстан.
КОММЕНТАРИЙ
Михаил Мясникович, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии:
— Стратегия развития ЕАЭС до 2025 года — это историческое событие в рамках наших интеграционных процессов. Это документ, который позволит по-новому решать многие вопросы, я имею в виду переход на достаточно конкретные механизмы реализации вопросов интеграции. Договор, который был подписан в 2014 году, во многом исчерпал свою кинетическую энергию, и, безусловно, требуются новые и более совершенные подходы. Нам необходимо более полно задействовать промышленный потенциал, торгово-логистические возможности, чтобы обеспечить взаимную дополняемость экономик наших государств. В этом плане те поручения, которые были даны комиссии, мы берем как руководство к действию, потому что за этим новые рабочие места, новые интеллектуальные возможности. Особая новизна стратегических направлений интеграции до 2025 года в том, что они касаются в большей степени человека — образования, здравоохранения, передвижения граждан.
В этом году произошло некоторое снижение валового внутреннего продукта. По итогам десяти месяцев мы имеем минус 3,4 процента. Вместе с тем производство продукции сельского хозяйства составило 102,5 процента к уровню прошлого года. Это укрепление нашей продовольственной безопасности, более полное насыщение продовольственного рынка ЕАЭС. Не допущено падение объемов промышленного производства в отраслях обрабатывающей промышленности. Чтобы выйти на рубежи, которые обозначены в стратегии, нам надо прирастать каждый год по 4,5 процента. Причем следует иметь в виду, что коронавирусная инфекция в текущем году снизила ту базу, от которой мы планировали стартовать. Поэтому объем работы предстоит очень большой. Когда мы говорим о некой просадке ВВП, то объемы снижения основных показателей экономического развития, например, Европейского союза, значительно больше. Это свидетельствует о том, что в рамках ЕАЭС достаточно прочные связи, которые даже в этих сложных условиях позволяют обеспечивать довольно высокий уровень взаимной торговли.
Хочу еще раз обратить внимание на те инициативы, которые были выработаны на заседании ВЕЭС. Речь идет о совместном производстве самолетов. Очень аргументированно и конкретно были сформулированы предложения, чтобы наладить массовое производство высокоэффективной вакцины от коронавирусной инфекции. Это будет открывать возможности для восстановления перемещения граждан наших стран, потому что сегодня пандемия сдерживает движение.
Много было сформулировано поручений с короткими сроками исполнения. Это касается вопросов ветирования решений по антидемпинговым мерам для защиты интересов национальных товаропроизводителей от недобросовестного импорта из третьих стран, вопросов промышленной кооперации и многих других.
Я хочу подчеркнуть: заседание было не только конструктивным, но и заинтересованным, с выработкой конкретных предложений.
konon@sb.by
konoga@sb.by
deu@sb.by
Фото БЕЛТА