Дмитрий Крутой посетил компанию «Волма», выпускающую отделочные материалы.
Идем на «Волму»
Основная программа, конечно, касалась экономических вопросов. Дмитрий Крутой съездил на промышленные предприятия. Так, компанию «Волма», выпускающую отделочные материалы, с Беларусью связывают давние деловые отношения. Гипсовый завод в Сталинграде возвели еще в 1943 году, сразу после окончания боев — такой производитель был необходим для восстановления города. Сейчас в состав группы компаний входят восемь заводов в Волгограде, Воскресенске (Подмосковье), Ангарске (Иркутская область), селе Абсалямово (Татарстан), Челябинске, Оренбурге и Майкопе. Все эти предприятия производят в год свыше миллиона тонн сухих строительных смесей, 45 миллионов квадратных метров гипсокартона и около шести миллионов квадратных метров пазогребневых плит. Дмитрию Крутому показали, как идет работа в цехах.— В Республику Беларусь поставки шли из Воскресенска, где у нас находится самое крупное предприятие. Белорусский рынок небольшой, но более десяти лет у нас там действует торговый отдел, — рассказал учредитель компании Юрий Гончаров. — Рынки Украины и стран Балтии недоступны, польский сохранился процентов на двадцать.
Волгоградская компания внесла значимый вклад в экономику Беларуси, построив завод «Белгипс» в поселке Гатово Минской области. Это единственный производитель гипса в республике. Инвестиции в создание производства составили 72 млн евро. Капиталовложения «Волма» разделила поровну с германской фирмой Knauf, которая в 2017 году купила половину «Белгипса» у российских партнеров. Сейчас этот актив больше не принадлежит волгоградцам: свою половину они продали немецкому инвестиционному фонду DEG.
Однако это не значит, что волжане свернули деятельность в соседнем государстве: они строят завод в Жодино.
Здесь планируется выпускать гипсокартонные листы, устойчивые к агрессивным средам. Заработать производство должно в 2026 году, но реально запустить его готовы в 2024‑м. Впрочем, перспективы руководство компании сейчас оценивает крайне сдержанно. Ведь начинали строительство в совсем иных геополитических условиях. И ориентировались в качестве основного рынка сбыта на Европу, где такие аквапанели очень дороги. А вот белорусские будут на 40 процентов дешевле. Что возобладает для потенциальных клиентов: очевидная выгода или политические соображения — вряд ли кто-то с уверенностью предскажет.
Выход в коридор
Стратегические моменты обсуждали в администрации Волгоградской области. Нижневолжский регион заинтересовал Беларусь тем, что здесь за прошлый год совсем не просела промышленность: есть мощные металлургические и химические предприятия. Это также развитый агропромышленный комплекс.— Наши отношения имеют стратегический характер. В прошлом году товарооборот увеличился на 46 процентов. Растут и экспорт, и импорт, — говорит губернатор области Андрей Бочаров. — У 230 предприятий в Волгоградской области есть партнерские отношения с Беларусью, у нас шесть совместных компаний. Высокий уровень взаимодействия связан с позицией лидеров наших государств. И наша задача — больше интегрировать экономики.
Внешний торговый оборот двух сторон превысил 200 млн долларов. Это один из лучших результатов среди всех регионов РФ, ведущих экономическую деятельность с Беларусью. Дмитрий Крутой так и обозначил свою миссию: довести этот показатель до полумиллиарда. Сотрудничество укрепилось при предыдущем после Владимире Семашко. За последние три года волгоградские аграрии закупили в Беларуси немало сельскохозяйственной техники. Только тракторов — больше тысячи. Особенно тесное взаимодействие налажено с Витебской областью. О своей готовности расширить отношения с белорусскими партнерами заявил ряд волгоградских предприятий. 13 субъектов МСП уже заключили экспортные контракты с компаниями соседнего государства.
На встрече также обсудили перспективы школьного и молодежного туризма патриотической направленности. Вскоре стоит ожидать обмена детскими делегациями. Но сначала, видимо, состоится официальный визит главы Волгоградской области в Минск. Посол от лица руководства страны пригласил губернатора посетить Беларусь. По словам Крутого, желание приехать в Волгоград в 2023 году есть у главы Минской области.
Одним из ключевых вопросов является логистика. Волгоград входит в транспортный коридор Север — Юг. Это развитый железнодорожный узел и один из действующих на юге России аэропортов. А Волга и Дон, соединенные каналом, позволяют выйти в Каспийский и Азово-Черноморский бассейны.
— Наша республика в сложной ситуации. Поляки пытаются перекрыть транзит в Европу. Украинская граница вообще заминирована. А новые рынки Ирана и Индии для нас важны. Волгоград — узловой город коридора Север — Юг. Конечно, интересует и обратная загрузка транспорта, чтобы товары шли в обе стороны, — отметил Дмитрий Крутой. — Основные объемы поставок у нас приходятся на промышленность. Здесь представлена наша техника всех сегментов: и пассажирская, и коммунальная, и дорожная, и сельскохозяйственная.
Беларусь начала активно участвовать в программе электротранспорта в крупнейших городах Волгоградской области. Обсуждали концессию в сфере поставок трамваев и троллейбусов. Губернатор попросил о создании полноценного сервисного центра. Может быть интересным для белорусских машиностроителей перевод автомобилей на природный газ — соответствующая программа реализуется в Волгоградской области. Пока нет готовых решений по аграрной кооперации, но стороны увидели значительный потенциал и в этой сфере.
В ТЕМУ
В конце марта ожидается приезд в Волгоград Премьер-министра Беларуси Романа Головченко. Планируемый круг вопросов — это логистика, формирование хаба белорусских товаров, которые могли бы дальше транспортироваться в третьи страны, создание новых совместных производств. В рамках этого визита планируется провести совет по промышленности и энергетике, куда приглашены директора крупных предприятий с обеих сторон.
Роман Мерзляков
aprelev@inbox.ru