Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Это катастрофа: врут напропалую. Помните Буча в Украине? Это была информационно-психологическая операция, и притом наша разведка четко установила, кто это был. Это были британцы, они организовывали. Наши молодцы, отследили: и номера машин, и как приезжали туда, и прочее. Вот вам информационно-психологические операции. И постоянно они это делают. Мы стараемся отвечать, только я сказал: «В основе должна лежать правда». Идет информационная война. Слава богу, что пока информационная. Не дай бог, горячая война. В этой информационной войне мы стараемся с ними воевать.
На встрече со студентами инженерно-технических вузов Минска, 27 сентября 2024 года.
— Это катастрофа: врут напропалую. Помните Буча в Украине? Это была информационно-психологическая операция, и притом наша разведка четко установила, кто это был. Это были британцы, они организовывали. Наши молодцы, отследили: и номера машин, и как приезжали туда, и прочее. Вот вам информационно-психологические операции. И постоянно они это делают. Мы стараемся отвечать, только я сказал: «В основе должна лежать правда». Идет информационная война. Слава богу, что пока информационная. Не дай бог, горячая война. В этой информационной войне мы стараемся с ними воевать.
На встрече со студентами инженерно-технических вузов Минска, 27 сентября 2024 года.
От мемов к большой политике
Заместитель Главы Администрации Президента Владимир Перцов обратил внимание молодежи на общемировую тенденцию — растущее влияние социальных сетей на сознание человека:— Если еще 5 — 10 лет назад социальные сети и новые мессенджеры были «легковесными», там были фотографии котиков, мемасики, а YouTube вообще начинался с каких-то глупых видео, то теперь, когда они набрали аудиторию, социальные сети стали эффективными источниками воздействия на различные целевые группы. Наивно думать, что интернет какую-то информацию генерирует сам. Если говорить об искусственном интеллекте, то он сканирует большие объемы информации, когда-то положенные в сеть людьми. Теми, кто написал множество сообщений, лонгриды, научные работы, публикации во всевозможных википедиях. Первичную информацию всегда создает человек.
Заместитель Главы Администрации Президента упомянул о появлении «медиаподобных» людей в интернете, которые не имеют отношения к журналистике, но во многом похожи на традиционные медиа. Так, когда появилась возможность создавать свои страницы в Instagram, YouTube и Telegram, инфополе наводнили блогеры, которые зачастую не соблюдают законов фактчекинга.— Они называют себя гражданскими журналистами, снимают в TikTok по принципу «что вижу, то пою», — подчеркнул Владимир Перцов. — Для некоторых блогеров правила не писаны. Здесь исключительно интересы коммерции, просмотров. И если раньше у них покупали рекламу различные компании, продающие товары народного потребления или услуги, теперь же лидеры мнений могут делать и околополитическую «рекламу». В какой-то момент блогеры, которые еще вчера рассказывали про обустройство городов, путешествия, кулинарные рецепты и бьюти-индустрию, стали ретрансляторами политической повестки на свою сегментированную аудиторию. Инфлюенсеры вдруг начали давать оценки политическим событиям, лидерам и говорить о том, что хорошо, а что плохо, при этом не обладая никакими компетенциями.
Владимир Перцов:
— За сердца и умы молодежи борются наши оппоненты, проще говоря, враги. И нужно разъяснять молодежи, как противостоять этому, как понимать, что — фейк, а что — правда, что органически появляется и продвигается в интернете, а что — продукт центров информационно-психологического воздействия.
— За сердца и умы молодежи борются наши оппоненты, проще говоря, враги. И нужно разъяснять молодежи, как противостоять этому, как понимать, что — фейк, а что — правда, что органически появляется и продвигается в интернете, а что — продукт центров информационно-психологического воздействия.
О чистой психологии
Проблема в том, что через блогеров работать по целевым аудиториям нашим оппонентам довольно просто. В связи с этим заместитель Главы Администрации Президента акцентировал внимание на том, что, работая точечно и сегментированно, наши недруги создают в обществе определенные настроения:— Некоторые люди, поддавшиеся на уловки медиаподобных агрессивных ципсошных структур в 2020 году, совершили необдуманные поступки. Кто-то — правонарушения, кто-то — преступления. А кто-то, поломав судьбу, уехал за рубеж или попал в места не столь отдаленные. Это о коварстве информационных систем и нежурналистских конструкций, основная цель которых — вызвать эмоции и сподвигнуть людей на необдуманные действия. На этом основаны технологии фейкометов, главной целью которых были молодые люди. Конфликт отцов и детей, когда все, что говорят старшие, по определению неверно, когда молодежь думала: «мы же самые умные», отвергая все, что когда-то было написано и сказано. Все, что они находили в «тайных» телеграм-каналах, принималось за чистую монету. Мы видели много таких историй.
По словам Владимира Перцова, для молодого человека, который не имеет практики смотреть государственное телевидение, читать государственные газеты, слушать радио и читать новости национальных СМИ, оппозиционные телеграм-каналы становились единственным источником информации:
— Технологии, которые применяют наши оппоненты, — чистая психология. Есть определенные наборы слов, которые родом из НЛП, то есть далеко не журналистские технологии. А еще если ленту новостей формирует рекомендательный алгоритм социальной сети… Особенно в TikTok будет подбрасывать так, чтобы накачать человека настолько, что для вас любая новость станет темой номер один. Это станет и главной новостью для тех, кто с вами коммуницирует даже в личке.
Выстраивается матрица и облако тегов, есть теги по населенным пунктам, по персоналиям. Они про вас знают все. Даже не зная вашу настоящую фамилию, если вы хотите ее скрыть, система мобильного телефона собирает о вас до 150 параметров. За этим стоят серьезные центры, целые психологические институты, которые пользуются информацией для достижения своих целей.
Кто такие «колебанты»?
Министр информации Марат Марков, обращаясь к студентам, заявил, что информационная война против нас ведется с момента образования независимой Беларуси. Он призвал рассматривать не только технические, коммуникативные возможности, которые направляются против нас, но и медиаполитические технологии влияния, целью которых являются «колебанты».— Появился новый термин — «колебанты», это часть мягкого электората, на который как раз эти технологии и направлены. Поэтому давайте воспримем как аксиому тот факт, что против нас информационная война ведется уже на протяжении нескольких десятков лет, точнее, с момента образования независимой Беларуси. А до этого она с таким же упорством, может быть, с меньшими коммуникативными или техническими возможностями, велась против Советского Союза. Это факт.В Беларуси в начале 2020 года было более 8 миллионов интернет-пользователей. Из них 2,5 миллиона — это активные пользователи Telegram. Марат Марков озвучил важные факты:
— Для того чтобы нам с вами идти вперед и не оступаться, нужно уметь извлекать уроки. В первую очередь признавать свои ошибки. До 2020‑го мы были слишком доверчивыми, слишком тепличными. Мы стеснялись защищать свое медиапространство и принимать адекватные законодательные нормы, которые защитили бы наш информационный суверенитет и не позволили бы расплодиться тысячам экстремистских ресурсов и сотням продажных медийщиков. Я отвечаю за каждое слово, которое сейчас озвучу. Таких ресурсов действительно было тысячи. Но смею вас заверить, что выводы сделаны. И мы изменили подходы и можем трезво оценивать тот медиаполитический ландшафт, который есть сегодня, спустя четыре года.
Для размышления министр привел некоторые цифры. По его словам, доверие белорусов к государственным СМИ, которое пытались подорвать в 2020‑м, за два года — с 2021‑го по 2023‑й — выросло с 38 до 55 процентов. При этом доверие к негосударственным СМИ за тот же период упало в три раза — с 12,5 процента до 3 — 4 процентов.
— Вы спросите: а где оставшиеся 40 процентов? А это как раз и есть тот самый мягкий электорат, часть из которого — «колебанты».
Запад против белорусских СМИ
Накануне избирательной кампании, впервые в истории суверенной Беларуси, в медиапространство ввели два новых информационных инструмента: круглосуточный телеканал «Первый информационный» в совокупности с порталом news.by. и платформу VIDEOBEL.BY. Марат Марков подчеркнул, что значимость, например, «Первого информационного» канала будет выше в электоральный период:— В межвыборный период, как правило, все такие каналы имеют стандартные проценты просмотра. Но когда начинается активизация процесса, естественно, обращение к ним увеличивается кратно. Потому что человеку иногда нужно получить новости здесь и сейчас. Этим и хороши телеграм-каналы или информационные ресурсы в сети. Именно поэтому создан «Первый информационный», который дает новости в режиме 24 на 7.Министр объяснил, почему возникла необходимость появления подобных информационных инструментов, напомнив, что в Литве заблокировали сразу 18 YouTube-каналов белорусских государственных СМИ. Спикер отметил абсурдность ситуации: был закрыт даже культурологический «Беларусь 3» с «Калыханкай».
— Идет «зачистка» информационного пространства. Но помимо этого, в августе 2024 года Европейский союз ввел очередные санкции против белорусских журналистов. В марте власти Латвии закрыли доступ к семи российским и двум белорусским СМИ. Белорусские: ont.by и sb.by. В сентябре 2023 года сейм Латвии одобрил проект концепции нацбезопасности, где черным по белому указано: в стране будут закрыты все СМИ на русском языке. Притом что до сих пор в этой стране 25 процентов населения — это русские.
Технологии управления мечтой
Аналитик БИСИ Алексей Авдонин в деталях объяснил методику формирования фейков и апробации их влияния на сознание любого общества. Эксперт отметил, что образ будущего является основой всех информационно-психологических операций:— В 1970‑х годах американцы пришли к выводу, что прогнозировать поведение Советского Союза и Китая достаточно сложно. Найти разведчиков, которые проникнут в политбюро и будут доносить информацию о принятых решениях, тоже было непросто. Поэтому они решили сформировать образ будущего для всего человечества и внедрить эту идею не только в сознание общества, но и управляющих элит. Через центры психологических операций они начали расширять этот образ и идею, и люди стали теряться. Люди начали верить в «красивую демократию», Евросоюз, зарплаты по 2 — 3 тысячи евро, путешествия по Италии… Это так называемая технология управления мечтой, которая была протестирована через «бархатные революции».
Методика проста: идея формировала эмоцию, а эмоция заставляла человека совершать действия, которые ему несвойственны. Люди начали выходить на площади, вступать в противоборство с силовиками. Алексей Авдонин пояснил:
— Почему они так делали? Потому что в неких информационных каналах кто-то сказал, что завтра будет совершенно другое общество, в котором не нужно будет работать, а деньги будут падать с неба. Казалось бы, картинка абсурдная, но это сработало. Поэтому эти технологии до сих пор используются для выстраивания психологических операций.Подобные центры, по словам спикера, подчиняются госдепу США и американским спецслужбам. Они размещены в штабах НАТО, есть и в Польше, Украине, странах Балтии.
— Одна из ключевых целей — политические и коммерческие элиты. Например, как это делали в Украине — олигархам сказали, что «вы такие же равные, как и мы, англосаксы, приезжайте с вашими миллиардами и покупайте у нас яхты, дома…». Но все это было иллюзией. Олигархов не то что не приняли, их обобрали до нитки. В это время в Украину пришли западные банки и корпорации, которые оказались гораздо сильнее, чем все украинские олигархи, вместе взятые. Поэтому основная модель раскачки общества любого государства построена на формировании идей.
— Почему фонд Сороса, который фактически финансировался из госдепа, такие деньги вкладывал в молодежь и программы обучения госчиновников? Потому что все понимали: не сегодня завтра через эти программы и идеи они сформируют лояльную аудиторию.
Домашнее задание
Интересный, насыщенный разговор с молодежью завершился нетривиально: заместитель Главы Администрации Президента Владимир Перцов дал студентам домашнее задание, выполнив которое они точно не останутся равнодушными к политической ситуации в стране.В беседе с молодыми людьми спикеры вспоминали методичку Шарпа, который когда-то вывел теорию ненасильственных революций. Именно по этой методичке были сделаны десятки госпереворотов в разных странах.
Владимир Перцов справедливо отметил:
— Мы нетипичная страна, мы устояли. У нас есть исторический опыт, мудрость. Есть люди, которым на генном уровне противны те лозунги и флаги, с которыми ходили в 2020 году. Во всех странах, где перевороты произошли, люди не стали жить лучше. Цели, которые выстраиваются и которые реализуются в рамках этих переворотов, — они не для улучшения жизни общества на этих территориях.В качестве домашнего задания Владимир Перцов предложил:
— Изучите «на дому» Ливию, что собой представляла эта страна, какой цветущей она была. И что собой представляет Ливия сейчас, после переворота. Это возможность на чужой проекции поучиться, осознать и понять, что может произойти у нас. Давайте будем думать и читать, раз мы люди мыслящие. Ведь цель наших оппонентов — воздействие на человека, который не привык думать, анализировать. Человек на эмоциях, нереализованный.
НОВЫЕ ВСТРЕЧИ
В общении с журналистами заместитель Главы Администрации Президента анонсировал новые встречи Главы государства со студентами:
— Запланирована серия встреч Главы государства со студентами не только различных специальностей, но и различных региональных вузов. Первая встреча, как вы помните, состоялась со студентами витебских вузов в Витебском государственном университете. Прорабатывается проведение таких же встреч в других региональных вузах страны. Кроме этого, работает много информационных групп в рамках единых дней информирования, круглых столов и диалоговых площадок.
ЦИФРЫ
Согласно отчету Digital 2024 Беларусь, сегодня в стране 8,5 миллиона интернет-пользователей, из них 5,5 миллиона — пользователи TikTok, 4 миллиона — Instagram. Telegram популярен для поиска новостей и переписок.
На 1 октября 2024 года в Министерстве информации принято решение об ограничении доступа в отношении 14 276 интернет-ресурсов, причем 5395 из них были признаны экстремистскими.
В Беларуси в 2020 году действовало 3 тысячи общественных объединений и некоммерческих организаций и сотни различных инициатив, через которые вбрасывались деньги на расшатывание ситуации. Только через американскую USAID на протесты в Беларуси было направлено более 1 миллиарда долларов.