![](/upload/iblock/793/793ebd1122a1b7968b90b20df19a9968.jpg)
Но если мальчику из небогатой семьи все же удалось где-то на каком-то уровне показать свои способности, то вовсе не значит, что у него тут же найдутся спонсоры, желающие оплачивать его карьеру. Чаще всего это бывают либо родители, либо друзья родителей, либо родители друзей этого действительно талантливого мальчика. Фантазии на тему «Золушки» и появляющейся всемогущей феи в автоспорте не только не полезны, но даже вредны.
Поэтому неудивительно, что в автоспорт в большинстве своем приходят дети из богатых семей. И уже среди них затем ведется селекционная работа по продвижению в элитные чемпионаты. Понятно, что главной целью все мало-мальски умеющие гоняться мальчишки, имеющие финансовую поддержку, ставят себе «Формулу-1». И поэтому зачастую возникает ложное представление о том, что за деньги можно купить в автоспорте все. Сразу оговоримся: машину, автодром, и даже чемпионат, специально организованный для того, чтобы сынишка богатенького папаши мог тренироваться и... побеждать, действительно можно купить за деньги. Точнее сказать, за большие деньги. В истории «Формулы-1» есть много показательных примеров на эту тему. Да, и другие элитные чемпионаты знакомы с понятием «рента-драйвер», когда за деньги можно купить себе место в машине и погоняться на каком-нибудь Гран-при. Или даже провести целый сезон вместе с одаренными пилотами.
Разумеется, надо уметь хоть немножко не просто ездить на машине, но и гоняться на треках. Иначе или разобьешься, или тебя все будут шпынять, как никчемный материал, пусть даже и упакованный в «золотую одежку».
Кстати сказать, в «Больших призах» издавна была введена первая превентивная мера, которая позволяет отсеивать совсем уж бесталанных. Это норматив в 107 %. То есть если вы, к примеру, не можете проехать зачетный круг быстрее, чем за 107 условных секунд, если время лидера взять за 100, то это означает, что к гонке вас не допустят.
Но если раньше, при действительно разных уровнях машин, даже в одном классе, 7 % было небольшой величиной, и бывало отсеивалась половина желающих попасть на стартовую решетку, то теперь в «Формулу-1» приходят достаточно подготовленные гонщики. И проблем с прохождением 107-процентного барьера в последние годы практически не было.
![](/upload/iblock/39f/39f08acdd639bc8b6c03681d8422d753.jpg)
Однако два неполных сезона в первой «Формуле» в 2016 и 2017 годах не принесли для Джолиана ожидаемого успеха. Заработанные девять очков, лучший финиш шестым не уберегли ему место в команде «Рено». Французы заменили британца до окончания сезона на более успешного Карлоса Сайнса.
Отец канадского гонщика Лэнса Стролла пошел несколько по иному пути. Все началось в 2008 году, когда 9-летний Лэнс исправно выигрывал все, что проводилось в Канаде в категории картинга. И пусть в последующие годы успехи обходили стороной растущего
![](/upload/iblock/ac0/ac005bb55c14511292ee80f37ab48bc3.jpg)
В 2017 году Лэнс становится боевым пилотом «Формулы-1» и даже поднимается в силу стечения обстоятельств на подиум в Баку, где болиды «Уильямса» были неожиданно быстрыми и хорошо управляемыми. И это при том, что Лэнсу было на момент дебюта всего 18 лет.
![](/upload/iblock/ac2/ac2b72a9080c50259b32864442576bef.jpg)
Совершив данный поступок, FIA постфактум сама испугалась сделанного. И решила, что надо поставить еще один барьер, чтобы в элитные гонки не попадали подростки, пусть даже у них будут деньги. Было введено ограничение на возраст – 18 лет. А чтобы не только деньги были решающим фактором для отбора талантов, ввели систему баллов. То есть для получения гоночной суперлицензии необходимо выигрывать или быть призерами определенных чемпионатов. Правда, сейчас это совсем не волнует Макса, которому в сентябре исполнится уже 20 лет. Он исполнил свою первую мечту (он пилот «Формулы-1») и готовится к исполнению своей главной мечты – в ближайшие несколько лет стать чемпионом мира.
Петр ПОПЕЛУШКО, Владимир ВАСИЛЬЕВ.