Как защитить информационное поле и сознание граждан от западных вбросов

Думать. Анализировать. Проверять

В конце прошлой недели, 27 сентября, Глава государства встречался со студентами инженерно-технических вузов на базе БГУИР. Общение проходило в формате «Открытый микрофон», во время которого от молодежи прозвучал вопрос о том, как бороться с информационными атаками наших оппонентов. Тема актуальная и многогранная, и в рамках одной встречи полностью разобраться во всех деталях информационного противоборства было просто невозможно. Поэтому Президент поручил еще раз встретиться со студентами, чтобы более подробно рассказать обо всех нюансах этого процесса, на этот раз в формате лекции. Спикерами выступили заместитель Главы Администрации Президента Владимир Перцов, министр информации Марат Марков и аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Это катастрофа: врут напропалую. Помните Буча в Украине? Это была информационно-психологическая операция, и притом наша разведка четко установила, кто это был. Это были британцы, они организовывали. Наши молодцы, отследили: и номера машин, и как приезжали туда, и прочее. Вот вам информационно-психологические операции. И постоянно они это делают. Мы стараемся отвечать, только я сказал: «В основе должна лежать правда». Идет информационная война. Слава богу, что пока информационная. Не дай бог, горячая война. В этой информационной войне мы стараемся с ними воевать.

На встрече со студентами инженерно-технических вузов Минска, 27 сентября 2024 года.

От мемов к большой политике

Заместитель Главы Администрации Президента Владимир Перцов обратил внимание молодежи на общемировую тенденцию — растущее влияние социальных сетей на сознание человека:

— Если еще 5 — 10 лет назад социальные сети и новые мессенджеры были «легковесными», там были фотографии котиков, мемасики, а YouTube вообще начинался с каких-то глупых видео, то теперь, когда они набрали аудиторию, социальные сети стали эффективными источниками воздействия на различные целевые группы. Наивно думать, что интернет какую-то информацию генерирует сам. Если говорить об искусственном интеллекте, то он сканирует большие объемы информации, когда-то положенные в сеть людьми. Теми, кто написал множество сообщений, лонгриды, научные работы, публикации во всевозможных википедиях. Первичную информацию всегда создает человек.

Заместитель Главы Администрации Президента упомянул о появлении «медиаподобных» людей в интернете, которые не имеют отношения к журналистике, но во многом похожи на традиционные медиа. Так, когда появилась возможность создавать свои страницы в Instagram, YouTube и Telegram, инфополе наводнили блогеры, которые зачастую не соблюдают законов фактчекинга.
— Они называют себя гражданскими журналистами, снимают в TikTok по принципу «что вижу, то пою», — подчеркнул Владимир Перцов. — Для некоторых блогеров правила не писаны. Здесь исключительно интересы коммерции, просмотров. И если раньше у них покупали рекламу различные компании, продающие товары народного потребления или услуги, теперь же лидеры мнений могут делать и околополитическую «рекламу». В какой-то момент блогеры, которые еще вчера рассказывали про обустройство городов, путешествия, кулинарные рецепты и бьюти-индустрию, стали ретрансляторами политической повестки на свою сегментированную аудиторию. Инфлюенсеры вдруг начали давать оценки политическим событиям, лидерам и говорить о том, что хорошо, а что плохо, при этом не обладая никакими компетенциями.

Владимир Перцов:

— За сердца и умы молодежи борются наши оппоненты, проще говоря, враги. И нужно разъяснять молодежи, как противостоять этому, как понимать, что — фейк, а что — правда, что органически появляется и продвигается в интернете, а что — продукт центров информационно-психологического воздействия.

О чистой психологии

Проблема в том, что через блогеров работать по целевым аудиториям нашим оппонентам довольно просто. В связи с этим заместитель Главы Администрации Президента акцентировал внимание на том, что, работая точечно и сегментированно, наши недруги создают в обществе определенные настроения:

— Некоторые люди, поддавшиеся на уловки медиаподобных агрессивных ципсошных структур в 2020 году, совершили необдуманные поступки. Кто-то — правонарушения, кто-то — преступления. А кто-то, поломав судьбу, уехал за рубеж или попал в места не столь отдаленные. Это о коварстве информационных систем и нежурналистских конструкций, основная цель которых — вызвать эмоции и сподвигнуть людей на необдуманные действия. На этом основаны технологии фейкометов, главной целью которых были молодые люди. Конфликт отцов и детей, когда все, что говорят старшие, по определению неверно, когда молодежь думала: «мы же самые умные», отвергая все, что когда-то было написано и сказано. Все, что они находили в «тайных» телеграм-каналах, принималось за чистую монету. Мы видели много таких историй.

По словам Владимира Перцова, для молодого человека, который не имеет практики смотреть государственное телевидение, читать государственные газеты, слушать радио и читать новости национальных СМИ, оппозиционные телеграм-каналы становились единственным источником информации:

— Технологии, которые применяют наши оппоненты, — чистая психология. Есть определенные наборы слов, которые родом из НЛП, то есть далеко не журналистские технологии. А еще если ленту новостей формирует рекомендательный алгоритм социальной сети… Особенно в TikTok будет подбрасывать так, чтобы накачать человека настолько, что для вас любая новость станет темой номер один. Это станет и главной новостью для тех, кто с вами коммуницирует даже в личке.  
Выстраивается матрица и облако тегов, есть теги по населенным пунктам, по персоналиям. Они про вас знают все. Даже не зная вашу настоящую фамилию, если вы хотите ее скрыть, система мобильного телефона собирает о вас до 150 параметров. За этим стоят серьезные центры, целые психологические институты, которые пользуются информацией для достижения своих целей.

Кто такие «колебанты»?

Министр информации Марат Марков, обращаясь к студентам, заявил, что информационная война против нас ведется с момента образования независимой Беларуси. Он призвал рассматривать не только технические, коммуникативные возможности, которые направляются против нас, но и медиаполитические технологии влияния, целью которых являются «колебанты».

— Появился новый термин — «колебанты», это часть мягкого электората, на который как раз эти технологии и направлены. Поэтому давайте воспримем как аксиому тот факт, что против нас информационная война ведется уже на протяжении нескольких десятков лет, точнее, с момента образования независимой Беларуси. А до этого она с таким же упорством, может быть, с меньшими коммуникативными или техническими возможностями, велась против Советского Союза. Это факт.
В Беларуси в начале 2020 года было более 8 миллионов интернет-пользователей. Из них 2,5 миллиона — это активные пользователи Telegram. Марат Марков озвучил важные факты:

— Для того чтобы нам с вами идти вперед и не оступаться, нужно уметь извлекать уроки. В первую очередь признавать свои ошибки. До 2020‑го мы были слишком доверчивыми, слишком тепличными. Мы стеснялись защищать свое медиапространство и принимать адекватные законодательные нормы, которые защитили бы наш информационный суверенитет и не позволили бы расплодиться тысячам экстремистских ресурсов и сотням продажных медийщиков. Я отвечаю за каждое слово, которое сейчас озвучу. Таких ресурсов действительно было тысячи. Но смею вас заверить, что выводы сделаны. И мы изменили подходы и можем трезво оценивать тот медиаполитический ландшафт, который есть сегодня, спустя четыре года.

Для размышления министр привел некоторые цифры. По его словам, доверие белорусов к государственным СМИ, которое пытались подорвать в 2020‑м, за два года — с 2021‑го по 2023‑й — выросло с 38 до 55 процентов. При этом доверие к негосударственным СМИ за тот же период упало в три раза — с 12,5 процента до 3 — 4 процентов.

— Вы спросите: а где оставшиеся 40 процентов? А это как раз и есть тот самый мягкий электорат, часть из которого — «колебанты».

Запад против белорусских СМИ

Накануне избирательной кампании, впервые в истории суверенной Беларуси, в медиапространство ввели два новых информационных инструмента: круглосуточный телеканал «Первый информационный» в совокупности с порталом news.by. и платформу VIDEOBEL.BY. Марат Марков подчеркнул, что значимость, например, «Первого информационного» канала будет выше в электоральный период:
— В межвыборный период, как правило, все такие каналы имеют стандартные проценты просмотра. Но когда начинается активизация процесса, естественно, обращение к ним увеличивается кратно. Потому что человеку иногда нужно получить новости здесь и сейчас. Этим и хороши телеграм-каналы или информационные ресурсы в сети. Именно поэтому создан «Первый информационный», который дает новости в режиме 24 на 7.
Министр объяснил, почему возникла необходимость появления подобных информационных инструментов, напомнив, что в Литве заблокировали сразу 18 YouTube-каналов белорусских государственных СМИ. Спикер отметил абсурдность ситуации: был закрыт даже культурологический «Беларусь 3» с «Калыханкай».

— Идет «зачистка» информационного пространства. Но помимо этого, в августе 2024 года Европейский союз ввел очередные санкции против белорусских журналистов. В марте власти Латвии закрыли доступ к семи российским и двум белорусским СМИ. Белорусские: ont.by и sb.by. В сентябре 2023 года сейм Латвии одобрил проект концепции нацбезопасности, где черным по белому указано: в стране будут закрыты все СМИ на русском языке. Притом что до сих пор в этой стране 25 процентов населения — это русские.

Технологии управления мечтой

Аналитик БИСИ Алексей Авдонин в деталях объяснил методику формирования фейков и апробации их влияния на сознание любого общества. Эксперт отметил, что образ будущего является основой всех информационно-психологических операций:

— В 1970‑х годах американцы пришли к выводу, что прогнозировать поведение Советского Союза и Китая достаточно сложно. Найти разведчиков, которые проникнут в политбюро и будут доносить информацию о принятых решениях, тоже было непросто. Поэтому они решили сформировать образ будущего для всего человечества и внедрить эту идею не только в сознание общества, но и управляющих элит. Через центры психологических операций они начали расширять этот образ и идею, и люди стали теряться. Люди начали верить в «красивую демократию», Евросоюз, зарплаты по 2 — 3 тысячи евро, путешествия по Италии… Это так называемая технология управления мечтой, которая была протестирована через «бархатные революции».


Методика проста: идея формировала эмоцию, а эмоция заставляла человека совершать действия, которые ему несвойственны. Люди начали выходить на площади, вступать в противоборство с силовиками. Алексей Авдонин пояснил:
— Почему они так делали? Потому что в неких информационных каналах кто-то сказал, что завтра будет совершенно другое общество, в котором не нужно будет работать, а деньги будут падать с неба. Казалось бы, картинка абсурдная, но это сработало. Поэтому эти технологии до сих пор используются для выстраивания психологических операций.
Подобные центры, по словам спикера, подчиняются госдепу США и американским спецслужбам. Они размещены в штабах НАТО, есть и в Польше, Украине, странах Балтии.

— Одна из ключевых целей — политические и коммерческие элиты. Например, как это делали в Украине — олигархам сказали, что «вы такие же равные, как и мы, англосаксы, приезжайте с вашими миллиардами и покупайте у нас яхты, дома…». Но все это было иллюзией. Олигархов не то что не приняли, их обобрали до нитки. В это время в Украину пришли западные банки и корпорации, которые оказались гораздо сильнее, чем все украинские олигархи, вместе взятые. Поэтому основная модель раскачки общества любого государства построена на формировании идей.
— Почему фонд Сороса, который фактически финансировался из госдепа, такие деньги вкладывал в молодежь и программы обучения госчиновников? Потому что все понимали: не сегодня завтра через эти программы и идеи они сформируют лояльную аудиторию.

Домашнее задание

Интересный, насыщенный разговор с молодежью завершился нетривиально: заместитель Главы Администрации Президента Владимир Перцов дал студентам домашнее задание, выполнив которое они точно не останутся равнодушными к политической ситуации в стране.

В беседе с молодыми людьми спикеры вспоминали методичку Шарпа, который когда-то вывел теорию ненасильственных революций. Именно по этой методичке были сделаны десятки госпереворотов в разных странах.

Владимир Перцов справедливо отметил:
— Мы нетипичная страна, мы устояли. У нас есть исторический опыт, мудрость. Есть люди, которым на генном уровне противны те лозунги и флаги, с которыми ходили в 2020 году. Во всех странах, где перевороты произошли, люди не стали жить лучше. Цели, которые выстраиваются и которые реализуются в рамках этих переворотов, — они не для улучшения жизни общества на этих территориях.
В качестве домашнего задания Владимир Перцов предложил:

— Изучите «на дому» Ливию, что собой представляла эта страна, какой цветущей она была. И что собой представляет Ливия сейчас, после переворота. Это возможность на чужой проекции поучиться, осознать и понять, что может произойти у нас. Давайте будем думать и читать, раз мы люди мыслящие. Ведь цель наших оппонентов — воздействие на человека, который не привык думать, анализировать. Человек на эмоциях, нереализованный.

НОВЫЕ ВСТРЕЧИ

В общении с журналистами заместитель Главы Администрации Президента анонсировал новые встречи Главы государства со студентами:

— Запланирована серия встреч Главы государства со студентами не только различных специальностей, но и различных региональных вузов. Первая встреча, как вы помните, состоялась со студентами витебских вузов в Витебском государственном университете. Прорабатывается проведение таких же встреч в других региональных вузах страны. Кроме этого, работает много информационных групп в рамках единых дней информирования, круглых столов и диалоговых площадок.

ЦИФРЫ

Согласно отчету Digital 2024 Беларусь, сегодня в стране 8,5 миллиона интернет-пользователей, из них 5,5 миллиона — пользователи TikTok, 4 миллиона — Instagram. Telegram популярен для поиска новостей и переписок.

На 1 октября 2024 года в Министерстве информации принято решение об ограничении доступа в отношении 14 276 интернет-ресурсов, причем 5395 из них были признаны экстремистскими.

В Беларуси в 2020 году действовало 3 тысячи общественных объединений и некоммерческих организаций и сотни различных инициатив, через которые вбрасывались деньги на расшатывание ситуации. Только через американскую USAID на протесты в Беларуси было направлено более 1 миллиарда долларов.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter