Комната Дома ремесел в Логойске напоминает музей гончарного искусства. Среди множества кувшинов, глечиков и латушек, сделанных руками Николая Стрельченко, замечаю пузатого красавца с выдающимися в стороны плечами и тонкой шейкой. Это сосуд для кваса. Его импозантная форма привлекла внимание посетителей недавней выставки в городе-побратиме Минска Чунцин в Китае. Они были поражены: белорусские глиняные гладыши имеют общие черты с теми, что создавались в Поднебесной до нашей эры.
Кружечки, гляки, свистульки из глины передают атмосферу белорусской крестьянской хаты. Прикасаешься к ним — и ощущаешь тепло глины, в которую мастер вдохнул жизнь. У Николая Федоровича есть свой секрет: хорошим человеком нужно быть, тогда и глина тебя услышит.
Еще мальчишкой он любил наблюдать за отцом, когда тот выплавлял фигурки из латуни, дверные ручки и разные необходимые в хозяйстве мелочи. Умение творить передалось и ему. Наблюдал за красотой природы в родной деревне Лазаревке, что в Речицком районе, потом пробовал рисовать пейзажи. Повзрослев, не сразу понял, что его профессия будет как-то связана с искусством. Работал водителем, машинистом холодильного оборудования. Потом решил записаться в ученики на завод керамических изделий.
— Чтобы познакомиться с азами профессии, пришлось тонны глины перевернуть, — говорит мастер. — Сейчас молодежь, которая приходит учиться ко мне, желает освоить навыки сразу. Но так не бывает. Если умелец за восемь часов работы может сделать 120 горшков, перебрав руками 200 килограммов глины, то ученик в десять раз меньше.
Гончарство — профессия Николая Стрельченко на протяжении вот уже тридцати лет. В Логойске он преподает мастерство и школьникам. В свободное время создает глиняные шедевры в собственной мастерской. На это у мастера уходит около двух тонн глины в год. Помимо глины, воплощать в жизнь творческие идеи ему помогают гончарный круг и печь.
— Берем кусок материала, бросаем в центр круга и нажимаем по очереди на педали, вот и вся премудрость, — с юмором говорит Николай Федорович. — А если серьезно, учиться гончарному искусству можно всю жизнь.
Взять хотя бы приготовление глины. Как превратить ее в красивый кувшин? Через интернет можно приобрести и красную, и белую, и черную глину в готовом виде. Но для эксклюзивных работ Николай Стрельченко по-прежнему часто использует дикую глину. Ту самую, из которой посуду и детские игрушки делали тысячелетия назад наши предки. К слову, гончарство известно в Беларуси еще со времен неолита, это около десяти тысяч лет до нашей эры.
— Выкапываю глину из оврагов и из-под холмов, — рассказывает мастер. — Сведения о местах, где есть глина, гончары передавали из поколения в поколение. Накопаешь, потом сушишь, замачиваешь. Иначе, если положить ее в воду сырой, она не размокнет. Затем нужно размять до состояния жидкой сметаны, удалить камешки, песок, корешки. Позже выкладываю материал на гипсовую форму и делаю руками массу наподобие пластилина. У каждого гончара — свой замес глины. А главный «ингредиент» — хорошее настроение мастера. Если подойдешь к работе с отрицательными мыслями, сделаешь пару кувшинов — и дальше дело не пойдет, глина откажется работать. Чтобы начать процесс заново, нужно поговорить с материалом, согреть его дыханием.
Если пирожки из теста пекут при температуре 180 градусов, то кувшины и глечики — от тысячи градусов. Чтобы глиняная посуда была прочной, ее выдерживают в печи при такой температуре до четырех часов. Тогда посуда приобретает серый цвет с легким оттенком серебристости. Чтобы глина была красной, можно по старинному гончарскому рецепту на этапе замеса подмешать в нее свекольный сок, для насыщенного синего оттенка — сок можжевеловых ягод. Интересный окрас приобретает кувшин, если перед отправкой в печь опустить его в огуречный рассол. В огне соленый раствор дает пузыри, и они, лопаясь, запекаются на боках кувшина, оставляя фактурные круги и овалы. Еще перед отправкой в печь кувшин можно окунуть в молоко, чтобы достичь нужного темного оттенка.
Интересно, что по тонкости шейки сосуда можно определить, для какого напитка он предназначался. Если горлышко широкое — для молока, если узкое — для воды, вина или кваса. Николай Федорович рассказывает, что изначально всю глиняную посуду в Беларуси называли горшками. Именно этот предмет сопровождал человека от рождения и до смерти: кашу в нем приносили во время крестин и за поминальным столом.
Глиняные шедевры Стрельченко — это не только посуда, но и игрушки, копилки, шкатулки, статуэтки фигурок людей и животных. Вот старенькую босоногую бабусю целует в щеку весельчак старичок. А это мышата с задорными хвостами и носами уселись на пеньке в обнимку. Примечательность изделий гончара из Логойска — стиль шаржа. Среди множества его героев — ни одного грустного персонажа. Некоторые выполняются целыми сериями, объединенными одной тематикой, а вот выражения лиц, жесты, характеры — всегда разные.
С галереей народных образов мастер выезжает на международные фестивали и конкурсы, всегда возвращается с дипломами. Но главной наградой Николай Федорович считает то, что древний народный промысел продолжают дети и его ученики.
kuzmich@sb.by