Локализация — около 80 процентов: вскоре на дорогах Минска появятся новые трамваи и электробусы

Движение в ритме столицы

В этом году запланировано обновление транспортного парка Минска. Как ожидается, по городу будут курсировать десять новых электробусов и 20 трамваев, оснащенных системой климат-контроля. Их производством занимается BKM Holding. Первые образцы уже на финишном этапе сборки. К концу месяца планируется их обкатка. Какими будут новинки — узнал наш корреспондент.

Бирюзовый в моде

Комфортно, безопасно и экологично — вот три кита, которые легли в основу новой пассажирской техники, производимой BKM Holding для нужд Минска. В 2023-м предприятие по заказу Минсктранса разработало и утвердило техническую документацию для выпуска новинок — современных трамваев и электробусов. Учитывалось все до мелочей: от расцветки до места водителя. 

В цеху сборки трамваев работа в прямом смысле кипит. Тут завершается сборка первых двух образцов техники. Кузов перетянули пленкой, чтобы не повредить окраску. Электрики заканчивают протяжку проводки, и в ближайшие дни специалисты приступят к монтажу пассажирских кресел. 

— Это полностью низкопольный односекционный трамвай модели Т811 с двумя моторными тележками, — рассказывает заместитель генерального директора по маркетингу и продажам Александр Казакевич. — Автономный ход новинки — до 1000 метров. Предусмотрена подготовка под систему беспилотного управления.

Александр Казакевич, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам.

К слову, модель Т811 уже известна белорусам. Но от предшественника у новинки остался лишь цвет — бирюзовый. Дизайн выполнен в стиле техники троллейбусов, электробусов и грузовиков серии Vitovt. 

— Силовой каркас кузова — цельнометаллический, сварной, из профилей из высокопрочной стали с вентиляционными отверстиями. Антикоррозионное покрытие обеспечивает защиту в течение пяти лет без необходимости дополнительной обработки кузова в процессе эксплуатации. Наружная обшивка кузова, в том числе крыши, выполнена из стеклопластиковых и алюминиевых панелей, устойчивых к коррозии. Это позволяет эксплуатировать трамвайный вагон не менее 30 лет, — добавил Александр Казакевич.

Конструкция кузова — инновационная. Пассажирам будет максимально комфортно. Про высокие ступени, по которым приходилось взбираться, можно забыть. Для обеспечения удобства посадки-высадки людей с ограниченными способностями к передвижению возле второй двери установлены аппарель и кнопка вызова водителя. Там же расположена просторная накопительная площадка, на которой одновременно могут разместиться пассажир с ограниченной подвижностью или с детской коляской и человек с собакой или велосипедом. Дверная система оборудована звуковой и световой сигнализацией режимов движения створок. Также тут предусмотрена система противозажимов и блокировок. Форма передней и задней маски выполнена таким образом, чтобы в случае попадания пешехода под трамвайный вагон его отбрасывало в сторону, а не затягивало под колеса. Вагон оборудован двумя зеркалами заднего вида с системой электроподогрева. Конструкция зеркал заднего вида обеспечивает 100-процентный обзор зоны посадки-высадки пассажиров вдоль бортов вагона на прямолинейном участке пути, а также «мертвой» зоны перед вагоном.


— Эргономичность пассажирского салона разработана в соответствии с современными тенденциями, он имеет увеличенную площадку для лиц приоритетных категорий. Имеется оптимальное количество мест для сидения в зоне низинного пола. Кроме того, есть система кондиционирования, автоматического пожаротушения, USB-разъемы для зарядки телефонов, Wi-Fi, GPS, мультимедийная система и, разумеется, система оплаты проезда, — пояснил заместитель генерального директора по маркетингу и продажам.

Вагон снабжен системой видеонаблюдения: одна камера записывает дорожную обстановку перед трамваем, вторая «присматривает» за водителем, а набор камер в салоне исключает слепые зоны. При необходимости запись в режиме онлайн передается на диспетчерский пункт. Это повышает безопасность перевозки пассажиров. 

