![](/upload/iblock/343/343920bee0777f55b672463af97845d2.jpg)
Ни дня без английского
![](/upload/iblock/385/385e5c53f658cc9506ec8af63f7ba412.jpg)
– Александра освоила его фактически за пять лет. И в этом, кроме большого желания, помогли три фактора: сильная школа, дополнительные курсы с четвертого класса и прослушивание огромного количества зарубежных песен. Дочь постоянно ищет хорошую англоязычную музыку, разбирает ее, поет.
Каждый день Саша посвящает английскому языку около четырех часов. Занятия в школе, онлайн-лекции дома и около двух часов активного общения с друзьями:
– С большинством подружек дочка разговаривает только на английском. Это замечательная практика, которая доступна каждому. Зачем ждать, пока представится случай поговорить с иностранцем, если можно общаться с товарищами, которые тоже хотят выучить язык. Ведь как свободно заговорить на чужом языке? До тех пор, пока ты не начнешь думать на нем, ничего не получится.
Одного года мало
![](/upload/iblock/8a3/8a3aff65481a51fa85260a5de051637f.jpg)
– Потому что так и не выучила. Английский начался в 5-м классе, и за шесть лет сменилось десять учителей. С приходом нового педагога начинали учить все сначала. В итоге в университет пошла «дуб дубом». Здесь английский был обязательным предметом только год: чтобы сдать экзамен, выучила десять текстов (просто вызубрила, даже не зная, о чем идет речь) и десять правил.
Достаточно ли года изучения языка в вузе для будущего молодого специалиста? Мария уверена, что в ее случае этого даже много:
– Лично для меня тот год стал мучением. Во-первых, английский был навязан школой (я из поселка, где всего три школы, и только в одной из них была альтернатива – немецкий). Во-вторых, лучше, чтобы в университете студенты сами выбирали, какой язык изучать. У нас было восемь подгрупп по 12 человек. Из них только одна знала язык выше среднего, две-три – более-менее, а остальные чуть-чуть или, как я, вообще ничего. В то же время не могу сказать, что у меня нет способностей: в вузе полгода изучали латинский. Вот его удалось освоить быстро. Сейчас самостоятельно учу итальянский. Благодаря азам по латыни, процесс идет успешно.
![](/upload/iblock/d65/d65b357a83d63d4d5e5719978233489a.jpg)
Пришли и ушли
![](/upload/iblock/40e/40e02012d33d8bbace653e4273162a9c.jpg)
– Прекрасно видела, что некоторые дети и в 11-м классе не умели читать или отличать времена. Многие пятиклассники гораздо лучше знали язык, чем старшеклассники. Когда спрашивала у выпускников: «Почему?», те отвечали, что у них не было постоянных учителей. Молодые педагоги приходили в основном на год-два для отработки распределения. Понимали, что здесь они ненадолго, поэтому вкладывать силы и знания в детей не хотели.
Похожую ситуацию Анна наблюдала и когда сама училась в школе:
– Педагоги часто менялись. Так что после окончания 11 классов английский знала плохо, были трудности с разговорной речью. Преодолела их на курсах, в университете и благодаря общению с носителями языка.
Кто научит говорить?
![](/upload/iblock/3ea/3ea9d0a6e3e60c870510db612632e83f.jpg)
– Почему они не говорят? Потому что им это не нужно. В школе достаточно выучить тему и рассказать.
А чтобы действительно общаться, язык им чаще всего не требуется – далеко не каждый школьник имеет возможность и необходимость объясняться с иностранцами. Вот когда она появляется, начинают развиваться речевые навыки. Знание языка бесполезно и остается неполноценным, пока не находит применения на практике.
Говорить студентов учат в университете, и почти все они справляются с этой задачей успешно. Хотя чего скрывать: слабые студенты есть везде и всегда.
СКАЗАНО
Александр Пониматко, декан переводческого факультета Минского государственного лингвистического университета:
![](/upload/iblock/bdd/bdd33acab7c4d0c310be230d2804eb0a.jpg)
Фото ftfsite.ru, englishbusiness.ru и из личных архивов героев