50 оттенков успеха
Про качество на Минском моторном заводе работникам главного сборочного цеха напоминать нет необходимости. Ежедневно, когда приходят на работу, их встречает баннер «Люди — наша ценность! Качество — наше достояние!». А в Год качества, объявленный Главой государства, этот слоган приобрел особый смысл. Руководство предприятия амбиций не скрывает. Цель — в ближайшее время стать одними из первых обладателей Государственного знака качества, утвержденного в 2024-м. Как этого добиться — знают. В копилке завода уже есть подобная высокая награда. Ее ММЗ получил в 1971 году — Знак качества советских времен. Эту премию тогда можно было заслужить только высокими стандартами в работе и уникальным подходом в разработках.— Высокую награду наш завод получил за «пятидесятку», — вспоминает 91-летний Виктор Горштейн, отдавший предприятию 40 лет трудовой жизни. Так тут называют легендарный двигатель Д-50. — Очень удачными оказались геометрия двигателя и его мощностно-экономические показатели. Эта же размерность, хоть и с небольшими изменениями в конструкции, используется до сих пор. Д-50, по сути, задал тенденцию на десятилетия вперед. И все современные двигатели ММЗ, устанавливаемые на сельскохозяйственную технику, унаследовали лучшее по своим параметрам и характеристикам именно от этой модели.
К достоинствам «пятидесятки» кроме удачной размерности, простоты в ремонте и надежности в эксплуатации Виктор Аркадьевич отнес высокий ресурс и хорошие экономические показатели: расход топлива и масла.
— Это был абсолютно новаторский для СССР мотор. Сейчас поражает тот факт, что Д-50 по-прежнему эксплуатируется в некоторых частных хозяйствах, хотя его выпуск был прекращен в 1980-м для внутреннего рынка, а для внешнего — в 1990-м. То есть этот двигатель используется уже более 60 лет — уникальное явление в мире моторов для техники, работающей в сложных географических условиях.
Экспертная комиссия в Москве внимательно рассматривала кандидатов. И в 1971 году Минский моторный завод сумел выиграть жесткую конкуренцию с заводом во Владимире, доказав в процессе проведения испытательных работ и эксплуатации, что он достоин этого знака. К примеру, моторы из Владимира на тот момент были с воздушным охлаждением, а минские — с жидкостным, что являлось значительным преимуществом. Любопытным является факт, что в наши дни Китай выпускает моторы с размерностью, практически аналогичной легендарному Д-50.
Преемственность как основа
Мотор Д-50 в свое время высоко поднял планку, которую ММЗ до сих пор держит на должном уровне. За качество своей продукции предприятие спокойно.— Если говорить языком стандарта, то качество — это удовлетворенность потребителя: он выставляет оценку за нашу продукцию, тем самым подтверждая ее качество, — говорит директор по качеству продукции и техническому сервису Минского моторного завода Иван Бакун. — Большую роль играет сервис продукта на его жизненном цикле: минимально короткие сроки для восстановления, реакция на претензии, обучение персонала. Все эти критерии и приводят к удовлетворению потребителя.
К слову, в договорах на поставку моторного завода прописано, что любой потребитель его продукции должен стать на сервисное сопровождение в центрах ММЗ. На весь реализуемый товар предоставляется гарантия. Предприятие принимает на себя обязательства выполнять устранение отказов, вызванных дефектами производства, в течение гарантийного срока, установленного в договоре купли-продажи или оказания услуг. Одним из новшеств по улучшению качества продукции стала брендированная линейка масляных, топливных и воздушных фильтров завода.
— Для поддержания решений, принятых Главой государства, мы сделали акцент на улучшении качества производимой продукции как на основной задаче 2024-го. И формируем ответственность за результат своего труда у коллег, — продолжает Иван Бакун. — Однако качество зависит и от оборудования, на котором работают люди. Уже немало сделано для модернизации производства, работа будет продолжена. В текущем году планируется совершенствование оборудования по развесу шатуна, установке некоторых деталей, имеющих повышенный риск возникновения несоответствий. Много внимания будет уделено повторяющимся дефектам.
Чтобы объединить персонал, техническую составляющую на выполнение общей цели, командная работа по улучшению качества проводится уже с 2023-го.
— Издан новый стандарт «Система менеджмента качества постоянно действующей комиссии по качеству, технические совещания по вопросам качества», которым обязаны руководствоваться все подразделения. Система менеджмента качества предприятия — это объединение всех служб завода в одно целое для создания продукта, который соответствует требованиям потребителя. Эта система обеспечит его удовлетворенность: ожидаемый результат должен устраивать человека по всем параметрам, — констатировал директор по качеству продукции и техническому сервису ММЗ.
Качество — дело общее
Развитие системы менеджмента качества на Минском моторном заводе идет от обнаружения проблемы. Основная задача — поднять ответственность у сотрудников за результаты своего труда и не допустить сокрытия проблем. Ведь как только это произойдет, завод прекратит свое развитие. Для упрощения понимания сотрудниками процессов развития системы тут внедряют стандартные методы, например 8D: за восемь шагов необходимо найти выход из создавшегося положения, сделать так, чтобы в будущем неблагоприятный результат не повторился.— Таким образом, каждый из сотрудников ММЗ вносит неоценимую лепту в поддержание функционирования производства, обеспечение высокого качества производимой продукции и продвижение белорусской промышленности на мировой арене. А в нынешний Год качества у предприятия есть все шансы достичь высоких показателей и достойных оценок, не сбавляя темпы по выпуску качественной продукции, — заверил Иван Бакун.
Сейчас для цифрового обозначения дефектности используется шкала измерений в миллионных долях — ppm. Если это перевести на количество ошибок, допускаемых работниками, то на каждого будет введено не более одной ошибки в год.
— Система менеджмента качества — это и есть работа предприятия. Первым и основным пунктом является то, что система должна постоянно совершенствоваться. Без этого движения она умирает.По заключению таких компетентных органов, как БелГИСС, БелГИМ, система менеджмента качества на Минском моторном заводе — одна из лучших в Республике Беларусь. Мы стремимся постоянно ее улучшать, — добавил директор по качеству продукции и техническому сервису ММЗ. — Собирая двигатель из 300 комплектующих, моторный несет ответственность за каждого поставщика и берет на себя обязательство заниматься их развитием до уровня, удовлетворяющего потребителя.
С пользой для дела
Высокое качество производимой продукции и повышение уровня профессионализма трудового коллектива позволяют предприятию успешно развиваться. Об этом лучше всего скажут цифры. За 2023-й холдингом «Минский моторный завод» произведено промышленной продукции на 13,5 процента больше, чем за аналогичный период 2022 года. На предприятии трудятся свыше 4 тысяч работников, среднемесячная заработная плата за год выросла на 17,1 процента. Что важно, выполнено большинство ключевых показателей эффективности, доведенных Правительством и Министерством промышленности. Обеспечено выполнение задания по энергосбережению, рентабельности продаж в промышленности, чистой прибыли. Также выполнено задание по снижению уровня затрат на производство и реализацию продукции.— Выполнены все обязательства по поставкам продукции на внешние рынки, — говорит генеральный директор холдинга Александр Ботвинник. — Прирост экспорта составил 14,4 процента по сравнению с 2022-м. В структуре экспорта положительная динамика обеспечена по всем основным группам товаров: двигателям, специальной технике, запчастям.
Сегодня география поставок продукции ММЗ насчитывает 24 страны. Более 87 процентов продукции идет на рынок России, около 8 — в страны СНГ и 4,6 — в дальнее зарубежье.
— В прошлом году ММЗ расширил товаропроводящую сеть на перспективных рынках, заключив новые дилерские договоры с компаниями Российской Федерации, Республики Кыргызстан, в Азербайджане и Болгарии. Компании специализируются на поставке двигателей и запасных частей к сельскохозяйственной технике, — отметил гендиректор холдинга. — Продукция завода расширяет свое присутствие в Казахстане. На базе торгового дома в Астане организован крупный склад оригинальных запасных частей и спецтехники для обеспечения потребителей качественной продукцией в короткие сроки. Заключен контракт и осуществлена пилотная поставка двигателей для производства спецтехники в адрес венгерской компании. После получения сертификата на продукцию компания готова продолжить сотрудничество.
А для расширения объемов реализации продукции на первичный рынок отечественный производитель моторов развивает сборочное производство дизельных двигателей в Казахстане. Ведутся также переговоры по локализации производства специальной техники с двигателем ММЗ на рынке Узбекистана.
Для холдинга 2023-й ознаменовался достижением успешных договоренностей и активного развития сотрудничества с предприятиями Российской Федерации. Заключены соглашения о поставках сотен двигателей, моторокомплектов и запасных частей в адрес потребителей различных регионов России.
— Темп роста экспорта двигателей в Российскую Федерацию за прошлый год в количественном выражении составил 107,1 процента, а темп роста запасных частей — 151,2. Темп роста всей экспортируемой в РФ продукции в стоимостном выражении — 117,5 процента, — добавил Александр Ботвинник. — Товаропроводящая сеть в Российской Федерации по реализации двигателей и запасных частей сегодня представлена пятью дилерскими компаниями и более чем 60 предприятиями промышленной сборки. Их количество постоянно увеличивается. География регионов пополнилась предприятиями российских городов — Тулы, Ижевска, Калуги, Самары и Санкт-Петербурга.
Задачи на завтра
При этом предприятие идет по пути диверсификации выпускаемой продукции. Активно развиваются производство и реализация спецтехники: дизель-генераторных, дизель-насосных установок, компрессорных станций.— В 2024-м планируем увеличить объем выпуска двигателей в соответствии с меняющейся структурой спроса, существенно прибавить в производстве специальной техники, полностью удовлетворив потребности внутреннего и внешнего рынков, выполнить намеченные задачи инвестиционного развития, приступить к реализации важнейших для себя инновационных проектов, — добавил гендиректор ММЗ.
Не секрет, что залог успешной работы любой организации — продуманная и грамотно проводимая инвестполитика. Одна из приоритетных тем инвестиционного развития холдинга в текущем году — развитие производственных мощностей по выпуску малолитражных трех- и четырехцилиндровых двигателей с рабочим объемом 1,6 и 2,1 литра соответственно, а также шестицилиндровых двигателей с рабочим объемом 7,98 литра.
— Для этих целей предусматриваются закупка и ввод в эксплуатацию 15 единиц горизонтальных трехкоординатных обрабатывающих центров с ЧПУ, специальных станков с ЧПУ для микрофинишной отделки коренных и шатунных шеек коленчатых валов и опорных шеек и кулачков распределительных валов. Кроме этого, будут приобретены современные шлифовальные станки с ЧПУ для обработки наружных поверхностей коленчатых и распределительных валов в количестве пяти единиц, — сообщил Александр Ботвинник. — В рамках развития материально-технической базы испытательного центра планируется внедрение современного стенда с системой автоматизированного управления для испытаний двигателей мощностью до 270 кВт и климатическая камера для оценки пусковых качеств дизельных двигателей.
Инвестиции предусматриваются также в инструментальное производство — ожидается, что в эксплуатацию будут введены два пятикоординатных обрабатывающих центра, что позволит снизить технологические ограничения при изготовлении режущего и вспомогательного инструмента. Для создания производственных мощностей по выпуску двигателей большой мощности с рабочим объемом до 70 литров будет поставлен и введен в эксплуатацию многоцелевой обрабатывающий центр с ЧПУ для обработки базовых крупногабаритных корпусных деталей длиной более двух метров.
sichevich@sb.by