В модели Т811 улучшена эргономика места водителя. Все органы управления скомпонованы в соответствии с оперативностью их использования во время движения. Сиденье позволяет водителю подобрать максимально удобное положение для управления вагоном, регулируется по высоте, наклону спинки и горизонтальному перемещению подушки сиденья.

— Кабина водителя отделена от пассажирского салона остекленной перегородкой с дверью, оборудованной замком. Дверь оборудована форточкой для продажи билетов. В отделении водителя расположены аппараты управления, сигнализации и контроля, предусмотрено место для медицинской аптечки, огнетушителя, вешалки для зимней верхней одежды водителя и место для хранения его личных вещей и сумки с мелким инвентарем и ценных вещей, — рассказал Александр Казакевич.

Гармоничное решение

Ожидается, что к концу года на дорогах Минска можно будет увидеть и современные электробусы серии Vitovt. На BKM Holding сейчас идет их финишная сборка. В новинках изменилась планировка салона. Транспорт оборудован системами кондиционирования, климат-контроля, USB-разъемами.

— Электробус Е433 Vitovt поставки 2024-го отличается от поставки 2018 года внешне не только светотехникой. Это техника особо большой вместительности, так называемые гармошки. Появилась отдельная дверь для входа в кабину водителя и кондиционер салона, — сообщил заместитель генерального директора. — Электробус выполнен с накопителями электроэнергии на базе суперконденсаторов. Время зарядки от 30 процентов занимает до десяти минут, запас хода до 15 километров. Пассажировместимость — 140 человек, 36 мест для сидения. Есть накопительные площадки с местом, оборудованным для размещения маломобильных граждан в креслах-колясках. 

Транспорт также оборудован системой климат-контроля, видеонаблюдения, USB-разъемами. Максимальная установившаяся скорость — 60 км/ч. Пневматическая подвеска оборудована системой наклона кузова. Предусмотрена также антиблокировочная система тормозов и противобуксовочная система.

— Электробус оборудован системой накопления электроэнергии, образующейся при торможении. Срок службы ведущего моста, системы суперконденсаторов и гарантия на каркасы кузова — десять лет, — добавил Александр Казакевич.

Технологичный ответ

Любопытный факт. В новом трамвае — свыше 10 тысяч различных деталей, а в электробусе и вовсе около 12 тысяч. И что самое важное — уровень локализации достигает 80 процентов: 

— На следующий год планируется изготовить и поставить Минску чуть более 40 электробусов особо большой вместительности. Но на них уже будет установлена гибридная система зарядки (ночная зарядка от розетки и зарядка от пантографа на маршруте) для увеличения пробега на одной зарядке, с одной стороны, и повышения пассажировместимости относительно машин с ночной зарядкой — с другой. Кроме того, предусматриваем поставить свыше десяти низкопольных трамваев.
К новинкам проявил интерес и российский потребитель. Ожидается, что белорусские сочлененные электробусы будут курсировать по Санкт-Петербургу и городам Южного Федерального округа Российской Федерации,
— сообщил заместитель генерального директора.

Низкопольный односекционный трамвай модели Т811:

 Длина кузова — 16,50 м

 Ширина — 2,5 м

 Высота — 3,7 м

 Количество пассажирских дверей — 4 

 Максимальная пассажировместимость, места для сидения — 160 чел/33 мест (4 из которых на низком полу)

 Скорость до 75 км/ч 

 Мощность электродвигателей (кВт) — 288 (72х4)

Электробус Е433 Vitovt:

Время зарядки от 30 процентов занимает до десяти минут

 Запас хода до 15 км

 Пассажировместимость — 140 человек, 36 мест для сидения (восемь на полу)

 Максимальная установившаяся скорость — 60 км/ч
sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter