![](/upload/iblock/c44/c44de9f49ea0553f319ea496d366601a.jpg)
ИСТОКИ создания «Хотиславян» берут начало с 1988 года. Тогда их будущий руководитель Галина Хомик жила и работала в украинской деревне Кортелесы Ратновского района. Правда, уже на тот момент она была тесно связана с белорусским фольклором. Каким образом?
— Вместе с девчатами из деревни Мокраны Малоритского района создали международный коллектив, гастролировавший чуть ли не по всему СССР. Мы были очень востребованы: нас приглашали в Минск, Львов и другие крупные города, — вспоминает Галина Ивановна. – Исполняли всегда только аутентичные песни, а выступали исключительно в национальных костюмах. Единственный момент, у белорусок и украинок были разные головные уборы: первые носили кокошники, а вторые — платочки.
![](/upload/iblock/876/8761d8188aecf7d2c6235cca16738824.jpg)
Постепенно сформировался костяк ансамбля, и уже в 1991 году «Хотиславяне» отправились на свои первые гастроли на международный фестиваль украинского фольклора «Берагіня» в Луцк. Тамошнюю публику белорусские артисты покорили сильными голосами и самобытной культурой. Особой популярностью коллектив пользовался и на родине. В 1995 году, например, «Хотиславяне» стали лауреатами областного фестиваля фольклорного искусства в Иваново «Галасы Палесся», а затем не раз привозили призовые места уже с белорусской «Берагіні».
В 2000 году у Галины Ивановны возникла мысль создать еще один фольклорный коллектив. Только детский, чтобы для «Хотиславян» подрастала смена. Так здесь появился клуб любителей фольклора «Крынічка», который чуть позже получил звание образцового и сменил название на «Вясковую табалу». Вместе с молодежью руководитель начала проводить различные уникальные обряды. На одном из таких, «Ивановы ягоды», юные таланты заметил польский историк-этнограф Дорофей Фионик, который пригласил «Вясковую табалу» поучаствовать на Дне славянской письменности в Бельск-Подляски. Там дети не только с успехом выступили, но и поведали о местных легендах, а затем вместе со всеми, согласно обряду, отправились в лес за земляникой и черникой. По преданию, собранные на Купалье ягоды обладают особенной силой и способны исцелить.
Ну а потом закрутилось. Районные концерты, областные и республиканские конкурсы, а позже и международный фестиваль «Берагіня», где с ходу удалось получить диплом первой степени за сохранение самобытных традиций и колоритных обрядов. Сегодня и у «Хотиславян», и у «Вясковай табалы» внушительная география поездок: это вся Беларусь, Украина, Польша. Оба коллектива – частые гости областных «Дажынак», а старшие в 2012 году выступили на республиканском празднике хлеборобов, который принимали Горки. Галина Ивановна говорит, что какой-то конкретной формулы успеха здесь нет, главное – жить и дышать фольклором:
— Аутентичное творчество не терпит никакой обработки. В этом и заключается сохранение идентичности. Наверное, мы стали известны и востребованы благодаря тому, что на сцене детально, с уважением к традициям передаем самобытность родного края. Все это подчеркиваем нашими песнями, музыкой и особенно танцами.
![](/upload/iblock/e74/e7447e19cd08228770141f86183cd339.jpg)
С этим согласна и балетмейстер Елена Люлькович. Например, в Хотиславе, когда танцуют падеспань, могут первое движение начать с левой ноги, а в другой деревне – с правой. Подобных мелочей хватает и в других плясках, но именно эти нюансы и притягивают внимание зрителей. Кстати, Елена Степановна, помимо основной работы, еще поет в «Хотиславянах»:
Читайте также
Галина Хомик резюмирует:
— Продвижение народной культуры в массы – дело хорошее, однако нельзя забывать и ее истоки, важно рассказывать о них тем, кто живет в наших краях. Наверное, именно поэтому за 30 лет работы не устала заниматься творчеством. Напротив, есть желание передать свой опыт и знания другим. Особенно молодежи…