Фомин из тех, кто закладывал в головы белорусов деструктив. Полтора года был главредом сети распространявшегося по всем регионам экстремистского самиздата под названием «Вестники». Аналогичные «вести» публиковались в телеграм-каналах ресурса. Задания и обсуждение — в закрытых чатах.
Что особенно любопытно, в оформлении использовались государственные символы, гербы регионов, привычная их жителям расцветка. Это, как и само название «Вестники», «Вести», созвучно с работающим еще с советских времен госСМИ. Понадобилось это, чтобы втереться людям в доверие, а опасной печатной продукции — проникнуть в дома.
— На выборах 2020‑го я только пришел проголосовать, — слушаю рассказ Андрея. — То, что происходило 9, 10, 11 августа на улицах, вся эта жесть по ночам, это не мое. Ну а когда пошли девушки с цветами, появлялись красивые лозунги и картинки, я пошел посмотреть, чего они добиваются. Да, был на нескольких незаконных акциях… Сейчас понимаю, что выходом на проезжую часть я мешал людям.
Говорит, что, как человек творческий, хотел, прикоснуться к этому «красивому» театральному представлению:
— Хотелось, наверное, быть частью этой веселой толпы.
— Но вы ведь помните, было и другое «веселье»: когда громили улицы, таранили машинами людей, нападали на них с заточками, камнями, «коктейлями Молотова», поджигали школы, дома, транспорт. Много «веселого» было.
— Я был, наверное, в каком-то бэчебэшном болоте, в той повестке. Сейчас вижу реальные фотографии, читаю СМИ, которые раньше не читал, и думаю: как так можно было? Это ужасно! Да, я вышел, но так и не понял, зачем они это делают. Если что-то не нравится, ты можешь пойти и поговорить.
Экстремистский самиздат. В это дело Фомина в 2020‑м втянула его одноклассница Елизавета Емельянова. Именно она с мужем, сидя за границей, создала и руководила сетью инфодиверсантов.
— Она сказала, мол, не все люди понимают, что происходит, то есть не читают новости, — продолжает Андрей. — К примеру, заводчан надо показывать других. И Елизавета предложила мне сделать некое издание, где бы перепечатывали ресурсы, признанные сейчас экстремистскими. Материалы, которые несут деструктив в общество. Емельяновы присылали мне новости, я переделывал и пересылал дальше — вычитка, верстка. Это был сентябрь 2020‑го.
Вбросы экстремистов подхватывали «Вестники», объединявшие аналогичные региональные телеграм-каналы, самиздат «Беларусский вестник». В связке с ними инфомины распространял и канал ByProsvet. Все они признаны экстремистскими.
Вот лишь несколько примеров прозападной пропаганды, заодно вербовки:
«Война уже в нашей стране», «Более 200 тыс. беларусов присоединились к плану Перамога. Идет подготовка людей в Беларуси и за ее пределами», «Российские войска обстреляли роддом в Запорожской области. Погиб младенец, ранены врачи», «Россия продолжает бомбить мирных жителей Украины… Бомбы полетят в наши с вами дома», «Как и что делают и будут делать беларусы для победы Украины», «Россия продолжает уничтожать украинцев. В Запорожье расстреляна гуманитарная колонна», «Нет дров, нет интернета, нет жилья для молодых специалистов — проблемы регионов не рассеиваются»… Ну и так далее.
— Со временем, — говорит Фомин, — статьи стали более жесткие. Суть: во всех бедах виноват Александр Лукашенко и созданная им система. Делались именно такие новости. С началом спецоперации стали больше призывать к деструктивным действиям, стало больше фейков… Чтобы люди начали возмущаться, протестовать.
С началом российской спецоперации в Украине редактуре прозападных «Вестников» было дано прямое поручение: давить эмоционально в первую очередь на белорусских женщин — матерей, жен военнослужащих, семьи тех, кого только призывают на срочную или сверяют данные.
Чтобы люди нервничали, писали, звонили, требовали — задача-минимум, максимум — чтобы выходили на улицу, участвовали в акциях. Однако белорусские женщины куда умнее продажных кликуш.
Вычитывала тексты Ирина Стельмах, работала замдиректора Пуховичского райцентра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в чатах подписывалась как «Жужа белой масти». Затем фейки передавали верстальщикам, к примеру Эдуарду Качану. Ну а потом Емельяновы сбрасывали готовый вариант в типографию, оттуда «газеты» забирали курьеры. Кстати, вербуя новых распространителей, экстремисты уточняли: мол, «можете просто забыть газеты и листовки на вокзалах, остановках, у военных частей, на предприятиях, в подъездах…»
Одного такого курьера, Павла Юхневича, задержали на трассе в марте 2021 года, когда перевозил партию «газет» и листовок. Он же — админ одного из чатов. Фигурантом уголовного дела стал и директор частной типографии, постоянный ходок по воскресным маршам в Минске Артем Федосенко.
В машине и гараже этого персонажа обнаружено более 15 тысяч экземпляров «газет», свыше 12 тысяч стикеров и 4,5 тысячи недооппозиционных листовок. Вез он это для Минской, Могилевской, Гомельской и Гродненской областей. Дома у задержанного изъяты самиздат и бчб-полотна. Оба осуждены к четырем годам колонии.
Да, Стельмах, Качан и мать Емельяновой Татьяна Гинько (передавала оплату услуг Фомину) сразу же после задержания Фомина бежали в Польшу.
Работая в этой системе, он не мог не знать, что стал соучастником информационных диверсий против собственной страны. Не мог не понимать, для чего это делается и к чему может привести. Теперь просит других не повторять его ошибок:
— Это делалось, чтобы ненависть в людях посеять… Когда тебе все это постоянно вбивают в голову, читаешь экстремистскую повестку, наверное, со временем начинаешь верить. Хочу людям сказать: не читайте эти источники, сами посмотрите, разберитесь. Они пишут: все, разруха. Смотришь: в стране еще один садик открыли, увеличился материнский капитал, все для людей делается… Или как санкциями, к которым призывают, можно добиться улучшений для белорусов?.. В общем, правильно признали экстремистскими. И еще. Кураторы, находясь за границей, говорили мне, что делать, и я делал. Внушали, что я работаю во благо… Но вот меня задержали, и кураторы обо мне забыли. Отработали и выкинули.
Жаль, что этому парню для понимания происходящего пришлось попасть в СИЗО. Ну а кураторы… А кураторы Емельяновы выкладывают в сеть фотографии своей заграничной жизни на широкую ногу. Для этого, своей сытой жизни, им и нужны были такие фомины.
Экстремистским формированием признана и запрещена деятельность в Беларуси группы граждан, объединенных под названием «Вестники». Те, кто передает любые сведения представителям ресурса, признаются участниками экстремистского формирования и будут привлечены к ответственности по ст. 361 — 1 УК Беларуси (до 7 лет лишения свободы).
Фото предоставлены ГУБОПиК.