Как белорус создает биопротезы, не имеющие аналогов в мире

Дошли до ручки

Рукой подать до того времени, когда биоинженерия станет неотъемлемой частью нашей жизни. В этом направлении работает и уроженец нашей страны, инженер Илья Чех. Когда-то он отправился в Санкт-Петербург, чтобы обучиться робототехнике. Получив нужные знания, вместе с коллегой по работе создал компанию «Моторика», которая уже сейчас дает возможность детям и взрослым с ампутацией, травмами рук иметь индивидуальные протезы предплечья и кисти с широким функционалом. В скором будущем протезы станут самыми настоящими гаджетами! На днях Илья приехал в Минск, чтобы подарить четверым детям уникальные активные протезы.


Термопластик, ножницы, отвертка 

Конференц-зал детского реабилитационно-оздоровительного центра «Ждановичи». Не успев зайти, в дверном проеме замечаю маму Викторию Тиханенок с искоркой в глазах. Она наблюдает, как Илья Чех измеряет культю ее сына Димы, который родился с аплазией правой кисти. Вокруг на столе разложены необходимые вещи для установки протеза: специальный медицинский материал — термопластик, ножницы, отвертка, фрезер, ремкомплект, конечно же, сам тяговый протез, тазик да кипящий чайник. 

Последние элементы нужны вот для чего: после замера Илья Чех водой разогревает термопластик, чтобы тот стал мягким, как бумага, и делает из него нужную по размеру культи приемную гильзу — ту часть, что будет контактировать с рукой и крепиться к протезу. Чтобы все это уметь, а еще понимать, когда ребенку на самом деле некомфортно, разработчик и его команда, в которой уже 28 человек, обучались у специалистов Федерального научного центра реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта при Минтруда и соцзащиты России, протезных предприятий.

Протезы, которые можно мыть, окрашивают специальными аэрозольными красками и покрывают лаком, чтобы не царапались.

Приготовив гильзу, Илья прикручивает ее к протезу. На Димину ручку без кисти надевается косметический носочек, а поверх — новый красочный протез, напечатанный на 3D-принтере, который сделали специально для него. Потом просит Диму подвигать своей рукой и соответственно протезом (который замещает вес руки ребенка такого возраста), чтобы проверить, вся ли подвижность сохранилась, удобно ли мальчику. Итак, готово! Ну-ка, Дима, дай пожать тебе руку. Рукопожатие удалось! Кисть протеза ответила мне — силиконовые пальчики сжались. Раньше Диме ставили косметический пассивный протез, который только выглядел как рука. Ребенок его отвергал: «Для него это было как лишнее приспособление, которое нужно было носить с собой», — делится мама Димы, а я прошу рассмотреть протез. Он ярко-голубой, с вырезанными через 3D-печать элементами на нем: вот футболист, а вот мячик. Такой дизайн захотел сам Дима. Но почему не телесный, как цвет кожи?


Это у кого руки не доходят? 

Компания по производству протезов верхних конечностей «Моторика», которая является резидентом инновационного центра «Сколково», чаще предлагает детям выбирать цветные протезы. Ее соучредитель Илья Чех объясняет:

— С яркими и интересными протезами дети смущенно не прячут руки в карманы, они их не стесняются, а вовлекают в игру и, соответственно, полноценно развивают мышцы. Мы делаем протезы разных цветов, с мультипликационными персонажами, рисунками. Вот, смотрите, — Илья берет в руки синий протез, который скоро наденут 5-летнему Ване Даниленко. — Он выбрал с рисунком персонажа комиксов Оптимусом Праймом. 

— Диагноз Вани — аплазия правой кисти, у него на этой ручке есть только большой палец, — мама Таня перелопатила весь интернет в поисках протезов, которые мог бы носить ее сын.

Илья ЧЕХ устанавливает активный протез кисти Диме ТИХАНЕНКУ.

Уже через год такой протез нужно будет менять — дети-то растут. А пока после всех процедур подготовки Ване надевают протез, и папа Андрей радостно просит: «Сын, покажи «класс»!» Ребенок поднимает свой большой палец вверх, а четыре пальца протеза сжимаются в кулачок. 

Сегодня установят четыре протеза — для двоих мальчиков и двух девочек. Оплатила протезирование Дзержинская швейная фабрика «Элиз», ее директор Андрей Жук тоже приехал на встречу: «Каждый год выделяем деньги на благотворительность. «Моторика» выслала нам список детей, которым необходим протез, и мы подключились к работе». 

Пока мы наблюдаем за всеми действиями, приходят на консультации и другие семьи с детьми. 

Семья Королевых пришла с сыном Владиславом. 12-летний школьник сам нашел сайт Ильи Чеха и показал родителям, каким протез может быть. На консультации родители Виктория и Михаил узнали, что в 16—17 лет можно установить биоэлектрический протез — он работает с помощью электродов, которые считывают электрический потенциал от мышц культи, и информация от датчиков передается в кисть протеза, отчего получаются двигательные команды.


На стыке медицины и робототехники

— Нам, как команде инженеров, реабилитологов, психологов, неинтересно делать бегающих-прыгающих роботов для развлечения. Хочется заниматься тем, что скажется и на жизни людей, и в целом на их облике, — наконец усаживается передохнуть Илья Чех. Он и команда в первый год своего проекта сделала на заказ 6 протезов, в следующем году — 72, а в этом уже 160. Начинали делать за свой счет, потом подключился российский Фонд социального страхования, который обеспечивает инвалидов средствами реабилитации. По оценкам Чеха, в России ежегодно около 3—4 тысяч детей нуждаются в протезах, а у нас — около 300. Протезы «Моторики» в России и дети, и взрослые получают бесплатно. Детский стоит примерно 3000—4700 рублей, взрослый биоэлектрический с элементами робототехники — около 12 000 рублей. «Руками» Ильи Чеха и команды уже пользуются по всей России, в Казахстане, Чехии, Беларуси, США, Англии, Индии. Также сейчас они запустили краудфандинговую кампанию по сбору средств на разработку первого детского бионического протеза предплечья. При успешных сборах «Моторика» бесплатно протезирует ребенка и из нашей страны. 

— Мы стараемся искать спонсоров, которые могли бы помочь закупить детям протезы. Например, в Казахстане одна нефтяная компания узнала, сколько ребят нуждаются в них, и всех обеспечила ими. Что касается Беларуси — это отдельная история. Это моя родная страна — я родился в Солигорске, потом с семьей переехали в Полоцк, поэтому мне лично хочется помочь нашим детям.


С такими детскими протезами ребенок не только может взять стакан, но и держать музыкальный смычок, палитру, смартфон благодаря насадкам. Делали даже эксперимент: встроили Bluetooth-гарнитуру и датчики, которые связывались с телефоном, и ребенок мог играть через протез на смартфоне. А во взрослом протезе сделали функцию бесконтактной оплаты картой! Сейчас разработчики занимаются усовершенствованием детских «Киби» и взрослых протезов «Страдивари». Например, хотят сделать так, чтобы смартфон реагировал на касания протезом. Также встроят GSM-модуль для мобильной связи, чтобы можно было принимать через гарнитуру и контроллер протеза звонки. Следующий этап — встроят сенсорный дисплей, доступ к Wi-Fi, в общем, сделают полноценный функционал смартфона. 

— В следующем году начинаем делать протезы ног, тренажеры для восстановления после инсультов, спинальных травм и другое – все то, что на стыке робототехники и медреабилитации, человеческой модификации будущего. Затем займемся медицинской робототехникой — не только протезами, но и созданием роботов-хирургов, телеметрией, инвазивными технологиями, — подытоживает разговор Илья, завидев родителей и их детей, и берется за инструменты. 

alinakasel@gmail.com

Фото Евгения КОЛЧЕВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter