Минтранс: в Беларуси в этом году отремонтируют более 4 тысяч километров местных и республиканских автодорог

Движение в нужном направлении

Одна из сфер, которая формирует имидж страны и говорит о качестве жизни, — дороги. В целом на постсоветском пространстве в Беларуси одни из лучших магистралей и трасс, но с учетом высокой интенсивности движения и особенностей нашего климата дороги изнашиваются. Совершенствованию дорожной сети Президент уделяет большое внимание. В июне 2023 года на совещании с руководством Совета Министров Глава государства в очередной раз поднял вопрос о приведении дорог в порядок: «Наших граждан весьма беспокоит качество дорог. Что тут говорить, все на автомобилях, у некоторых по два-три на семью. Да, было время, когда Беларусь достигла высокого уровня по состоянию дорожного покрытия и стала примером для многих на постсоветском пространстве. Но стоило только немного ослабить контроль, как ситуация стала ухудшаться». Президент дал поручение отремонтировать все дороги. Мы узнали, как выполняется поставленная задача, а также о планах на нынешний год.

Цифры скажут всё 

В начале прошлого года на дороги и мосты планировалось направить около 800 миллионов рублей, что давало возможность отремонтировать 1,5 тысячи километров автодорог и 3,5 тысячи погонных метров мостовых сооружений. Однако впоследствии планы поменялись. Начальник главного управления автомобильных дорог Минтранса Григорий Глазко рассказал, какие именно внесли коррективы:

— Правительство нашло дополнительные средства, и в результате сумма на приведение дорог в надлежащее транспортно-эксплуатационное состояние составила 1,4 миллиарда рублей. Это позволило сделать гораздо больше, чем планировали изначально: в прошлом году в стране отремонтировали 3,3 тысячи километров дорог и 4,8 тысячи погонных метров мостов.

Совершенствованию и развитию дорожной сети в нашей стране уделяется большое внимание.

На усовершенствование республиканских дорог в 2023-м потратили около 1 миллиарда рублей (отремонтировано почти 1,5 тысячи километров), на местные дороги — около 430 миллионов рублей (1,8 тысячи километров). 

— В 2023 году объем средств, выделенных на возведение, реконструкцию и ремонт местных и республиканских автодорог, увеличился в полтора раза к уровню 2022-го. Автодорог было отремонтировано больше на 145 процентов, чем в 2022 году, мостовых сооружений — на 126 процентов, — отметили в Минтрансе.

Хозяйский подход

В профильном ведомстве перечислили объекты реконструкции, на которых трудились в минувшем году. Один из основных проектов — коридор на Санкт-Петербург, это автомобильная дорога Р-46 Лепель — Полоцк. Ввод половины участка реконструируемой дороги со стороны Полоцка запланирован в 2024-м. Вторая половина со стороны Лепеля запланирована к вводу на 2026 год. Кроме того, начат капитальный ремонт участка Р-46 от Полоцка до границы с Российской Федерацией, ввод которого планируется в 2024-м. 

— Среди важных объектов — реконструкция автодороги М-11/П 2 Подъезд к Лиде от автомобильной дороги M-11/E 85, М-3 от Логойска до Плещениц, Р-53 на участке от Смолевичей до Жодино — их ввод также запланирован на этот год, — перечисляют в Минтрансе. 


Раньше срока реконструировали восемь километров автодороги Р-99 Барановичи — Волковыск — Пограничный — Гродно (на участке от Зельвы до Волковыска). На объекте проведено качественное улучшение покрытия, нанесена разметка пластиком, что будет обеспечивать ее долговечность и видимость в любых погодных условиях, оборудован участок дороги автобусными остановками и павильонами, установлено ограждение от диких животных, освещение в опасных местах. 

На максимальных оборотах

На 2024 год планы не менее грандиозные: на ремонт и реконструкцию автодорог общего пользования планируется направить 2,2 миллиарда рублей, или 153 процента от уровня 2023-го.
Это позволит отремонтировать около 4,3 тысячи километров дорог и 5,3 тысячи погонных метров мостовых сооружений на них (рост 130 и 110 процентов соответственно к объемам 2023 года). 

Григорий Глазко озвучивает более подробную статистику:

— На республиканские дороги в 2024 году планируется направить 1,3 миллиарда рублей: это даст возможность отремонтировать около 1,7 тысячи километров дорог и 4 тысячи погонных метров мостов. На местные дороги — 0,9 миллиарда рублей, что позволит отремонтировать около 2,6 тысячи километров местных дорог и 1,2 тысячи погонных метров мостов. 

Основными объектами, планируемыми к началу реконструкции в текущем году, являются участки автодорог Р-53 от Жодино до Борисова, Р-6 Ивацевичи — Пинск — Столин, км 87 — км 90 (выезд из Пинска), Р-122 от Могилева до Чаус, а также мост через реку Сож на автодороге Р-30 Гомель — Ветка — Чечерск — Ямное.

