Вместо магнитиков — шары
Производство у многих из нас ассоциируется с шумом, пылью, обилием приборов, которыми сложно управлять. На фабрике елочных игрушек все по-другому. В большинстве цехов тишина, каждый занят своим делом. Все четко, слаженно, на результат. Само предприятие можно назвать молодым: ему всего восемь лет. Но за относительно недолгое время оно превратилось в монополиста. Качество при этом на высоте, потому и соперничать никто не решился.Лавируем по цехам, и директор Андрей Бегун рассказывает о детище. Идея пришла не просто так. Много лет до этого минчанин привозил новогодние игрушки из разных стран. Да-да, не магнитики, как привыкло большинство из нас. Коллекция выросла до таких масштабов, что захотелось показать ее миру. Теперь каждый год в декабре посетители Национального исторического музея знакомятся с экспонатами из Конго, Перу, Индонезии, Новой Зеландии, Австралии и десятков других стран.
Видя, что новогодние игрушки вызывают неподдельный интерес, решение пришло само собой: а что, если создать собственное производство? Так, в 2015 году появилась фабрика. Сейчас здесь выпускают более 300 тысяч единиц продукции в год. И это только начало.
— Если подсчитать, за день выходит около 1500 игрушек, — говорит директор. — Каждая по-своему уникальна. Есть то, что пользуется популярностью годами, например снегири. А есть игрушки, которые вроде раскупаются, но явного ажиотажа не видим. Тогда придумываем что-то новое. Ведь если не удивлять потребителя, он найдет альтернативу.
Чем собираются завлечь в этом году? Прежде всего символом наступающего. По восточному календарю главенствует в предстоящие 12 месяцев Дракон. Его решили выпустить в нескольких вариациях. Делают такие вещицы в основном из поликерамики. На отливку изделия уходит примерно пять минут. Но это у профессионала. Специалист профильного цеха Юлия Ерошенко погружает в тонкости:
— Оборудование само отмеряет, какое количество смеси нужно для определенной игрушки. Мне остается следить, как смешивается состав. Распределяю его по силиконовым формам, а когда масса затвердевает, уношу изделие на поддон. Убираю ножом швы, зачищаю неровности и отдаю на роспись.
За день собеседница делает 100 и больше игрушек. Сотня, к слову, та самая производственная норма. А если есть желание и позволяет время, почему бы ее не перевыполнить? Рекорд Юлии — 168 игрушек.На вопрос, есть ли у нее любимая, не задумываясь отвечает: мороженое. Яркий разноцветный вафельный рожок с вишенкой сверху нравится и покупателям, поэтому каждый год в топе.
Блестящий финал
По готовности полуфабрикаты отправляются в цех покраски, где их расписывают аэрографом. Тут начинается самое интересное — игрушки обретают индивидуальность. Наносится основной контур, по которому впоследствии будут работать художники.Отправляемся к ним в цех. Настоящее волшебство происходит именно здесь. Перед мастерами десятки одинаковых новогодних изделий. Их расписывают вручную. Нужны лишь кисточка, специальные краски и… натренированность. Приходя в цех, художники сначала набивают руку на несложных игрушках — тех, где нет обилия деталей, затем берутся за более трудные работы.
— Если есть кривые линии, исправить получается не всегда, потому что краска схватывается быстро, — рассказывает художник Елизавета Сосновская. — Так что стараемся сразу и на максимум. Сейчас работаю над партией игрушек с мультяшным Дракошей. Помимо большого количества черточек, которые нельзя сделать криво, есть конечная операция — посыпка блестками. Шарик в прямом и переносном смысле обязан сверкать.
Заключительный этап — лакировка. Премудростями ремесла делится Виталий Михасев. Вместе с другими специалистами он наносит определенный состав на игрушки, оставляет их на сушку.
— Смешиваю лак и затвердитель в пропорции один к одному, распыляю через пистолет. Игрушку держу щипцами подальше от лица (если что, есть защитный шлем). Когда все сделано, игрушка сохнет. В среднем на это уходит 10 часов. Если изделие выполнено накануне вечером, утром его можно передавать на склад.
Тренды оставим для других
И все-таки не могу не задать вопрос: а собственные идеи работников приветствуются? Директор Андрей Бегун расплывается в улыбке:— Придумать и предложить игрушку может любой. Но надо понимать: даже если она понравится сотрудникам, далеко не факт, что удастся завоевать сердца покупателей. Например, несколько лет назад была задумка выпустить партию оленей. Сомнений не было: в магазинах их быстро раскупят. Но все оказалось не так: большую часть не распродали.
Идеальной формулы, по которой можно вычислить популярную игрушку, пока не придумали. Например, пару лет назад пытались выпускать Железного человека — казалось, это будет взрыв. Но персонаж, который хорошо прижился на западном рынке, у нашего покупателя особого интереса не вызвал. Андрей Бегун объясняет:
— Гнаться за трендами других стран не имеет смысла, потому что у белорусов иной менталитет. Нам ближе Дед Мороз, а не заграничный Санта-Клаус. Многим импонируют игрушки, напоминающие о советском детстве: домики, шишки, снеговики. Изменить это сложно, да и нужно ли?
Поэтому делаем добрые игрушки, понятные и близкие образы. А тренды оставим тем, кто гонится за сиюсекундным успехом. Мы же работаем вдолгую — на качество и результат.
Еще одна причина, по которой производитель заботится о рисках, — возврат товара. Торговля работает на условиях реализации, то есть изделия, которые не смогли продать за год, приходят назад. Интересный момент — цены торговые точки устанавливают самостоятельно, добавляя к отпускной стоимости предприятия свой процент. Вот за какие деньги отдает продукцию фабрика, уточняет директор:
— Самая доступная игрушка стоит 2 рубля — это снежинки из фанеры. А самая дорогая — 50 рублей — большой декорированный шар.
Новые рынки
Конечно, все начинается с идеи. Без нее создать стоящую игрушку не получится. Сначала новинку разрабатывают с помощью 3D-моделирования. После для нее делают специальные силиконовые формы, куда будут отливать заготовку. А вот рецептуру растворов, из которых получаются будущие мишки и зайчики, на предприятии не раскрывают. Как и не рассказывают о некотором оборудовании.Поставляют игрушки по всей Беларуси, продукция есть в любом крупном универмаге страны. Вспоминая события восьмилетней давности, директор не скрывает: конкурировать было сложно. Из-за недостаточно большого ассортимента представлять нашу продукцию некоторые торговые точки не хотели. Пришлось наращивать мощности.
У предприятия более 500 отдельных артикулов: игрушки из поликерамики, стекла и фанеры, корпоративные подарки. Продукция популярна на маркетплейсах, ее реализуют в России. Причем туда отправляются самые крупные партии.Востребованность белорусских елочных игрушек там всегда была высокой. Еще больше возросла, когда от поставок отказалась Украина. Белорусские изделия настолько пришлись по вкусу россиянам, что с нового года их представят в московском ГУМе. Это успех!
А что же с санкциями? Некоторые трудности есть — за краску теперь приходится платить дороже. С другой стороны, деревянная упаковка отечественного производства, которая нужна предприятию, сейчас стоит меньше, поэтому на ее приобретении удается сэкономить. Более того, есть планы наращивать сотрудничество, в частности, вместе с концерном «Беллесбумпром» предприятие планирует делать бумажный наполнитель. Его вкладывают в коробки, чтобы обеспечить сохранность изделий. В ближайших планах также построить в России собственное стеклодувное производство. Его запустят в следующем году.
Новогоднее желание
Несмотря на то что елочные игрушки покупают ближе к Новому году, бизнес нельзя назвать сезонным. Этот момент, к слову, смущает некоторых сотрудников при трудоустройстве. На самом деле такие товары выпускают постоянно. С той лишь разницей, что в начале года делается поточная продукция, в том числе на экспорт, а в конце — приходит больше корпоративных заказов, готовятся подарочные наборы.Большое внимание уделяют не только выпуску изделий, но и их правильной упаковке. Задача — собрать товар так, чтобы его не разбили при транспортировке. Укладчик-упаковщик Анна Пушкевич в профессии более пяти лет, поэтому точно знает, как быстро подготовить игрушку к отправке:
— Делаем упаковку с хорошей амортизацией. Если изделие уронят, картонная коробочка сохранит целостность. В среднем за день сотрудник может упаковать около 500 игрушек. Работа не монотонная, как могло бы показаться. Да и фигурки разные: от обычных шаров до сказочных персонажей — Кота в сапогах или Снегурочки.
На фабрике уверены: движутся в верном направлении. Тем более некоторые технологии, которые разработаны здесь, пытаются заимствовать предприятия с аналогичной направленностью. Директор дополняет:
— Меня много раз спрашивали, стоит ли бизнес усилий, которые прикладываю. Почему бы не выбрать что-то попроще? Всегда отвечаю, что работу свою люблю. Взяться за новогодние игрушки может не каждый: слишком узкая ниша. Вывести такое производство на высокий уровень, чтобы при всем многообразии выбора покупали именно нашу продукцию, — амбициозная цель. Когда встречу Деда Мороза, обязательно попрошу исполнить мечту в новом году: чтобы фабрика продолжала развиваться и дарить людям радость.
За деньги — да
Самая дорогая в мире новогодняя игрушка украшена бриллиантамиЕлочный шар ювелирного дома Hallmark Jewellers считается самым дорогим в мире. Сделан из белого золота, инкрустирован 1500 бриллиантами и 188 рубинами, окружен двумя золотыми кольцами. На создание шедевра ушло 130 часов ручной работы. Он выполнен в единственном экземпляре. Факт, что именно эта игрушка является наиболее роскошным елочным украшением, признал комитет Книги рекордов Гиннесса: на тот момент она стоила 82 тысячи фунтов стерлингов.
Что за красота!
Видели елочную игрушку высотой с двухэтажный дом?Шар высотой 6,5 метра, шириной 4,6 метра и весом 1100 килограммов можно было увидеть в торговом центре Дубая Dubai Mall. Блестящую оранжевую игрушку с ребристой поверхностью сотрудники крепили прямо к потолку, чтобы посетителям было удобнее фотографироваться на ее фоне. За ее размещение отвечали 15 человек. Сегодня игрушка вписана в Книгу рекордов Гиннесса, а вот ее автор до сих пор неизвестен.