...Более часа вынуждены идти пешком жители деревни Евсеевичи до ближайшей остановки, откуда можно было бы добраться до цивилизации. Из–за плохих дорог сельчане отрезаны от нормальной жизни, а это значит, что аптеки, поликлиники, магазины, почта — вне зоны доступа. Люди делятся насущным:
— И скорая помощь иногда не может к нам доехать.
— Аптека у нас в Грозово. А туда 7 километров. И не каждый сможет дойти...
— Никуда не добраться. А что, людям здесь жить не надо?
— Автолавка и та ездить не хочет...
Сельчане жалуются, связь с внешним миром поддерживают только через почтальона — она и пенсию привезет, и лекарства купит. А продукты несколько раз на неделе автолавка доставит. Но только если доедет. Водитель автолавки признается:
— Я туда даже не еду... Вот тут разворачиваюсь, и все.
Продавец автолавки Светлана Чемова поясняет — дело не в нежелании работников магазина на колесах прибыть к потребителям. И показывает на товары передвижного магазина:
— Не хватает рук удерживать это. Потому что колдобины, ямы. Товар бьется, падает. Мы ездим еще в деревни Загоровщина, Староселье — там тоже ужасные дороги, невозможно ехать. Буквально все в машине трясется.
Зимой здесь живут более 60 человек, летом население удваивается — приезжают дачники. Из года в год они просят райисполком проблему решить. Дорожники реагируют, дорогу подсыпают, но хватает ее едва ли на месяц–второй.
«3,5 километра мы, пенсионерки, идем пешком», — жалуются тележурналистам местные жители Копыльщины.
Именно отсутствие нормальной дороги сельчане называют главной бедой района. Она могла бы соединить Евсеевичи (и другие поселки) с трассой Копыль — Слуцк через агрогородок Грозово. А это не только блага цивилизованного мира, но и дополнительные варианты для трудоустройства здешних жителей. А так, сетуют сельчане, местные власти о них забыли. Опрос людей, который провели корреспонденты АТН, звучит как крик души:— Ребенку не выйти, в магазин пройти невозможно. Один раз дочка упала и разбила голову на этих камнях.
— После каждого летнего сезона возвращаемся в город, и приходится обращаться в СТО, чтобы проверили подвеску. И влетаем в копеечку, потому что приходится менять детали.
Собственно говоря, каждый километр дорог Копыльского района и съемочная группа Агентства теленовостей прочувствовала на себе. Журналист АТН Вероника Бута делится впечатлениями:
— Визитной карточкой Беларуси долгие годы были дороги. Но сегодня водители этот факт уже ставят под сомнение. Да, практически все республиканские магистрали получили второе дыхание, появилось и второе кольцо. А вот дороги в глубинке до сих пор оставались в тени. И некоторые деревни изолированы от нормальной жизни.
О том, что местным дорогам остро необходим ремонт, заговорили в прошлом году на самом высоком уровне. Этот вопрос на личный контроль взял Президент. Александр Лукашенко поручил реанимировать дорожное сообщение: в прошлом году впервые дороги местного значения тоже включили в госпрограмму. У них появился шанс на обновление. В октябре 2017 года, посещая Слуцкий район, Президент заявил:
— Нам надо местную сеть дорог поднять до уровня республиканских дорог. Я имею в виду не в ширину и высоту, а чтобы люди могли по качественным дорогам перемещаться.
На первых порах (до 2020 года) реанимируют 7 тысяч километров. В каждой области определили самые больные точки местных артерий. Первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко поясняет:
— Это основные дороги, которые востребованы непосредственно населением, самые грузонапряженные участки этих дорог, подъезды к каким–то значимым объектам, значимым населенным пунктам.
На приведение местных дорог в порядок выделили 900 млн рублей. Почти 2,5 тысячи километров уже радуют автовладельцев, к концу года работы завершат еще на участках общей протяженностью 800 километров. Всего же требуют ремонта треть местных дорог — а это 20 тысяч километров. У 80% региональных артерий сроки эксплуатации просрочены вдвое.
