Более 14 лет проработал на реставрации Коссовского замка Михаил Дылько

Дворцовые своды делятся тайнами

Проданный наследниками за карточные долги, разграбленный в Первую мировую, сожженный в 1944‑м, изуродованный вандалами в послевоенное время — дворец Пусловских под Коссово пережил многое. Сейчас настали его лучшие времена. В конце минувшего года здесь завершена реставрация, которая по поручению ­­Президента велась с 2008 года. Всего в объект инвестировано более 34 миллионов рублей из республиканского и областного бюджетов. Почти каждый кирпичик здесь знает старший производитель работ филиала «Брестреставрация» Михаил Дылько. С ним мы и прошлись по винтажным лестницам и величественным залам этой жемчужины зодчества, заложенной в живописном месте 185 лет назад.


От попыток восстановления — к делу

— Если бы не целенаправленная политика государства по отношению к историко-культурному наследию, если бы не воля нашего ­­Президента, ничего бы я сегодня вам не показывал, — начинает разговор Михаил Дылько. — Я вырос в Коссово и своими глазами видел, как замок приходил в запустение. В юности вместе с друзьями мечтали пройтись по восстановленным залам, но никто не верил, что это осуществимо. У меня в семейном альбоме немало фотографий на фоне руин. Мы тут и рассвет после выпускного встречали, и пацанов в армию провожали. Такая была традиция.

История попыток возрождения дворца Пусловских насчитывает четверть века и сотни документов, направленных в самые высокие инстанции. Однако дело не шло. Всерьез заговорили о будущем графской резиденции только в 2004 году, после восстановления усадьбы Тадеуша Костюшко. В 2007 году дворцово-парковый ансамбль XIX века внесли в Государственный список историко-культурного наследия, годом позже — в государственную инвестпрограмму. И с 2008 года начались реставрационные работы. Михаил Дылько помнит тот день:

Михаил Дылько

— 11 марта было. После совещания стою я по колено в снегу напротив дворца, а мне говорят: «Начинай, прораб!» В глазах моих — страх, понимал, какая это ответственность. На тот момент опыта работы в реставрации у меня — всего год в Несвиже, а тут — руководи работами. Но это же была мечта всех моих сверстников — восстановить замок. В итоге отработал здесь 14 лет и 9 месяцев. Результатом доволен.

Реставрация велась поэтапно. В 2017 году в четырех залах дворца была открыта временная музейно-выставочная экспозиция.

— Работая на объекте, видел, как то и дело останавливались автомобили и к огражденному забором дворцу подходили люди. В один день с 8 до 17 часов насчитал 180 человек. Директор ОАО «Брестреставрация» Степан Приходько пошел к руководителю области с предложением открыть восстановленные залы для туристов, не дожидаясь окончательного завершения реставрации. Нашу идею поддержали, так появилась временная экспозиция и во дворец запустили посетителей, — рассказывает Михаил Дылько.


В 2019 году было создано государственное учреждение культуры «Коссовский дворцово-парковый комплекс», в состав которого вошли два объекта — мемориальный музей-усадьба Костюшко и дворец Пусловских. В 2022‑м комплекс посетили более 90 тысяч человек.

Михаил Дылько говорит:
— Туристы нередко интересовались, за какие средства идет реставрация. Спрашивали: ЮНЕСКО выделяет деньги, может быть, Польша? С гордостью говорил, что только Республика Беларусь.

 Навстречу солнцу

Реставрационные работы на объекте велись в сопровождении археологов. Находки были, но несущественные. Сундук с монетами и книгой — самое ценное. А еще голова статуи времен Пусловских.

Директор Коссовского дворцово-паркового комплекса Ирина Семенюк.

— Мне эту голову подбросил кто-то к прорабскому вагончику. Сейчас она в экспозиции. А установленные вдоль лестницы к дворцу скульптуры сделаны с учетом ее размеров, можно считать их достоверными копиями прежних, — делится интересными деталями Михаил Дылько.

А вот то, что каждая из 132 комнат (и ни одной проходной!) освещалась солнцем два с половиной дня в году, чистая правда. Михаил Николаевич проверил лично:

— Дворец построен с учетом годового солнечного цикла. 22 июня и 22 декабря солнце всходит в определенных точках, проходит через центр здания и садится в определенных точках. Сделал вывод, что известная гравюра Наполеона Орды с изображением дворца создана 22 июня, потому что солнце на рисунке попадает в крайнюю комнату.


