Занятия автоспортом никогда не были дешевым удовольствием. И полагать, что можно научиться хорошо ездить на спортивных машинах, не имея денежных средств, было бы крайне наивно. Даже самым талантливым мальчишкам нужны условия и возможности, чтобы проявлять свой талант и развивать природные данные настоящего гонщика. Если, конечно, таковые имеются.
Но если мальчику из небогатой семьи все же удалось где-то на каком-то уровне показать свои способности, то вовсе не значит, что у него тут же найдутся спонсоры, желающие оплачивать его карьеру. Чаще всего это бывают либо родители, либо друзья родителей, либо родители друзей этого действительно талантливого мальчика. Фантазии на тему «Золушки» и появляющейся всемогущей феи в автоспорте не только не полезны, но даже вредны.
Поэтому неудивительно, что в автоспорт в большинстве своем приходят дети из богатых семей. И уже среди них затем ведется селекционная работа по продвижению в элитные чемпионаты. Понятно, что главной целью все мало-мальски умеющие гоняться мальчишки, имеющие финансовую поддержку, ставят себе «Формулу-1». И поэтому зачастую возникает ложное представление о том, что за деньги можно купить в автоспорте все. Сразу оговоримся:
машину, автодром, и даже чемпионат, специально организованный для того, чтобы сынишка богатенького папаши мог тренироваться и... побеждать, действительно можно купить за деньги. Точнее сказать, за большие деньги. В истории «Формулы-1» есть много показательных примеров на эту тему. Да, и другие элитные чемпионаты знакомы с понятием «рента-драйвер», когда за деньги можно купить себе место в машине и погоняться на каком-нибудь Гран-при. Или даже провести целый сезон вместе с одаренными пилотами.
Разумеется, надо уметь хоть немножко не просто ездить на машине, но и гоняться на треках. Иначе или разобьешься, или тебя все будут шпынять, как никчемный материал, пусть даже и упакованный в «золотую одежку».
Кстати сказать, в «Больших призах» издавна была введена первая превентивная мера, которая позволяет отсеивать совсем уж бесталанных. Это норматив в 107 %. То есть если вы, к примеру, не можете проехать зачетный круг быстрее, чем за 107 условных секунд, если время лидера взять за 100, то это означает, что к гонке вас не допустят.
Но если раньше, при действительно разных уровнях машин, даже в одном классе, 7 % было небольшой величиной, и бывало отсеивалась половина желающих попасть на стартовую решетку, то теперь в «Формулу-1» приходят достаточно подготовленные гонщики. И проблем с прохождением 107-процентного барьера в последние годы практически не было.
Поэтому богатым родителям приходится изрядно попотеть, чтобы их любимые чада были готовы к такому испытанию. Наиболее яркими примерами здесь можно назвать Джолиана Палмера и Лэнса Стролла. Для первого папа Джонатан организовал собственный чемпионат, чтобы натаскать парнишку по пилотированию. Затем Джолиан четыре года упорно трудился в чемпионате ГП2, пока досрочно не стал чемпионом в 2014-м.
Однако два неполных сезона в первой «Формуле» в 2016 и 2017 годах не принесли для Джолиана ожидаемого успеха. Заработанные девять очков, лучший финиш шестым не уберегли ему место в команде «Рено». Французы заменили британца до окончания сезона на более успешного Карлоса Сайнса.
Отец канадского гонщика Лэнса Стролла пошел несколько по иному пути. Все началось в 2008 году, когда 9-летний Лэнс исправно выигрывал все, что проводилось в Канаде в категории картинга. И пусть в последующие годы успехи обходили стороной растущего
Лэнса, папа продолжал верить, что сын достоин самого элитного чемпионата. В 2014 году с первого же сезона канадский мальчишка становится чемпионом «Формулы-4». Затем на следующий год – пятое место в «Формуле-3» и чемпионский титул в формульном чемпионате «Тойота». В 2016-м Лэнс становится тест-пилотом команды «Уильямс» и параллельно выигрывает чемпионат прототипов, продолжая набираться опыта по всем формульным трассам, где отец покупает ему возможность тренировок на болидах прошлых поколений.
В 2017 году Лэнс становится боевым пилотом «Формулы-1» и даже поднимается в силу стечения обстоятельств на подиум в Баку, где болиды «Уильямса» были неожиданно быстрыми и хорошо управляемыми. И это при том, что Лэнсу было на момент дебюта всего 18 лет.
Его приход в «Формулу-1» был вслед за еще одним суперталантливым подростком из Голландии, папа которого в свое время пытался чего-то добиться в «Больших призах», но так и не смог даже однажды подняться на подиум. Речь о Максе Ферстаппене, который стал первым и теперь уже единственным несовершеннолетним мальчишкой, которого пустили в «Формулу-1» и дали гоночную суперлицензию.
Совершив данный поступок, FIA постфактум сама испугалась сделанного. И решила, что надо поставить еще один барьер, чтобы в элитные гонки не попадали подростки, пусть даже у них будут деньги. Было введено ограничение на возраст – 18 лет. А чтобы не только деньги были решающим фактором для отбора талантов, ввели систему баллов. То есть для получения гоночной суперлицензии необходимо выигрывать или быть призерами определенных чемпионатов. Правда, сейчас это совсем не волнует Макса, которому в сентябре исполнится уже 20 лет. Он исполнил свою первую мечту (он пилот «Формулы-1») и готовится к исполнению своей главной мечты – в ближайшие несколько лет стать чемпионом мира.
Петр ПОПЕЛУШКО, Владимир ВАСИЛЬЕВ.
Как молодые гонщики становятся пилотами «Формулы-1»? За деньги
Дорогу кошельку
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.