Например, дорога от Орли до станции Рожанка в Щучинском районе была построена еще в 80–х. Капитальный ремонт провели в 1995 году — и с тех пор только дыры латают. Начальник ДРСУ № 161 КУП «Гроднооблдорстрой» Мечислав Стельмашок о своих проблемных дорогах знает. Их в районе — почти тысяча километров, и большинство участков требуют реконструкции. Денег на все не хватает:
— В этом году сделали 2,3 километра в гравийном исполнении и 1,7 — асфальтобетона. Уже лет на 15 комфорт будет обеспечен. Мы по программе все подъезды к агрогородкам до 2020 года сделаем.
А пока только ямочный ремонт, но таким перспективам не рады местные жители. Местные дороги области мониторят (не без помощи обращений водителей) и проверяющие органы. Главный специалист управления КГК Гродненской области Игорь Гуламов отмечает, что поручения Президента выполняются не в полном объеме:
— Было дано поручение облисполкому принять меры по приведению в 2016 — 2017 годах всех дорог от агрогородков до соответствующих райцентров в надлежащее состояние. У нас таких дорог по Гродненской области 1,1 тысячи километров. На 305 километрах — просроченные ремонтные сроки, причем ремонт выполнен лишь на 51 километре.
Между тем вся сеть местных дорог — это почти 71 тысяча километров. Твердое покрытие имеют около 60 тысяч. Но на многих участках асфальт укладывали 30 лет назад, и он нуждается в срочной реновации. Между тем поручение Президента жесткое: ситуацию исправить! Определиться с технологиями и дорожной техникой. Чтобы было недорого, но качественно. К примеру, появился автогрейдер — новинка «Амкодора», которая позволяет отказаться от импортной техники. Сегодня в стране около 450 похожих по функционалу машин, в основном зарубежных, но этот парк изношен на 80%. Расширить линейку техники нашим промышленникам в минувшем году поручил Президент. Первые белорусские образцы — уже на дорогах Минской области. Директор ЗАО «Амкодор–Спецсервис» Александр Грабовский доволен:
— Заключен контракт на 100 единиц техники и на навесное оборудование. На сумму 17 миллионов рублей.
Между тем хороший автогрейдер — как заливка фундамента для дома: залог качественной дороги. Сегодня «Амкодор» (а это основной в стране производитель дорожно–строительной техники) собирает не просто машины, а создает технологии. В этом году в линейке появились новые погрузчики, к концу года обещают опытную модель бульдозера, разрабатывают каток для укладки дороги. А вот ресайклер, говорят промышленники, производить экономически невыгодно. На всю страну таких две машины. Одну из них (а главное — результат ее работы) презентовали Президенту в октябре прошлого года. Техника, как в мясорубке, перемалывает старый асфальт, перемешивает его с битумными добавками и сразу укладывает.
Дорожная классика — бетон укатывают асфальтоукладчиком. Конечно, такое покрытие гораздо дороже, но и служит в два раза дольше. Вариант для создания дорог «с нуля». Предложение для гравийки — новая технология, широко используемая на Брестчине: устройство дорожного основания из грунта, укрепленного цементом и добавками.
Какую из технологий и в каком регионе страны выбрать при ремонте местных дорог, зависит от многих факторов — климата, потока транспорта, состояния полотна, назначения и, безусловно, бюджета.
Хорошие дороги — это важная часть и транзитного имиджа страны, и внутреннего комфорта, и безопасности. Беларусь по качеству покрытия на 68–м месте среди 148 стран мира. И депутат Андрей Рыбак убежден:
— Без привлечения государственно–частного партнерства, без привлечения частной инициативы мы все дороги — и республиканские, и местные, и дороги населенных пунктов — не отремонтируем. Сейчас наша комиссия работает над законопроектом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».
Этот документ планируют принять уже осенью. Параллельно с этим разрабатывают наиболее справедливый механизм уплаты госпошлины. Но пока к единому мнению не пришли: вопрос щепетильный. Транспортный сбор давно существует во многих странах. В США он включен в цену топлива, в Австралии нужно заплатить 10% от стоимости машины, в Дании при регистрации авто возьмут 105% от его цены. В Китае и вовсе почти все дороги платные.
В нашей стране к концу осени государственную программу пересмотрят. Объем работы оставят прежним, а вот ревизию местных дорог проведут еще раз. И, возможно, у жителей деревень, изолированных от цивилизации, тоже появится шанс на лучшую жизнь.