— Совершенствованию и развитию дорожной сети в нашей стране уделяется большое внимание. В 2023 и 2024 годах отмечено значительное увеличение объемов финансирования и объемов выполнения физических показателей по ремонту дорог и мостов, что напрямую влияет на повышение комфорта и безопасности передвижения населения по автомобильным дорогам Беларуси, — подытоживает Григорий Глазко. — Все планы по ремонту и реконструкции дорог будут выполнены, Минтранс нацелен именно на это.

Время налаживать мосты

Кроме дорог общего пользования, огромное внимание уделяется мостовым сооружениям. Всего в стране их насчитывается более 5 тысяч, общая протяженность — свыше 185 тысяч погонных метров. 

— Ремонт проводится ежегодно — в рамках программы дорожных работ на местных и республиканских автодорогах, — отмечают в Минтрансе. — Так, в 2023-м в стране отремонтировано 107 мостовых сооружений общей протяженностью 4,8 тысячи погонных метров, в том числе 54 мостовых сооружения на республиканских дорогах (3,3 тысячи погонных метров) и 53 моста на местных дорогах (1,5 тысячи погонных метров).

В этом году планируется отремонтировать 89 мостовых сооружений (5,3 тысячи погонных метров) на автодорогах общего пользования. Из них 67 (4,1 тысячи погонных метров) — на республиканских дорогах и 37 (1,2 тысячи погонных метров) — на местных.


В Минске в 2024 году планируется капитальный ремонт пяти путепроводов. Объекты расположены на проспекте Жукова над улицей К. Либкнехта, между улицей Московской и проспектом Независимости, на улице Долгобродской над улицей Ванеева и железной дорогой Минск — Москва, над железнодорожными путями на улице Ваупшасова. Также продолжится капремонт путепровода от улицы Московской до улицы Чкалова, который стартовал в 2023 году. Планы сформированы по результатам технических осмотров объектов.

Директор УП «Горавтомост» Павел Важник рассказал, что объем финансирования работ оценивается в 11 миллионов рублей. Для выполнения этих задач необходимо приобретение специализированной техники.

Система будущего

Павел Важник акцентировал, что в столице создается единый центр автоматизированного мониторинга состояния мостов и путепроводов. Сначала к системе был подключен один путепровод на проспекте Победителей через улицу М. Богдановича. Его оборудовали специальными датчиками во время реконструкции. Вторым объектом, по которому информация поступает онлайн, стала транспортная развязка на 25-м километре МКАД через автомобильную дорогу Минск — Дзержинск.

С учетом высокой интенсивности движения и особенностей нашего климата республиканские и местные дороги требуют постоянного внимания со стороны дорожников.

— К концу января у нас будет концепция программы по оборудованию мостов и путепроводов Минска мобильными датчиками, — отмечает директор УП «Горавтомост».

По его словам, совместно с «БелдорНИИ» разработан перечень из десяти объектов, нуждающихся в постоянном контроле, оборудовании мобильными системами мониторинга. Получаемая информация позволит рационально планировать работы по содержанию мостовых сооружений города и их реконструкции. Специалисты на экране монитора смогут отслеживать микроперемещения элементов относительно базовой точки. Если они выйдут за допустимые параметры, датчик пришлет сигнал тревоги. 

Планируется, что установку датчиков будут включать в технические условия для капитального ремонта и строительства мостов.

У «Горавтомоста» есть еще одно смежное направление для цифровизации. У предприятий — владельцев автодорог общего пользования более 20 лет успешно функционирует «Система управления состоянием мостов». Это системный продукт, предназначенный для внесения, хранения и обработки информации по мостовым сооружениям, оценки их состояния по имеющимся дефектам. На данный момент в системе хранится информация обо всех мостовых сооружениях на дорогах республики, но не Минска. Павел Важник добавляет:

— Достигнута договоренность о возможности внедрения веб-приложения по транспортным сооружениям столицы. Это позволит нам снизить трудоемкость сбора, обработки информации, повысить оперативность ее представления, совершенствовать учет, контроль и отчетность, формировать «историю» мостовых сооружений, контролировать актуальность информации о состоянии сооружений, а также периодичность осмотров и ремонтов. В приложении можно будет вносить информацию по дефектам мостовых сооружений и отслеживать их развитие во времени, рассчитывать оценку состояния мостового сооружения и всех его конструктивных элементов, просматривать их схемы, фотографии.

ФАКТ

Общая протяженность дорог нашей страны — почти 87 тысяч километров, на каждого жителя приходится около девяти метров. Общей длины белорусских трасс с лихвой хватит на то, чтобы дважды опоясать земной шар по экватору.

uschenchik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter