Дано. Генеральная доверенность от 25 апреля 2007 года о том, что гражданин Н. уполномочил гражданина М. владеть, пользоваться и распоряжаться на праве собственности автомобилем марки «Ауди‑80» 1982 года выпуска. Спустя 10 лет документ стал давать плоды. Сперва появилось уведомление, затем акт осмотра, позже повестка и, наконец, судебное решение. Вряд ли весной 2007 года Н. предполагал, что однажды его генеральная доверенность станет поводом для рядового иска. А сам он вполне мог бы органично вписаться в пьесу Островского «Без вины виноватые». И тем не менее Н. признан виновным и обязан по судебному иску выплатить 1200 рублей.
Анализ. В словаре юридических терминов понятие «генеральная доверенность» отсутствует. Это — народное толкование, которое прижилось в среде нотариусов и автовладельцев. На практике такая доверенность означает, что человек передает полномочия не только на эксплуатацию автомобиля, но и на право его продажи. Стоит отметить, что в конце 1990‑х — начале 2000‑х генеральные доверенности были более чем популярны.
Огромное количество автомобилей меняли своих владельцев именно посредством генеральных доверенностей. Ни для кого не секрет, что подобный способ использовался (и используется) как сделка, прикрывающая куплю‑продажу. Это экономило не только время на оформление в ГАИ, но и деньги. Часто такой инструмент продажи применяли так называемые перекупщики, не желающие платить подоходные налоги с продажи второго, третьего и последующих автомобилей.
Были в ходу и чисто уголовные схемы, когда на кузове или двигателе угнанных автомобилей перебивались номера. Все эти нюансы продаж, а по сути передачи в пользование автомобиля, всплывали позже и серьезно осложняли жизнь как новым, так и прежним хозяевам. В нашей истории подводные камни и течения отсутствовали, и тем не менее Н., «продавший» в 2007 году «Ауди‑80», стал героем судебного процесса именно в силу пресловутой генеральной доверенности. Кратко почему. Гражданин, «купивший» у Н. «Ауди», какое‑то время эксплуатировал автомобиль, а потом, когда он пришел в негодность, просто бросил на стоянке возле дома № 48 по улице Кунцевщина в Минске. Через пару лет дожди, снег, солнце, туман и ветер превратили некогда легендарную модель в автохлам. С этого момента начался отсчет времени до суда.
Уравнение с неизвестным. В соответствии с законодательством срок действия так называемой генеральной доверенности составляет три года. Если в течение этого срока тот, на кого была выдана доверенность, автомобиль не продал, то автоматически он лишается права им распоряжаться. 25 апреля 2010 года доверенность, которую Н. выдал М., стала недействительной. Но это его совсем не обеспокоило. Во‑первых, прошло много лет, во‑вторых, Н. был уверен, что он продал автомобиль и дело с концом. Увы, жизнь показала, что это не так. Рассказывает нотариус Минского городского нотариального округа Юля Левицкая: «Генеральная доверенность, или правильно — доверенность на право владения, пользования и распоряжения автомобилем, не является сделкой купли‑продажи. Если, как в нашем случае с Н., срок действия доверенности истек и автомобиль не был продан, то автомобиль остается оформленным на его имя и в его собственности.
И когда в январе 2017 года городские коммунальные службы признали автомобиль неэксплуатируемым, то в тот момент именно Н. являлся его полноправным и единственным хозяином. Поэтому вполне закономерно, что сегодня расходы за эвакуацию, хранение и утилизацию возложили именно на него».
Позиция Н., не согласного с заключением специалистов и юристов, понятна. По сути, человек стал заложником обстоятельств и теперь пытается оспорить решение суда на том основании, что автомобиль был не такой уж и «убитый», а сам осмотр проводился в сумерках. У коммунальщиков своя правда. Ей делится главный специалист отдела благоустройства и санитарного состояния жилищного фонда г. Минска Юлия Федорович: «Проблема автохлама стоит давно, и мы с ней, как можем, боремся. И здесь нам всем в помощь Указ Президента от 9 августа 2011 г. № 348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации». В указе все четко и ясно прописано, и мы действуем строго в его рамках. Для сведения приведу несколько цифр. С начала этого года в столице было выявлено 1735 единиц неэксплуатируемых транспортных средств. 1710 собственникам были направлены извещения с просьбой либо утилизировать транспортное средство, либо переместить на охраняемую автостоянку. Приведено в надлежащее состояние 811 единиц. Из них 485 приведены в надлежащее состояние силами владельцев. Утилизировано, либо перевезено в гараж или на стоянку силами владельцев 217 автомобилей. Перемещено на охраняемую автостоянку организациями — 109 единиц. На контроле остается 924 автомобиля. Владельцам выслали уведомление о необходимости в течение 30 дней переместить транспортное средство на охраняемую стоянку, привести в надлежащее состояние либо утилизировать. Если собственник не объявился, службы ЖКХ имеют право в принудительном порядке перевезти автохлам на охраняемую стоянку, где брошенный автомобиль может находиться до трех месяцев. Затем он признается бесхозным и уничтожается. Владельцу транспортного средства придется оплатить расходы по его эвакуации и хранению».
Работа над ошибками. Сегодня Н. пытается оспорить решение суда. Он уверен, что его автомобиль был признан неэксплуатируемым неверно. Вот что в акте осмотра от 27 января 2017 года указали специалисты ООО «Белспецэвакуация»: «Замок багажника находится в открытом состоянии, повреждения лакокрасочного покрытия и коррозия металла по кузову, спущены колеса». По мнению Н., этого недостаточно, чтобы запретить его «Ауди» колесить по городу. Автомобильный эксперт и юрист Александр Коноплицкий и рад бы принять сторону Н., но увы: «У меня нет сомнений, что суд не примет во внимание претензии Н. Дело однозначное. Можно спорить по поводу ржавчины и спущенных колес, но как быть с еще одним положением указа, которое запрещает участие в дорожном движении транспортному средству, которое не эксплуатируется более шести месяцев со дня истечения срока действия разрешения на его допуск к участию в дорожном движении? Как давно «Ауди‑80», о которой идет речь, проходила техосмотр, уплачивался ли дорожный налог? Суд будет принимать во внимание и эти моменты».
Геометрическая прогрессия. Итак, в столичных дворах автохлама еще хватает. И он будет прирастать в геометрической прогрессии, если на это безучастно смотреть. Неравнодушным в помощь служба 115, ЖЭС, ГАИ, администрации районов и т.д. Всем миром с помощью Указа № 348 эту проблему можно решить. И чтобы не попасть в ситуацию, аналогичную Н., многим из нас стоит серьезно отнестись к этой теме. К слову, автор данного материала продал, точнее, передал по генеральной доверенности свой «Опель‑Кадет» в 1999 году. Прошло 20 лет, и мне неизвестно, что с автомобилем. Продан он кому‑то в период действия доверенности или по‑прежнему является моей собственностью и где‑то разлагается под воздействием природы и времени… И если мне вдруг придет повестка в суд с просьбой возместить расходы по эвакуации и хранению, то я буду знать, что виноват в этом сам. Поэтому наиболее полезный совет всем тем, кто однажды «продал» свой автомобиль по генеральной доверенности и забыл об этом. Не поленитесь обратиться в органы Госавтоинспекции и уточнить судьбу вашего автомобиля. Минчане могут сделать это в управлении ГАИ ГУВД Мингорисполкома по адресу: проспект Дзержинского, 3, кабинет 113. При себе необходимо иметь документы.
Итого. Если у вас за душой есть грешок в виде ржавеющего у подъезда железного и немощного друга и вам недосуг заниматься этим вопросом, не ждите, пока им займутся другие. Есть масса способов избавиться от личного автохлама. Можно обратиться в свой ЖЭС, где по вашему заявлению автомобиль отправят на утилизацию совершенно бесплатно. Можно отвезти его в Гатово в ОАО «Белвторчермет», где за каждый килограмм металлолома дадут 28 копеек. Еще один способ, и он, на мой взгляд, наиболее приемлемый — это прибегнуть к помощи коммерсантов, занимающихся сбором металлолома. Таковых в интернете много. Один звонок — и в тот же день автомобиль увезут, а в вашем кошельке станет рублей на 200 больше. В любом случае не тяните резину.
usachev@sb.by
Как доверенность, оформленная на бумаге, оказалась неидеальной
Доверенность в хлам
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.