«Мы всегда говорили, что наш успех в России — это регионы… К нам приезжают губернаторы. Мы их принимаем на самом высоком уровне», — отмечал Президент в понедельник, принимая посла Беларуси в России Дмитрия Крутого с комплексным докладом по вопросам белорусско-российского сотрудничества. В самом деле, работа по межрегиональному взаимодействию нашей страны с Российской Федерацией набирает обороты. В 2022 году Беларусь посетили 23 делегации регионов России. Кроме того, 13 делегаций российских регионов во главе с губернаторами приняли участие в Форуме регионов Беларуси и России в Гродно, также состоялось 23 визита в нашу страну российских делегаций во главе с заместителями губернаторов и 46 визитов делегаций российских регионов во главе с министрами и их заместителями. Проведено 55 заседаний двусторонних рабочих групп и советов делового сотрудничества, а сегодня обе страны готовятся к проведению юбилейного, Х Форума регионов, который пройдет в Уфе. Приступить к активному сопряжению экономических потенциалов готовы и Беларусь с Удмуртией. Две республики видят взаимный интерес в промышленной кооперации.
Ижевск — столица Удмуртии.
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Вы все-таки сердце России. Люди, которые у вас живут, могут поспособствовать решению тех проблем, которые остро стоят перед нами. <…> Потенциал хороший и в Удмуртии, и в Беларуси. Поэтому есть над чем работать. Экономика и торгово-экономические отношения — это основа, прежде всего. Поэтому будем строить свои планы таким образом, чтобы здесь добавлять, все остальные направления подтянутся следом.
На встрече с главой Республики Удмуртия Александром Бречаловым, 21 ноября 2022 года.
«Сердце России»
«Сердце России», как охарактеризовал Президент Беларуси российский регион на прошлогодней встрече с его главой Александром Бречаловым. Край родников, богатые залежи торфа. Ну и нефть, конечно: разведанных запасов почти 400 млн тонн. Естественно, Ижевский нефтеперерабатывающий завод. Машиностроение, металлургия и самый крупный в России кластер военно-промышленного комплекса. В десятке основных российских производителей мясо-молочной продукции. Все почти как у нас. Только населения намного меньше — около полутора миллионов.Тактика и стратегия
Еще до недавнего времени сотрудничество Беларуси с Удмуртией ничем особо не выделялось. По сути, стандартная торговля товарами. С запада на восток идут говядина и сыры с творогом, удобрения и металлургическая продукция. В обратном направлении — тоже металл, мебель, электрические устройства.В прошлом году ситуация стала серьезно меняться к лучшему. Во-первых, сразу на 29 процентов вырос товарооборот. Психологический рубеж в 100 млн долларов во взаимной торговле стороны также прошли. Во-вторых, Беларусь выравняла сальдо торговли с российским регионом, на этот момент поставки достигли паритета, темпы торговли наращиваются зеркально и с хорошей скоростью: первый квартал 2023 года к прошлогоднему уровню товарооборота добавил еще 26 процентов.Третья позитивная отметка — стартовали поставки в Удмуртию продукции Белорусского металлургического завода, предприятие сейчас переориентируется с западных рынков на российский. И главное: стороны серьезно задумались о кооперационных проектах. Сегодня кооперация с партнерами заключается в первую очередь в поставках деталей и агрегатов, необходимых для замещения недоступных более товаров с Запада. И здесь видятся довольно неплохие перспективы. Глава Удмуртии Александр Бречалов, посетивший на днях Москву, довольно эмоционально отозвался о процессе импортозамещения на предприятиях обеих республик:
Александр Бречалов.
— Очень здорово, я прямо от души рад, что наши европейские псевдопартнеры, которые демонстративно ушли и из России, и из Беларуси, сейчас, думаю, кусают локти. Потому, что наши предприятия успешно замещают ту номенклатуру товаров, по которой возникали временные проблемы. Например, электродвигатели Сарапульского электрогенераторного завода для низкопольных трамваев сейчас используются для техники, производимой и в России, и в Беларуси. Таких примеров очень много.
Ставка на кооперацию
В отношениях Беларуси с Удмуртией первым серьезным кооперационным проектом может стать предприятие по модернизации трамваев. У Ижевска теперь серьезная потребность в электротранспорте, и стороны активно обсуждают возможность установки на старые трамвайные тележки новых кузовов, произведенных «Белкоммунмашем». В этот момент схема сотрудничества просчитывается экономистами, и есть вероятность выпустить до конца года первые реновированные трамваи.Отдельная история потенциального сотрудничества лежит в области военно-промышленных предприятий. Ключевые российские оборонные заводы испытывают определенную потребность в станках. Как сообщили в посольстве Беларуси в России, достигнут ряд договоренностей о поставках фрезерных и осевых станков гомельского производства в Удмуртию. В свою очередь удмуртские компании готовы произвести необходимое оборудование уже по заказу гомельских производств. Это еще не совместное производство продукции, но вполне кооперация, подчеркивают в белорусской дипмиссии.
Первым серьезным кооперационным проектом может стать предприятие по модернизации трамваев.
На переговорах в Москве глава Удмуртии и посол Беларуси в России обсуждали экспорт белорусских строительных и проектных услуг. Это направление, похоже, становится весьма востребованным на всей территории России: ремонт дорог, проектирование и строительство мостов и путепроводов наполняют портфолио белорусских специалистов. В Удмуртии и для проектантов, и для строителей достаточно работы и довольно неплохие перспективы заработка, несмотря на расстояние.
— Наши дорожники изучили национальный проект «Безопасные качественные дороги», мы с главой Удмуртии еще раз «прошлись» по этим объектам — для реализации предлагается несколько мостов и путепроводов, — рассказал посол Беларуси в России Дмитрий Крутой.
— Дорожники показали пример, что можно ехать за заказом далеко и это будет выгодно.Александр Бречалов поблагодарил нас за два детских сада, которые они передали белорусам для завершения строительства. Объекты уже введены в строй, и он очень доволен качеством, сроками выполнения работ и готов пригласить наших строителей на следующие объекты. Это просто пример, когда на неких пилотных проектах мы себя зарекомендовали и будем углублять сотрудничество. Поэтому экспорт строительных услуг станет еще одной важной компонентой нашего взаимодействия.
Часть общей истории
Традиционно темой для обсуждения остается поставка машиностроительной техники, стороны готовы к расширению номенклатуры поставок и сельскохозяйственных, и коммунальных машин. Производители белорусских лифтов заинтересовались участием в модернизации лифтового оборудования Удмуртии. А министерство промышленности и торговли российского региона получило перечень материалов и комплектующих, необходимых для белорусских промышленных предприятий.Отдельной строкой во взаимодействии проходит тема авиационного сообщения.
Удмуртия заинтересована в прямом рейсе между Минском и Ижевском, аэропорт столицы республики буквально месяц назад получил статус международного, и сейчас авиаперевозчики мониторят пассажиропоток, определяя потенциал рейса и его экономику.Под эту же идею белорусские и удмуртские туроператоры сформировали перечень объектов, которые могут быть привлекательны для туристов обеих республик.
korotkin@sb.by