Совершенствование взимания платы за допуск к дорожному движению детально обсуждалось на совещании у Президента в середине ноября. Тогда Глава государства поручил разобраться с дорожным сбором на уровне Правительства и Парламента. Главные принципы, которыми будут руководствоваться при выработке решения этого вопроса, — простота оплаты, справедливость и возможность обеспечить сбор этого платежа. Как предлагают решить данный вопрос и когда могут заработать новые правила, выяснял корреспондент «Р».
Предполагается, что плата за пользование дорогами и отдельными элементами улично-дорожной сети будет дифференцированной.
Баланс интересов
Набившая оскомину для автомобилистов тема дорожного сбора длится с 2014 года. Именно тогда в стране появился соответствующий налог. И без его оплаты сейчас попросту не допускают к прохождению техосмотра. Сумма, надо признать, немалая. При этом штраф за отсутствие техосмотра значительно меньше суммы налога. По этой причине многие автомобилисты начали игнорировать эту обязательную процедуру. И с 2015-го наблюдается постепенное снижение количества выданных разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. По данным унитарного предприятия «Белтехосмотр», только за десять месяцев 2020-го число машин, прошедших техосмотр в сравнении с прошлым годом, сократилось почти на 37 процентов. Объясняется все просто. Автомобилисты ждут окончательного ответа: быть или не быть сбору.Правительство рассматривало несколько вариантов. К примеру, в 2018-м предлагалось отвязать уплату пошлины от прохождения техосмотра с возможностью ее оплаты через ЕРИП на срок от одного месяца. А уже год спустя дорожный сбор решили не привязывать к прохождению техосмотра, а процедуру его оплаты заметно упростить. Кроме того, был вариант включения налога в стоимость автомобильного топлива. Это вызвало много дискуссий. В итоге точки над «i» не были расставлены. И вот сейчас Правительство подготовило проект указа. Новшество — упразднить госпошлину и ввести вместо нее плату за пользование дорогами и отдельными элементами улично-дорожной сети. Она будет взиматься независимо от техосмотра. Предполагается, что платить можно дифференцированно — за месяц, несколько месяцев, год или два.
Общий знаменатель
Новые подходы на прошлой неделе детально обсудили за круглым столом в Палате представителей. Тема актуальная, поэтому и дебаты получились горячими. Тем не менее общий знаменатель найден. Член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Сергей Стельмашок поделился с нами, какой вариант рассматривается в качестве приоритетного:
— Наши граждане практически перестали проходить техосмотр и оплачивать госпошлину в связи с тем, что ее цена достаточно высока. Если брать по 2020 году, то в стране будет собрано только 14 процентов налогов от планируемых в этом отношении. Остро стоит вопрос в том, чтобы сделать схему взимания платы за дороги весьма прозрачной. Хотим мы этого или нет, но дорожного сбора, который сейчас формируется в бюджете, недостаточно для содержания дорог. Если еще основные магистрали находятся в приемлемом состоянии, то в районных центрах и деревнях они оставляют желать лучшего. Чтобы их восстановить, отремонтировать и дальше поддерживать в надлежащем состоянии, необходимы средства. Поэтому принято решение, что госпошлину мы отменим. Вместо нее будет плата за пользование дорогами и отдельными элементами улично-дорожной сети. И что самое главное — она будет отвязана от техосмотра. При этом будет действовать по заявительному принципу.
Еще один вопрос, который активно обсуждается, — необходимость внедрения дифференцированного подхода оплаты. Ведь не секрет, что сейчас характер взимания пошлины не учитывает интенсивность применения транспортного средства, а значит, и частоту эксплуатации дорог. Проще говоря, одинаково платит и тот, кто за год проезжает десятки тысяч километров, и, к примеру, пенсионер, который в сезон раз в неделю бывает на даче.
Взвешенный подход
По оценкам специалистов, новый механизм может принести в дорожный фонд дополнительно около 150 миллионов рублей в год. Сейчас ежегодно собирается примерно 300. В частности, министерство финансов ожидает, что с изменением порядка уплаты поступления вырастут до 450—500 миллионов рублей в год. При этом если бы дорожный сбор был включен в цену топлива, как ранее предлагалось, то, по словам пресс-секретаря ведомства Ирины Комар, это спровоцировало бы негативные экономические последствия:
— По нашим расчетам, включение дорожного сбора в стоимость топлива нецелесообразно. Во-первых, это приведет к росту цен на бензин, причем единовременно на десять копеек. Также это окажет инфляционное влияние на экономику. Кроме того, сразу же возникнет так называемый кассовый разрыв в дорожном фонде. Для понимания, речь идет о сумме в 120 миллионов рублей. Это средства, которые надо будет вернуть тем, кто уже заплатил сбор и для кого подорожало топливо. Во-вторых, это повлечет увеличение объемов финансирования из бюджета органов и организаций, которые в настоящее время освобождены от уплаты госпошлины. А это дополнительные расходы бюджета в расчете на год около 100 миллионов рублей. Станет невозможным и предоставление льгот отдельным категориям плательщиков. И, в-третьих, такой вариант негативно скажется на доходах бюджета из-за вынужденного уменьшения налоговой составляющей в цене на топливо, вызванного ежегодным повышением стоимости нефти для белорусских НПЗ.
— Люди приобретают горюче-смазочные материалы не только для машин, но и для использования в бытовых нуждах — стрижки газонов, распиловки дров и т. д. И не корректно, если они станут платить дорожный сбор при покупке бензина. Считаю верным отвязать его от техосмотра. А чтобы заинтересовать людей, нужно предоставлять скидки. Вопрос стоит, чтобы деньги с пошлины отчислять и на экологию. Но считаю, что это неправильно. Если люди станут еще больше проходить техосмотр, то выбросы углекислого газа в атмосферу будут заметно регулироваться. И это даст синергетический эффект. И самое важное здесь — вопросы дорожной безопасности. Ведь в регионах, не секрет, люди практически не проходят техосмотры из-за действия дорожного сбора. Другие используют технику раз в сезон или раз в год, а платить приходится за целый год.
Контроль за уплатой предполагается с помощью фото- и видеофиксации. Сейчас все предложения формируются в общий пакет и будут вноситься на рассмотрение Президента. Предполагается, что в результате выйдет либо соответствующий указ, либо закон. Эксперты заверяют: обоюдное решение законодательной и исполнительной власти может заработать уже с 1 января 2021 года.
sichevich@sb.by