Бородатая неясыть и Дама в черном

…Экскурсию по дворцу мы начинаем с подвального этажа. Сейчас здесь вспомогательные помещения и кабинеты сотрудников. Михаил Дылько обращает внимание на кирпичные своды в туалетной комнате — их обязательно показывают будущим архитекторам.

— Восстановили утраченные формы, — информирует наш провожатый.

Белый и Черный залы были восстановлены в числе первых. В Черном ­когда-то гости Пусловских играли в карты, очень уж это дело любил Лявон, сын построившего дворец Вандалина. Сейчас здесь в кресле восседает гипсовая скульптура Войцеха — инициатора появления роскошной резиденции, где ему не довелось побывать при жизни. Он умер за пять лет до начала строительства.

Михаил Николаевич вспомнил, что в ходе реставрации строители нашли здесь гнездо бородатой неясыти, а там — четыре птенца:



— Зовут меня ребята и советуются — что делать? Птица в международной Красной книге, символ Ивацевичского района. Позвонили в общественную организацию по охране птиц, те обещали приехать, но не приехали. Стали обзванивать зоопарки. В гродненском обрадовали, сказали, что живет у них сова, которая принимает всех птенцов. Сложили мы малышей в коробку и передали рейсовым автобусом Пинск — Гродно. К нашей радости, птенцы выжили.

Из Черного идем в Белый зал. Вид — шикарный. Золотистая лепнина, фрески, камин, белый рояль, старинные зеркала, часы. Здесь уже дважды прошел областной новогодний бал для одаренных учащихся и студентов.



— Изначально стены голые были. Ставили буржуйку, выводили ее в существующий дымоход, закрывали двери и вели штукатурные работы, отбиваясь от пчел, которые лезли из всех щелей, — вспоминает Михаил Дылько.

Идем в залы, где сейчас располагается гостиница из шести номеров на 19 мест. Стоимость за сутки проживания — от 125 за комнату до 555 рублей за графский номер со старинной отреставрированной мебелью.



— Не пустует гостиница?

— Молодожены номера снимают, россияне-путешественники, белорусы. Несколько раз были даже уроженцы Коссово.

— А графиня Ядвига Пусловская по ночам не является?

Администратор Алина Калиновская удивляет:

Алина Калиновская.

— Есть привидение! В четвертый номер приходит, мне не раз постояльцы говорили. Ночевала у нас молодая пара летом 2022 года. Утром приносят ключи, и молодая супруга рассказывает, что явилась дама в черном длинном платье с белыми волосами и фонарем в руке, прошлась по комнате и ушла. Девушка только к спинке кровати подвинулась и ноги поджала, но не испугалась, не стала будить мужа. От той дамы исходило тепло, она была приятная. Посмотрела, развернулась и аккуратненько вышла.

А еще постояльцы гостиницы в переходе могут увидеть обработанную камнеукрепителем печь в подвальном помещении — она под стеклом.

— Таких печей в замке было пять. Здание отапливалось теплом уходящих дымовых газов, — рассказывает Михаил Дылько.


Самым сложным в плане восстановления старший прораб называет Рубиновый бальный зал и фойе бального зала. По легенде, при Пусловских здесь был стеклянный пол, под которым плавали рыбки.

— Ни осколков стекла, ни скелетов рыб мы не нашли, — смеется реставратор. — Возможно, в полу действительно был аквариум, но вряд ли весь пол был стеклянным.

Сейчас на стенах этого зала — портреты известных личностей. Гедымин, Миндовг, Кейстут, Альгерд, Витовт, Ягайло, Войцех Пусловский, Лев Сапега, Михаил Клеофас Огинский… А также картины XIX века, гобелены, старинные канделябры.



Экскурсия по дворцу заняла у нас почти два часа. Работы в дворцово-парковом комплексе продолжаются. Предстоит еще обустроить парковую зону в окрестностях Коссовского замка.
Михаил Дылько подытожил, что это прекрасное место на белорусской земле возрождено благодаря усилиям многих людей:

  — Благодаря ­­Президенту, археологам, архитекторам, проектировщикам, строителям, художникам...




Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter