Что будет грозить неплательщику? Когда новшества вступят в силу? Об этом и не только «НГ» рассказал Игорь Комаровский, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи.
— Финансовые вопросы прежде всего сложны тем, что для их разрешения нужно учитывать интересы многих сторон. Как в депутатском корпусе идет выработка приемлемого для всех механизма «налога на дороги»?
— Специалисты предлагали разные варианты — от включения сбора в цену топлива до трансформации в платеж за пользование дорогами. Пока остановились на втором. Оплата, скорее всего, будет дифференцирована по месяцам и годам. Это ощутимая экономия для тех, кто садится за руль нечасто. Появляется возможность своеобразной рассрочки для водителей, у которых нет средств для единовременной уплаты госпошлины за один или два года. Для физлиц ежемесячные ставки дорожного сбора планируются на 10 процентов ниже действующей, при оплате за год будет предусмотрена скидка 20 процентов. Для организаций снизить налог хотят на 20 процентов. Размер платы будет зависеть от массы автомобиля. В перспективе можно будет все оформить не выходя из дому через ЕРИП.
Конечно, мы изучали международный опыт. Например, в США налог на авто включен в цену топлива. В Японии платить нужно в три этапа: при покупке машины, в момент регистрации плюс ежегодный сбор. Похожие пошлины есть в России. Однако нам важно учитывать наши реалии, отталкиваясь от своей истории и своих традиций.
К слову, большинство граждан предлагали включить дорожный сбор в стоимость топлива. Но это рискованный шаг. Причины, по которым такой вариант не подходит, — единовременный рост цен на бензин, а также инфляционное влияние на экономику.
— В Беларуси зарегистрировано 4,5 миллиона транспортных средств, из них 3,7 миллиона — собственность физлиц. При этом дорожный сбор платят далеко не все. Новый механизм решит проблему?
— Многие рассуждали так: мол, проще заплатить штраф, чем отдавать деньги за дорожный сбор вместе с техосмотром. В результате — недополученные в бюджет средства и угроза безопасности на дорогах. Конечно, идеального варианта нет. И какой бы мы механизм ни выбрали, всегда найдутся критики. Главная задача для Правительства и депутатов сделать так, чтобы сохранялись принципы справедливости и соразмерности. Я понимаю дачников и пенсионеров, у которых возникает вопрос: почему я должен платить за год, если сажусь за руль пару раз в месяц? Мы активно обсуждаем эти наболевшие моменты. Важно, что льготы для социально уязвимых категорий граждан — ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов — сохранятся. Парламентарии также уверены, что особые условия нужно создать и для пенсионеров. Формат оплаты должен быть удобным и справедливым для всех.
— Какой штраф грозит нарушителям?
— Сейчас наказание составляет максимум 3 базовые величины (81 рубль). Новые правила могут установить штраф в размере двух годовых ставок дорожного сбора. Правда, после санкций нарушитель будет на год освобожден от внесения сбора. По расчетам Минфина, после внедрения механизма бюджет может получить дополнительные 150 миллионов рублей в дорожном фонде за год.
Второй момент. Мы совершенствуем КоАП, и здесь важно, чтобы неуплата не становилась отдельной административной ответственностью, а оставалась гражданско-правовым механизмом. Контроль должен проходить в автоматическом режиме, например, по камерам видеофиксации. Ведь присутствие на дороге инспектора ГАИ должны связывать не с применением санкций, а оказанием помощи участникам дорожного движения. Предполагается, что за неуплатой дорожного сбора будет следить Транспортная инспекция.
Думаю, новый механизм будет введен весной 2021 года. Но на процесс запуска оплаты через ЕРИП понадобится несколько месяцев.
— Качественные дороги — один из приоритетов государственной политики. Ключевые инвестиции вкладываются в магистрали, соединяющие столицу с областными центрами. Однако требуют преобразования и многие региональные дороги. Что здесь планируется сделать?
— В Беларуси большое внимание уделяется вопросам развития дорожно-транспортной сферы. И на ее совершенствование, как правило, деньги идут из бюджета. Поступления формируются в том числе и за счет пошлин за участие в дорожном движении, пользование платными дорогами и так далее. Ключевую роль в развитии автомагистралей играют государственные программы.
Из 86,9 тысячи километров наших автомобильных дорог более 70 тысяч приходится на местные, остальные — республиканские. Плотность сети автодорог общего пользования в нашей стране одна из самых высоких в СНГ. Много сил и средств вложено в обновление автотрасс, которые соединяют Минск с областными центрами, идет реконструкция мостов и путепроводов. Возможно, в какой-то степени вопросы местных дорог ушли на второй план. В ближайшей пятилетке эту ситуацию исправим.
— Через нашу страну проходят товарные потоки как с востока на запад, так и в обратном направлении. Что нужно для более быстрого развития транзитного потенциала Беларуси?
— Высокий уровень наших трасс отмечают многие перевозчики и автотуристы. Разрешительная система всегда влияла на вопросы доступа наших перевозчиков на внешние рынки, а также в зеркальном направлении. В конце 2019-го вступило в силу соглашение о безразрешительном принципе выполнения перевозок с Молдовой. В этом году были достигнуты договоренности с Украиной. Но в данном вопросе нам предстоит еще много работы.
Второе. Пресечение границ, таможенный контроль, документальное оформление должны быть максимально простыми и быстрыми. Цифровизация процессов в транспортно-логистической сфере приведет к снижению административных и временных затрат, ускорит сроки доставки грузов, что в итоге сократит расходы транспортной составляющей в стоимости товаров.
Третье. Совершенствование дорожной инфраструктуры — развитие систем СТО, придорожного сервиса, сети заправок. Уверен, эти шаги станут дополнительным катализатором улучшения транспортно-логистического потенциала Беларуси.
— Мировой тренд — переход на электромобили. Но сегодня электрокары — очень дорогое удовольствие. Что нужно сделать, чтобы электротранспорт был доступен каждой белорусской семье?
— Конечно, личное авто — это определенный уровень комфорта, но, на мой взгляд, нам нужно активнее пользоваться общественным транспортом. На столичных улицах в час пик — пробки. Но почему бы тем, кто живет за МКАД, в спальных районах, но работает в центре, не приезжать к метро или крупному транспортному узлу на окраине, оставлять машину на специальной стоянке и ехать дальше на метро, автобусе или троллейбусе.
В стране разрабатывается комплексная программа стимулирования перехода пассажирских перевозок на электротранспорт. Сделать это планируется до 2025 года. Подспорьем здесь стал ввод в эксплуатацию БелАЭС.
Думаю, нам также стоит активнее развивать направление персональных компактных средств передвижения. Гироскутеров, электросамокатов на улицах наших городов должно быть больше. Конечно, в погоне за экологичностью и свободой передвижения нужно не забывать о взаимном уважении и безопасности на дороге.
hilkok@sb.by